17 октября отмечается День лешего, или, как его еще называют, Ерофеев день. Раньше в народной традиции считалось, что ежегодно в этот день лешие устраивают своеобразный «праздник». Расставаясь на зиму с лесом, они бесятся: носятся среди деревьев, дерутся друг с другом, подымают ветры, роют землю, разгоняют всех зверей по норам, с треском ломают деревья, проверяют свои владения. И, наконец, проваливаются сквозь землю, чтобы вновь появиться только весной. В лес в это время ходить не советовали, так как лешие могут утащить человека в свое царство, чтоб не скучно было зимой. Вновь появляются лешие только весной, когда начинает таять снег. В коми мифологии есть «родной брат» лешего – вöрса. И повадки у них схожие.
Шапка задом наперед
Представление о мистическом хозяине леса уходит корнями в глубокую древность. Слово «леший» упоминается в литературных памятниках начиная с XVII века, однако существуют средневековые жития святых, в которых описываются бесы с поведением, присущим лешему. О лешем записано множество быличек – простых страшных историй о личной встрече рассказчика или его знакомых с лешим, бывальщин – более сложных якобы реальных историй с сюжетом – и поверий – суеверных убеждений в существовании мистических связей между явлениями. Есть также бытовые сказки, в которых упоминается леший.
Облик лешего в быличках обычно сближался с человеческим. Иногда это «огромный старик с длинною седою бородою, в белом с широкими рукавами балахоне, большого роста, но может показаться очень маленьким». Лешего часто наделяют признаками животного: хвостом, рогами, копытами. Он может легко изменять свой рост, вырастать выше деревьев или стать ниже травы. На Русском Севере существовало представление, что лешие разделяются по размеру на лесовиков, боровиков и моховиков.
Характерным отличием лешего считалась «неправильность» в одежде: по поверьям, левая сторона его одежды запахнута на правую, левый сапог надет на правую ногу, а шапка – задом наперед (сейчас многие так носят бейсболки). Леший не носит пояса и нательного креста, не касается освященных предметов; любит «эхом» повторять последние слова собеседника, а когда садится, то левую ногу закидывает на правую.
Одежда у лешего может быть черная, зеленая, красная и белая. У него нет ресниц и бровей, темно-синие или белые глаза никогда не смыкаются, или же правый глаз неподвижный и больше левого. Волосы он зачесывает налево, на макушке – красная плешь, на ногах и руках кривые ногти, у него нет правого уха и он не отбрасывает тень. К тому же, у лешего синяя кровь, поэтому кожа у него с синеватым оттенком.
Леший может перемещаться по людским дорогам, но в лесу есть у него и собственные невидимые пути, не совпадающие с людскими, попасть на них опасно для человека – можно заблудиться. Существовали представления, что лешие активны в переходные часы: ночью (особенно в полночь), на утренней заре, в полдень, или в некий «худой час».
По народным поверьям, попадая в лес, необходимо быть предельно осторожным, чтобы нечаянно не оказаться во власти лешего. Он может испугать, завести в глухую чащобу, лишить охотника трофея. Чтобы уберечься от лешего, нужно вывернуть наизнанку одежду и поменять ботинки с одной ноги на другую. У лешего все перевернуто, поэтому он и человека в таком виде не узнает, примет за своего и отпустит.
Местом проживания лешего считали дремучие еловые чащобы и болота. В лесу он ведет себя как хозяин: перегоняет с места на место зверей, следит за ростом деревьев, грибов, ягод.
По народному убеждению, у лешего, как и у людей, есть своя семья: жена, дети, отец и мать, родственники. Женами леших обычно считали потерявшихся в лесу или проклятых и унесенных лешим девушек и женщин, а также женских лесных духов (лешух, лешачих, русалок). Свадьбы лешие празднуют очень шумно: они всегда сопровождаются сильным ветром, вихрем, если их свадебный поезд идет через деревню, то непременно со многих домов снесет крыши, а если лесом, то свалит много деревьев.
Леший не только похищает людей, но и «шутит» над ними. Он любит пугать людей, идущих по лесу, громким хохотом, свистом или шумом.
Владыка пармы
Образ лешего существует в мифологии многих народов. Это вöрса у коми, арзюри у чувашей, вирява у мордвы, менкв у хантов и манси, нюлэсмурт у удмуртов, пицен у сибирских татар, шурале у казанских татар и башкир и другие. Отчасти схожими персонажами являются греческие сатиры, римские фавны, европейские эльфы.
Среди многочисленных духов больше всего коми охотники опасались вöрсы (вöр-куль – «лесной черт», вöра-морт – «лесной человек», у коми-пермяков – вöрысь). Это владыка леса, следивший за промысловой деятельностью охотников. Как хозяин, вöрса заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных и растений. Он считался строгим, но не жестоким. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку и проказничающей нечистой силе. С другой стороны, вöрсу считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку. По народным представлениям, он мог обеспечить удачу на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо принести ему дар и заключить с ним договор.
Вöрса не вредит людям, соблюдающим все нормы и правила поведения в лесу, предупреждает без каких-либо особых последствий за мелкие нарушения, но за серьезные проступки может полностью лишить удачи в охоте. Если охотник вторгся во владения вöрсы, то зимой тот мог приморозить сани к дороге. Он мог наказать охотников, стреляющих добычу без меры, а воров и убийц, зашедших в лес, вообще мог не выпустить обратно, сгубить в чащобе.
Вöрса мог быть опасным для человека, когда тот нарушал правила: запреты приходить в лес в «неурочное» время и посещать заповедные места, ограничения на охоту, сбор грибов и ягод, вырубку деревьев. Обычно лесные хозяева наказывали слишком жадных охотников и лесорубов, забирающих дары природы сверх всякой меры – таких вöрса мог покарать увечьем или гибелью. Для обычных охотников и собирателей даров леса, случайно попавших на «тропу духов», наказание чаще носило назидательный характер и ограничивалось тем, что лесной хозяин пугал людей звуками, «водил» по лесу, сбивая с дороги, но в итоге отпускал. Коми охотники приносили лесному хозяину дары, чтобы его задобрить; верили, что некоторые пастухи и охотники могли водить дружбу с вöрсой. Для обеспечения удачи в промысле полагалось приносить ему дары. С заходом солнца дары относили в лес и оставляли там на осиновом пне. Существовало поверье, что лесные духи любят сказки, поэтому их рассказывали вечером, чтобы на следующий день была удача в промысле.
Так, например, в одном из фольклорных текстов речь идет о двух братьях, снимавших в охотничьей избушке шкурки с добытых белок. Один из них неумеренно расхвастался, говоря, что он смог бы снять шкурки с любого количества белок. Тотчас из дымоволока непрерывным потоком посыпались белки. Груда беличьих тушек погребла под собой хвастуна, он едва не задохнулся. В другой быличке говорится об охотнике, который из-за неудачной охоты стал сквернословить. Неведомая сила развернула его и выбросила из леса. С тех пор удача навсегда отвернулась от сквернослова, и он был вынужден бросить охоту.
Охотники верили, что, если кто-либо возьмет сложенных в хранилище чужих белок или рябчиков, сам в течение года не добудет ни одной штуки. Такое же наказание ожидало промысловика, утаившего часть добычи при артельной охоте.
Шалостями вöрсы объяснялась и потеря ориентировки в лесу. Чтобы найти верную дорогу, заблудившемуся следовало перевернуть стельки в обуви.
Нравы и обычаи
Считается, что лешие могут враждовать между собой (говорится о битвах леших друг с другом, в качестве оружия использующих деревья и валуны), с чертями, водяными, полевыми и домовыми. В коми фольклоре есть сюжет о борьбе вöрсы с водяным-васой, в котором охотник оказывает вöрсе помощь. Так, по одной из версий, фольклорный герой – охотник Йиркап – именно от вöрсы узнал о существовании волшебного «своего» дерева (ас пу), из которого сделал себе волшебные лыжи-самоходы. Йиркап спас вöрсу, выстрелив из лука в водяного.
В другой быличке рассказано, что однажды охотник шел мимо плотины и увидел, как толпа водяных набросилась на лешего, забрасывая его камнями. Вöрса пытался отбиться от них деревом, выдернутым из земли с корнем, но водяные одерживали верх. Тогда вöрса крикнул охотнику, чтобы тот выстрелил в главного водяного – тот как раз вышел из воды в золотом кафтане и шапке. Охотник попал в водяного из ружья, а леший тем временем расправился с мелкими духами воды. Благодарный вöрса пригласил помощника к себе в избу, угостил и дал денег.
Порой вöрса шумно летал над деревьями в лесу, появляясь и исчезая как птица, а иногда мог обернуться небольшим зверем. Например, кошкой. А мог принять образ вихря –шугвея.
Вöрса со своей семьей жил в треугольной избе на болоте, занимался обычным крестьянским хозяйством, звери были его скотом, а птицы – курами. Интересно, что лай его собаки не вызывал эха в лесу, а лучшие охотничьи собаки считались бывшими псами вöрсы. Если охотник, встретив во время промысла собаку вöрсы, скармливал ей кусок хлеба, она становилась его собственностью. Считалось, что такие собаки очень добычливы.
Детей, проклятых матерями, вöрса мог и украсть. Более благосклонен он был к «непроклятым» детям. Так, в одной из быличек вöрса украл мальчика, взятого родителями на покос. Его долго искали, но не нашли. Наконец, он появился на покосе целый и невредимый. Мальчик рассказывал, что все это время находился в доме вöрсы, жена которого качала его в зыбке и кормила хлебом, молоком и ягодами. В другой быличке говорится о похищении вöрсой маленькой девочки. Она находилась у него дома три дня, подметала пол и нянчила ребенка. Тяжелой работы ей не давали, а потом и вовсе отпустили.
Считается, что для людей, попавших в дом вöрсы, изменяется ход времени. За пять лет молодые становятся седыми стариками. В быличке о похищенной вöрсой в начале 1930-х годов молодой женщине говорится, что она пробыла в его доме всего месяц-другой, а вернулась седой старухой.
Артур АРТЕЕВ
Иллюстрация из открытых источников
Оставьте первый комментарий для "Секреты лесного хозяина"