Художник из выселка Революции

В Сыктывкаре показали этносферу Измаила Ефимова

Персональная выставка почетного члена Российской академии художеств, заслуженного художника Российской Федерации, народного художника Республики Марий Эл Измаила Ефимова открылась 15 октября в Сыктывкаре. Экспозиция представлена в выставочном зале Национального музея Коми.

Здесь показаны этнофутуристические произведения разных лет, отражающие опыт мифотворчества и связи с реальностью. «Выбранная художественная форма Измаила Ефимова, которую можно назвать и «орнаментальной», и «декоративно-узорчатой» или «просто абстрактной», позволяет говорить со зрителем первообразами, погружая в традиции мифологического и языческого миропонимания народов, окружающего мира и космоса, – отмечено в анонсе выставки. – Через движение узоров и линий, взаимодействие плоскостей, через элементы марийского орнамента и их символику художнику удается показать зрителю место исконных, традиционных ценностей в современном мире изобразительного искусства».

Измаил Ефимов родился в 1946 году в деревне Порандайкино Горномарийского района Марийской АССР. Его детство и школьные годы прошли в населенном пункте под названием выселок Революция, в котором некогда располагался женский монастырь. После окончания семилетней школы Измаилу предлагали учиться на тракториста, однако он выбрал для себя другой путь и поехал поступать в Нижегородское художественное училище. Но провалил экзамены и продолжил учебу в школе. В старших классах Измаил познакомился с художником Иваном Пландиным, который помог ему подготовиться к поступлению в Казанское художественное училище. В 1971 году, сразу после окончания этого училища, Измаил поступил в Московский художественный институт имени Сурикова.

В конце 1980-х годов после многолетней работы в стиле реализма Ефимов стал экспериментировать и создал серию живописных и акварельных работ символического абстрактного стиля. На выставке в 1993 году он представил акварельные работы с элементами язычества, космогонизма и модернизма. Новое стилистическое направление было обозначено культурологами как этнофутуризм. Это историческое прошлое, духовное наследие (этно) и открытое будущее (футуризм), выраженное в авангардных формах. Идея состоит в слиянии двух противоположностей в культуре: с одной стороны, свое и древнее, с другой стороны – всемирное и новое.

В этнофутуристических картинах Ефимова – движение узоров и линий, элементы марийского орнамента. Его художественная форма погружает в традиции мифологического и языческого миропонимания народов, окружающего мира и космоса.

В августе 2018 года в Финно-угорском этнокультурном парке в селе Ыб Сыктывдинского района Коми проходил этнофутуристический симпозиум «Архаика и Современность». В нем участвовал и Измаил Ефимов. Художники побывали в художественной усадьбе Юрия Филипповского в деревне Разгорт, в отделе этнографии Национального музея.  Измаил Ефимов в Национальном музее Коми увидел верхневычегодский орнамент на прялках, который использовал в своей живописи основоположник абстрактной живописи в России Василий Кандинский. И свой диптих «Диалог с Кандинским в Коми» Ефимов написал по мотивам вычегодской росписи и творчества Кандинского.

Измаил Ефимов не смог приехать на открытие выставки. Но о своем знакомстве с ним рассказали наши художники Юрий Лисовский и Юрий Филипповский.

Выставка будет работать в Сыктывкаре до 15 декабря.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Художник из выселка Революции"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.