Семьдесят лет назад Инта получила статус города. 1 января 1954 года из состава Кожвинского района был выведен Интинский район с центром в поселке Верхняя Инта. «Один из крупнейших районов Коми АССР, – писала газета «За новый Север» в январе 1954 года. – На его территории расположены десять колхозов, семь крупных сельхозов, два совхоза. Ведущая отрасль хозяйства – угольная промышленность». 4 октября 1954 года поселок Инта Указом Президиума Верховного Совета РСФСР преобразован в город.
Топоним «Инта» в переводе с ненецкого языка означает «место, обильное водой». Поселок «Рудник Большая Инта» возник в 1932 году в связи с открытием месторождения угля на реке Большая Инта. С 1940 года началось промышленное освоение Интинского угольного месторождения, и на берегу Большой Инты был образован поселок. Добыча угля началась в 1943 году, и тогда же первый состав с интинским углем был отправлен в осажденный Ленинград.
Башня на гербе
Осенью 1954 года Инта получила статус города и башню из красного кирпича. Кирпичная водонапорная башня по праву считается главной достопримечательностью Инты и даже изображена на гербе города. Возвели 54-метровую башню в 1954 году в непривычном для советской эпохи архитектурном готическом стиле. Долгое время она служила по своему прямому назначению и обеспечивала водой горожан, а с осени 2014 года в башне работает музей.
Строительство башни началось в мае 1953-го, а завершилось в «красный день календаря» – 7 ноября 1954 года. Разработкой проекта башни занимались заключенные особого минерального лагеря: архитектор Илья Райский и инженер-конструктор Борис Аленцев. Работали они под руководством главного архитектора – начальника проектной конторы «Интастрой» Ивана Хоменко. В проектировании также участвовал политзаключенный Инталага Артур Густав Тамвелиус. Шведский архитектор-художник и придал башне столь изысканный европейский вид. Но Тамвелиус не сумел бы самостоятельно все сделать. Ведь он был не архитектором, а художником-декоратором, поэтому работал под руководством Ивана Хоменко. По мнению специалистов-архитекторов, отнести башню к сталинскому классицизму нельзя. Это эклектичный стиль, напоминающий позднюю «пламенеющую» готику.
Высота башни вместе со звездой составляет 54 с половиной метра (и пять метров глубина фундамента), и ее видно из любой точки города. Башня напоминает старую крепость – она сложена декоративной цветной кладкой красного и желтого кирпича, имеет высокие окна и зубчатые края. Зубцы «ласточкин хвост» по своей форме напоминают стены Московского Кремля. Башню венчал десятиметровый ажурный металлический шпиль с раскрытыми лепестками, напоминающими лотос, из которого поднимается пятиконечная звезда. Если бы башню строили при Никите Хрущеве – известном противнике архитектурных излишеств, то она лишилась бы всей своей неповторимой красоты.
В 1982 году исполком Интинского горсовета утвердил герб города, на котором помещено изображение башни. Но это все-таки официально скорее не герб, а эмблема города. В 2000 году сооружение получило официальный статус республиканского памятника истории и культуры. В 2011-м башня была реконструирована, так как находилась в аварийном состоянии. С 2012 года она является структурным подразделением краеведческого музея. На первых двух ярусах башни обосновался музей истории политических репрессий. Его официальное открытие состоялось 4 октября 2014 года – в день шестидесятилетия города.
Вавилонская башня
В строительных работах участвовали в основном заключенные Инталага и Минлага. Так как на строительстве работали представители разных национальностей, которые говорили на своих родных языках, то возводимую башню назвали Вавилонской. Башня стала первым зданием такой высоты, построенным в условиях вечной мерзлоты, к тому же прямо на артезианской скважине. По первому проекту водонапорная башня должна была стать обычным архитектурным строением в виде металлической бочки, как и большинство водокачек страны. Но сохранилась легенда о том, что вмешался увидевший чертежи проекта Артур Тамвелиус. Он якобы сказал, что такие башни можно строить только на товарных станциях для заправки водой паровозов, и попросил дать возможность доработать проект. Сохранились его проекты башни разных лет, и видно, как он менял свое представление о ней.
О судьбе эстонского шведа Тамвелиуса в своих воспоминаниях упомянул бывший интинский политзаключенный Дмитрий Санин: «С 1946 по 1948 год Тамвелиус работал главным художником-декоратором центрального клуба в Инте. Я часто бывал в его мастерской, тем более что Артур никогда не возражал против моего присутствия. Он был лет на двадцать старше меня. Его тактичность и приветливость действовали на меня успокаивающе. Я рассказал ему свою печальную историю, а он поведал мне свою. Оказывается, он был арестован за шпионаж. Артур с раннего детства очень любил историю, музыку, театр, увлекался живописью и архитектурой. Незадолго до войны 1941 года родители отправили его в творческую поездку по Европе. Все, что он видел в Италии, Испании, Франции, Греции, заносил в альбомы. Делал карандашные наброски, эскизы, чтобы, вернувшись домой, написать по ним картины. Мне запомнились прекрасные декорации Артура к «Цыганскому табору», «Паяцам», «Роз-Мари», множеству драматических спектаклей. Помню великолепные декорации к спектаклю «Остров мира» с небоскребами, движущимся транспортом, бегущими рекламами в ночном городе. Под руководством Артура Густавовича работали художники Володя Глобов из Одессы и Гасел Ахвердиев – азербайджанец. В последний раз я видел Артура в конце 1954 года».
Из официальной биографии Тамвелиуса известно, что родился он в 1907 году в Эстонии, был женат на шведке. В 1938 году у них родилась дочь Криста, и семья жила в Таллине. Вскоре после начала войны Тамвелиус был эвакуирован в Ленинград, мобилизован в строительный батальон и отправлен в Свердловскую область, где работал главным художником театра при оборонном заводе. Жена с дочкой после оккупации Таллина немцами уехали в Швецию. Арестовали Тамвелиуса в марте 1944 года и приговорили по печально известной 58-й статье к 20 годам лишения свободы. Летом 1946 года его привезли в Инту. Здесь он работал главным художником центрального клуба. Затем трудился в строительном управлении города, оформлял фасады зданий.
Из документов известно, что в 1956 году Тамвелиус был переведен из Инты в мордовский Дубровлаг, в том же году освобожден, после чего переехал в Швецию к жене и дочке, работал художником-дизайнером. В 1959 году умер в возрасте 52 лет: то ли от сердечного приступа, то ли от выстрела в голову. Сведения противоречивые. В 1991 году его реабилитировали.
Шпиль башни изначально венчал изящный тюльпан, но в 1957 году решили заменить его пятиконечной звездой. Шар основания шпиля сбросили, а в нем обнаружили капсулу с посланием потомкам, которую вложили туда заключенные Тамвелиус и Ефман. Участвовавший в работах по переделке шпиля бывший заключенный, участник строительства башни Борис Холостов взял капсулу и хранил у себя дома, а в 1991-м передал в Интинский краеведческий музей. В том, что письмо написано рукой Тамвелиуса, Холостов не сомневался, так как хорошо знал почерк архитектора.
«Капсула имела цилиндрическую форму, вокруг которой размещены небольшие фотографии и несколько записок, – вспоминал он. – Все это было обвернуто газетами, калькой, фольгой, обмотано изолентой и облито черной смолой».
В капсуле находились текст послания, в котором перечислена часть строителей башни, с указанием национального состава (датирован 01.10.1954), фотографии других городских объектов, построенных заключенными, номера местной газеты «Искра» за 1953 год, карта поселка Инта и другие документы.
Артур Тамвелиус плохо знал русский язык, поэтому его послание «Республика» приводит с правками: «Строители водонапорной башни все заключенные, которые осуждены на сроки от 10 до 25 лет принудительного труда. 60-70% заключенных посажены без суда в предвоенное, военное и послевоенное время (1941-45). Все заключенные разных наций и разных стран». «На память дальнего будущего!» – приписал в конце послания Тамвелиус.
Сейчас часть материалов, хранившихся в капсуле, экспонируется в Интинском краеведческом музее на стенде, посвященном строительству башни.
Звезда из Приполярья
Звезда советского экрана Евгений Урбанский стал популярным в конце пятидесятых годов прошлого века – после выхода фильмов «Коммунист» (1957), «Баллада о солдате» (1959), «Неотправленное письмо» (1959), «Испытательный срок» (1960), «Чистое небо» (1961), «Пядь земли» (1964). Всего в фильмографии артиста десять киноролей. И, как правило, это положительные и мужественные герои – летчик, начальник уголовного розыска, чекист, командир батальона. Неудивительно, что советские девушки хранили открытки с его портретом и украшали стены афишами фильмов с его участием. Но мало кто знал, что вырос будущий актер в Инте. И считал это место своей малой родиной, приезжал туда и часто вспоминал интинское чистое небо.
Евгений Урбанский родился 27 февраля 1932 года в Москве. Его отец Яков Урбанский был крупным комсомольским и партийным работником, а в начале 1938 года стал заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК компартии Казахстана. 10 июля 1938 года Яков Урбанский был арестован по оговору и в числе других работников партаппарата республики, проходивших по делу первого секретаря ЦК компартии Казахстана Мирзояна, взят под стражу. В течение многих лет семья не знала ничего о его судьбе. Только 18 января 1941 года он был осужден по знаменитой статье 58 УК РСФСР и получил срок – восемь лет исправительно-трудовых лагерей.
Пройдя несколько тюрем, Яков в 1946 году после Устьвымлага был направлен в Инту. Сначала работал на кирпичном заводе, затем стал начальником участка на шахте. За ударную работу был досрочно освобожден из лагеря, но права выезда не имел. Жену Якова – Полину после его ареста уволили со службы. Вместо квартиры ей и двум сыновьям Володе и Жене в качестве жилья выделили подвал бывшего овощного склада. Так они и жили в Алма-Ате до 1946 года. А затем приехали в Инту. Вскоре глава семьи получил право выезда (реабилитировали его только в 1955 году), но ехать было некуда, и Урбанские остались жить в этом поселке. Так 14-летний Евгений Урбанский стал нашим земляком.
Его старший брат Владимир устроился на шахту, где работал отец, а Женя пошел учиться в школу №1. Сохранились воспоминания его одноклассника Н. Приходько. «1946-1947 учебный год уже начался, когда к нам в класс пришел новый ученик. Это был высокий, красивый парень по фамилии Урбанский, по имени Женя, – писал Приходько. – Он как-то сразу стал своим. Мы вскоре узнали, что он с матерью и братом приехал из Алма-Аты. Отец его был осужден по 58-й статье. После освобождения он не имел права выехать из Инты, но мог вызвать к себе семью. Яков Самойлович вместе с друзьями к приезду семьи построил маленький домик напротив шахты №9. Наш седьмой класс находился на втором этаже нового деревянного здания школы, построенного напротив одноэтажного, в котором учились начальные классы. В новом здании был даже небольшой спортзал, где проходили занятия по физкультуре и военному делу. По выходным дням бывали танцы под патефон. В этом спортзале мы узнали, что Женя в Алма-Ате занимался в кружке художественной гимнастики. Он прекрасно делал сальто с места, стойку на руках, выполнял различные кульбиты. В школе были кружки художественной самодеятельности, художественного чтения, хоровой, танцевальный, драматический. Женя быстро стал активным «кружковцем». Особенно его увлекало художественное чтение. Парень он был голосистый. Из поэтов Жене больше всего нравился Маяковский. Его стихи он читал буквально «по-маяковски»: громко, с жестами, даже мог запрыгнуть на парту».
Женя Урбанский пел в сводном хоре, декламировал стихи, играл в сценках драмкружка. В то время в поселковом клубе работало много известных артистов, отбывавших срок на севере. Среди них и бывший солист Мариинского театра оперы и балета Николай Печковский. Знаменитый тенор некоторое время занимался с Женей. К сожалению, эти занятия были недолгими, так как Печковский вскоре был этапирован в другое место. К тому же он отметил, что певца из Урбанского не получится, но драматическим артистом школьник стать вполне может.
В 1947 году в Инте было закончено строительство спортзала с бассейном, стадионом, беговыми дорожками и футбольным полем. На базе этого спорткомплекса открыли несколько спортивных кружков. Женя Урбанский играл в баскетбол, волейбол, занимался в легкоатлетической секции.
«В этом маленьком поселке и были истоки Жениной актерской судьбы, – писала в своих воспоминаниях первая жена Евгения педагог Ольга Урбанская. – В школе детям преподавали бывшие заключенные, в Инте имелся даже театр – помпезный, с колоннами, где ставили оперу. Там царила творческая атмосфера. Знаменитый тенор Печковский, сосланный в Инту, давал ему уроки вокала. После выпускного вечера Евгений, прихватив фибровый чемоданчик, сел на поезд и поехал в Москву. Денег на первое время Жене дал отец, он хорошо зарабатывал на шахте».
Уже став известным артистом, Евгений Урбанский не раз приезжал в Инту, встречался с рабочими коллективами, учащимися и учителями родной школы. После поездки в Инту в 1974 году Булат Окуджава написал песню, которую посвятил Евгению Урбанскому: «И если в какой-нибудь вечер январский / Инта предо мной замаячит, маня, / Пусть давний приятель мой Женя Урбанский / Приедет на станцию встретить меня». Инта помнит и любит Евгения Урбанского. Школа, где он учился, с мая 1991 года носит его имя. Еще при жизни Евгения в школе создали музей артиста, а на здании школы висит мемориальная доска, выполненная сыктывкарским скульптором Анатолием Неверовым. В 2005 году материалы школьного музея были переданы в краеведческий музей города. До 1990-го в Инте проводился турнир по боксу, посвященный памяти Урбанского. В марте 2007 года по инициативе спортивной общественности города турнир по боксу был возобновлен.
Снимается кино
В советское время Инта дважды попадала на большой экран. В начале 1958 года прошла премьера художественного фильма «Случай на шахте восемь». Его снимал режиссер Владимир Басов в 1957 году в Инте. Здесь с 1950 по 1954 год отбывали срок по 58-й статье, а затем были определены на поселение (до реабилитации в 1956 году) сценаристы фильма Валерий Фрид и Юлий Дунский. За основу сценария они взяли реальную аварию 1952 года на интинской шахте «Восточная». Фрид и Дунский, написав сценарий фильма и отправив рукопись на «Мосфильм», загадали, что если их работу примут, то они получат расчет и переберутся в Москву, а если нет – останутся в Инте и до конца дней своих будут работать по вольному найму в шахте. Сценарий приняли.
Фильм рассказывает о том, как выпускник института геолог Володя Батанин приезжает работать на угольный комбинат. Он проявляет себя хорошим специалистом и становится секретарем парткома шахты №8. У Батанина возникает производственный конфликт с начальником комбината Егором Краевым, который осложняется тем, что Володя влюблен в дочь Краева Аллу. В фильме наряду с известными актерами Николаем Боголюбовым, Георгием Куликовым дебютировали молодые и начинающие Наталья Фатеева и Анатолий Кузнецов. Именно в данном фильме прозвучала фраза «Борис, ты не прав!», которая спустя тридцать лет была адресована Борису Ельцину.
На общих планах кроме шахт «Интаугля» в кадрах видны мост через реку Инту и главная достопримечательность города – водонапорная башня. В Инте Владимир Басов познакомился с молодой актрисой Натальей Фатеевой, которая стала его женой. Сам Басов исполнил одну из ролей в этом фильме.
В мае 1964 года на экраны страны вышла кинодрама Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой». Сценарий к нему написали уже знакомые по «Случаю на шахте восемь» друзья-кинодраматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид. События этой картины также проходят в Инте. Здесь же и снимали фильм. Лента рассказывает о двух стариках Гусаковых, которые потеряли после пожара кров и поехали в далекое Заполярье к непутевой дочери Нине. В ролях были заняты Иван Марин, Вера Кузнецова, Людмила Максакова, Галина Польских, Николай Крючков.
Хрусталь иллюминаторов
Горный хрусталь городского округа «Инта» известен тем, что именно из него были изготовлены стекла иллюминаторов космического корабля «Восток-1», на котором совершил полет Юрий Гагарин. Иллюминаторы были созданы по спецзаказу в экспериментальной конструкторской лаборатории при стекольном заводе города Гусь-Хрустальный.
Жильный кварц и горный хрусталь в Интинском районе с конца 1980-х годов добывают на месторождении Желанное, которое находится примерно в 140 километрах от города. Месторождение было открыто в 1954 году геологом Владимиром Букановым. На Желанном сосредоточено более 80 процентов российских запасов прозрачного жильного кварца, запасов горного хрусталя и пьезооптического кварца, отвечающего по качеству требованиям радиоэлектронной и оптической промышленности. Кварцевое сырье, добываемое на этом месторождении, используется в России в производстве специальных видов стекла для электроники, оптики, синтеза искусственных монокристаллов.
На разработке горного хрусталя в Приполярном Урале был обнаружен кристалл дымчатого кварца весом 1,5 тонны. Гигант получил собственное имя: «Городу Инте – 30 лет». Он украшает вход в здание городской администрации.
Артур АРТЕЕВ
Фото из открытых источников
Оставьте первый комментарий для "Приполярная жемчужина Инта"