Рыцари дня

Анонимные алкоголики рассказали, что помогает побороть зеленого змия

3 октября отмечается Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом. Это день распространения информации о вреде алкоголя и повод отказаться от спиртного – хотя бы на этот день. Для человека «употребляющего» провести даже такой короткий период трезвым довольно тяжело, это своеобразный маленький личный подвиг. И этот подвиг ежедневно повторяют члены сообщества Анонимных Алкоголиков (АА). Их цель – быть трезвыми одни сутки. Зато каждый день.

Накануне Всемирного дня трезвости журналист «Республики» встретилась с группой Анонимных Алкоголиков. За плечами у каждого из них немало испытаний. Это абсолютно разные по характеру люди, но в одном они едины: трезвость спасла их жизни. Более того, подарила новую жизнь с новыми целями и приоритетами. Один из них – помощь людям, которые не могут вырваться из удушающих объятий зеленого змия.

Журналисты – по натуре люди сомневающиеся, им трудно поверить в истории о чудесном исцелении от тяжелой болезни (именно такой и является алкоголизм). Поэтому перед встречей с представителями сообщества Анонимных Алкоголиков корреспондент «Республики» узнала мнение врачей-наркологов об этом содружестве «трезвенников одного дня». Медики подчеркивают, что сотрудничают с Анонимными Алкоголиками, знают, что некоторым пациентам наркологии, не поддающимся традиционным методам лечения, помогает участие в этом сообществе. Вердикт официальной медицины примерно таков: Анонимные Алкоголики идут к цели – ремиссии – каким-то своим путем и нередко достигают успеха. Впрочем, есть и неуспешные попытки, как, наверное, в любом лечении.

О том, почему человек приходит к Анонимным Алкоголикам, почему не приходит, если его одолел зеленый змий, и почему иногда уходит – причем даже в запой, и рассказали представители сыктывкарского сообщества.

Неофициальный лидер группы Анна сообщила, что в Сыктывкаре сообщество Анонимных Алкоголиков действует уже более 20 лет. Сейчас в столице Коми работают пять групп, одна группа есть в Ухте, есть одиночки, которые выходят на общение и поддерживают друг друга при помощи онлайн-групп: это жители Усть-Кулома, Помоздино, Кослана, Печоры. Сообщество Анонимных Алкоголиков развивается, есть группы поддержки для родственников алкоголиков, которые вынуждены жить вместе с пьющими людьми, – это тоже тяжелое испытание.

Сейчас Анна остается трезвой. Причем надолго не «зарекается», не клянется, что «больше никогда, ни капли».

– Мы не бросаем пить навсегда, мы не пьем один-единственный день. Только сегодня мы остаемся трезвыми, – поясняет собеседница «Республики».

Вроде как один день выдержать можно, если поднапрячься. Но те, кто сталкивался с алкоголиками, могут подтвердить: «в трезвости» иные из них невыносимы – вечно злые, раздраженные, всем недовольные. Люди, пришедшие в редакцию «Республики», были открыты, улыбчивы и доброжелательны. Один из наших гостей, Александр, пояснил, что именно этот контраст и поразил его, алкоголика со стажем, когда он в первый раз увидел представителей сообщества. Они пришли в наркологию, где тогда проходил лечение Александр, чтобы рассказать о своей группе. Во время их рассказа он, на тот момент трезвый, но злой на весь мир и несчастный, не мог поверить, что перед ним люди, страдающие от тяги к спиртному.

– Это было настолько невероятно, что я пошел на встречу группы Анонимных Алкоголиков только за тем, чтобы понять, в чем подвох. Как они это делают? – не скрывает Александр. – Меня удивило, что с меня ничего не потребовали – ни расписок, ни анкетных данных, пришел, послушал и ушел. Ни к чему не обязали, не повесили дополнительных обременяющих обязанностей. Пришел второй раз, третий. И опять от меня никому ничего не надо. Просто предложили найти наставника и начать работать над собой – по программе двенадцати шагов.

Общение с товарищами по несчастью его затянуло. Они понимали его состояние так, как не могли понять врачи, родственники, друзья. Хотя к тому времени родственники и друзья от Александра уже отвернулись, да и врачи, по сути, не давали положительных прогнозов. Он начал пить в 15 лет, к 16 годам систематически употреблял, к семнадцати ему был поставлен диагноз: вторая стадия алкоголизма. Ну а дальше зависимость только усугублялась. Было и лечение в наркологии, и самостоятельные попытки бросить пить. Однажды даже удалось сохранять трезвость около двух лет. Стимулом стало рождение ребенка. Забота о родном человечке стоила того, чтобы отказаться от пагубной зависимости. Держался на силе воли. Но как-то навалился ворох проблем, и рука сама потянулась к бутылке. Все вернулось: запои, скандалы дома, проблемы на работе, заезды в наркологию.

– Это уже потом, в группе Анонимных Алкоголиков, я понял, что стало причиной моего алкоголизма. Я незрелая личность, лукавая, разболтанная. Я не сформировался в полной степени как ответственный гражданин, как хороший отец, добросовестный работник. Мне хотелось увильнуть от проблем, не решать их, а окольными путями прийти к цели, не смущаясь, режет правду Александр.

К осознанию того, что истоки его проблем в нем же самом, ему удалось прийти только в 36 лет, после его вступления в группу АА. Но и там дела шли не безоблачно. Как-то мужчина решил, что уже способен самостоятельно справляться с зависимостью, и перестал ходить на собрания. Назад, в сообщество, его никто не тянул – дело добровольное. Зато через некоторое время потянуло назад к бутылке, да так сильно, что последовал новый запой. Снова начал работать над собой в группе АА – сейчас отмечает третий год в трезвости.

Еще одна гостья «Республики», Анастасия, попала на собрание АА, когда ей было 30 лет. К тому времени стаж употребления спиртного составлял 15 лет. Женщина, по ее собственному признанию, находилась уже в таком состоянии, когда весь мир не мил. И была уверена, что алкоголь ее скоро убьет.

Я пила только потому, что я алкоголик. Другой причины не существовало. Я могла оправдывать тягу к спиртному какими-то неудачами в жизни, но причина только в том, что я алкоголик. Я физически не могла не пить, потому что трезвая чувствовала себя несчастной, раздавленной, убитой, уничтоженной. Я не могла существовать в трезвости и не могла пить, потому что не справлялся организм, вспоминает Анастасия.

О сообществе АА она узнала из фильма о собрате по несчастью – алкоголике. Выяснила, что такая группа существует и в Сыктывкаре, пришла на собрание. Многого не ждала, надеялась, что сможет чуть-чуть меньше пить, а это позволит немного дольше прожить.

Через три недели посещений собраний группы я протрезвела, а затем программа «Двенадцать шагов» стала работать и учить меня жить так, чтобы я была счастливой в трезвости. Меня не мог научить этому никто, я не могла сделать это сама. Там я встретила людей, у которых была точно такая же проблема. Я прониклась к ним доверием и начала делать то, что они предлагают. Это простые действия, которые позволяют менять свою жизнь, отношение к миру. Моя зависимость стала слабеть. Я впервые за шестнадцать лет не просто почувствовала себя трезвой, а обрадовалась этому чувству. У меня нет срывов, я не хочу отходить от программы. Мне нравится та новая жизнь, которую мне подарили, потому что раньше я не жила, а существовала. Сейчас только учусь жить. Это первый год моей осознанной трезвой жизни, и я не хочу эту жизнь потерять, признается Анастасия.

Наталья винила в своей зависимости мужа-алкоголика. Употреблять она начала еще до встречи с ним, но тогда пила по чуть-чуть. А с ним себя не сдерживала, наоборот, старалась выпить побольше, чтоб ему меньше досталось. С пьющим супругом она в конце концов рассталась, а вот от алкоголизма избавиться не получалось. В итоге – потеря работы, лишение родительских прав. На фоне этого количество употребляемого алкоголя только возросло. Дошло до того, что женщина лишилась квартиры. А дальше подвалы, чердаки, в теплое время года – шалаши в лесу. В какой-то момент сумела взять себя в руки, начала работать, купила квартиру, вернула ребенка, снова вышла замуж. Очень гордилась тем, что смогла выбраться из ямы. Но однажды из-за стресса вновь потянулась к бутылке, и зависимость «набросилась» на женщину с утроенной силой.

– Я камнем шла на дно, не могла остановиться, оказалась в наркологии. Туда пришли Анонимные Алкоголики. Они улыбаются, а я трезвая, всех ненавижу. Не поверила им, пошла на собрание, чтобы их изобличить, считала, не может быть того, о чем они рассказывают, – вспоминает Наталья.

Женщину поразило то, что люди в группе были ей искренне рады. К тому времени ее появлению радовались немногие, на работе даже не скрывали, что, напротив, рады бы с ней расстаться. А тут посторонние люди – и принимают с теплом и заботой, как родную. Сейчас Наталья – одна из тех, кто так же искренне радуется каждому новичку на собрании АА.

– Очень рада, когда приходят молодые. Моей дочери было чуть больше двадцати лет, когда она ушла из жизни. Смерть была связана с алкоголизмом. Я всем говорю, что алкогольная смерть страшно некрасивая и бесславная, – с горечью сказала Наталья.

Вступая в беседу, каждый из ее участников непременно произносил «кодовую фразу»: «Я – алкоголик». Анонимные Алкоголики пояснили, что один из главных их принципов – не стыдиться своего прошлого, но и не забывать о нем. Забывший о своем заболевании рискует вновь пасть жертвой зеленого змия.

Алкоголизм – заболевание распространенное, но очередей в группы АА в Сыктывкаре нет. И этому у Анонимных Алкоголиков тоже есть объяснение: очень сложно признать именно эту простую истину, сказать себе: «Я – алкоголик, я не справляюсь с зависимостью сам, мне нужна помощь». А дальше можно прийти на собрание, взять стул, посидеть и послушать. Никто от новичка ничего не потребует.

Есть люди, которых настораживает упоминание о той высшей силе, на помощь которой в борьбе с зеленым змием уповают Анонимные Алкоголики. Анна объяснила, что программа сообщества не религиозная, а духовная. Сила потому и называется силой, что имени и образа у нее нет. Верующие могут считать ее проявлением своего бога, неверующие – представить, что их стимулирует жить в трезвости сила Вселенной, рода, предков, да хоть особая атмосфера группы Анонимных Алкоголиков.

И еще один вопрос наш корреспондент не смогла не задать Анонимным Алкоголикам – о деньгах. Ведь даже аренда помещения требует средств. Может, из-за границы финансируют?

– Никакого финансирования нет, – заверила Анна. – Только наши личные добровольные пожертвования, но и они не являются обязательными. Кто сколько может, тот столько и оставляет. Если кто-то ничего не может дать, никто на него косо смотреть не будет, мы же понимаем, что у человека и рубля лишнего может не быть.

О собраниях группы, о помощи другим зависимым гости редакции говорили с искренним теплом и воодушевлением. И нашему корреспонденту показалось, что она раскрыла секрет Анонимных Алкоголиков. Говорят, что у каждого алкоголика в душе огромная дыра, которую он пытается заполнить алкоголем. А у Анонимных Алкоголиков просто получилось заполнить ее заботой о товарищах по несчастью, взаимной поддержкой, общением. Для алкоголя и места не осталось, и надобности в нем не возникает.

Людмила ВЛАСОВА

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Рыцари дня"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.