30 сентября исполняется 100 лет со дня рождения видного партийного и государственного деятеля республики, 22 года стоявшего у руля Коми АССР, Ивана Павловича Морозова. В преддверии этой даты депутаты Госсовета РК побывали на родине первого секретаря Коми обкома КПСС, в сысольском селе Межадор, а в райцентре муниципалитета, селе Визинга, провели выездное заседание президиума республиканского парламента, посвященное памяти Морозова.
Отчий дом
В Межадоре несколько мест, связанных с именем Ивана Морозова. Прежде всего это его отчий дом, откуда юный Ваня отправился пешком поступать в Сыктывкарский медицинский техникум. У этого дома в столице республики имеется «двойник» на улице Кирова, и на то есть объяснение, о котором поведала межадорский краевед, методист сельского мемориального музея имени Ивана Морозова Антонина Меньшенина.
Дом в межадорской деревне Морозовская был построен в 1910 году дедом Ивана Морозова Иваном Федоровичем. В просторной крестьянской избе дед жил с семьей сына. У Павла Ивановича и Екатерины Николаевны подрастали трое детей: Иван, Александра и Ида. Четвертый ребенок – Лидия – родилась, когда старший сын уже учился в медтехникуме.
Дом перестал принадлежать Морозовым в годы войны. Иван был на фронте, а его отца направили работать в Койгородок, куда перебралась в итоге вся семья. Чтобы обосноваться на новом месте, дом в Межадоре решили продать. Его купила вдова фронтовика Анна Никулина. После гибели мужа она осталась одна с маленькими детьми, и кров был просто необходим. Позже Анна Никулина была избрана депутатом Верховного Совета Коми АССР.
Уже будучи руководителем республики, Иван Морозов, бывая в родных местах, обязательно навещал отчий дом. Последний его визит был в сентябре 1986 года. Сохранились фотографии, где он запечатлен сидящим на скамейке возле родного дома, разговаривающим с Анной Никулиной. На другом снимке он стоит возле калитки.
В 1998 году в родительском доме планировали открыть музей имени Морозова, но не получилось. Сын Анны Никулиной, когда ему предложили продать дом, запросил за него очень высокую цену, и в итоге мемориальную комнату Ивана Морозова открыли в местном Доме культуры. Идею с домом-музеем все же не похоронили, а нашли другое решение. 20 лет назад, в 2004 году, в день 80-летия Ивана Морозова дом-музей заработал в Сыктывкаре. Постройка представляет собой полную копию межадорского дома. Тем не менее местные власти не оставили надежды приобрести родовой дом Морозовых и недавно вновь обратились к его владельцу с просьбой продать постройку по цене дров, но ответа пока не получили.
Вехи жизни
Музейное помещение в Доме культуры Межадора поделено на два зала: мемориальная комната и краеведческий зал. По красной дорожке экскурсанты проследовали в стилизованный кабинет. Эту музейную комнату открыл первый Глава РК Юрий Спиридонов. С тех пор вот уже 26 лет здесь размещается экспозиция фотографий и личных вещей Морозова.
– На этом фото Иван – ученик седьмого класса, семилетку он окончил в 1939 году. На фотографии 1924 года он с бабушкой, мамой и сестрой Александрой. Бабушка была очень набожной, родом из Вотчи, ее девичья фамилия – Екишева. Конечно же, Ваня был крещен. Есть фото, которое он отправил из Воркуты, с подписью: «Дорогой крестной от Ивана». На следующем фото – он студент медицинского техникума. Когда началась война, его однокурсников взяли на фронт, а Ивана, которому еще не исполнилось 18 лет, отправили работать фельдшером в поселок Абезь. На фронт Иван ушел прямо из Абези, не заезжая в Межадор. Воевал на Калининском фронте в стрелковой бригаде. В октябре 1943 года был тяжело ранен, осколок снаряда попал в левый локтевой сустав, и в самом начале 1944 года его комиссовали. По возвращении с фронта работал сначала в Койгородке, который тогда входил в состав Сысольского района, а вскоре его назначили первым секретарем Сысольского райкома комсомола, – рассказала депутатам об этом этапе жизни Ивана Морозова Антонина Меньшенина.
На фотографии 1948 года запечатлен важный исторический момент: Морозов, которого пригласили на работу в обком комсомола, передает дела новому первому секретарю райкома комсомола Братенкову. Дальше карьера пошла уже по партийной линии: Иван Морозов – работник Воркутинского горкома партии. В Заполярье он отправился с женой Марией Григорьевой (в девичестве Беляева, брак зарегистрировали в 1947 году в Визинге), дочерьми Галей и Лидой, мамой Екатериной Николаевной.
С 1958 по 1963 год Иван Морозов трудился на посту первого секретаря Интинского райкома партии, в 1963 году его избрали вторым секретарем обкома партии, а через два года – 29 октября 1965-го – первым секретарем Коми обкома КПСС. Этот пост он занимал 22 года.
Антонина Меньшенина привела несколько примечательных житейских историй. Например, немногие знают, что в роду Морозовых было много портных. Они отправлялись на заработки, обшивали заказчиков. Ивану передалась эта любовь к шитью, он шил вещи жене и детям, подшивал свои костюмы.
А главным любимым блюдом у него была капуста, он любил ее в любом виде, и, отправляясь в командировки, просил жену: «Маша, положи капусту. Так, как ее готовишь ты, больше никто не умеет».
У супругов Морозовых было двое детей: дочь Галина и рано ушедший из жизни сын Владимир. Галина (в замужестве Матушкина) выучилась на офтальмолога в Ленинградском мединституте. На третьем курсе от нее вдруг перестали приходить письма, и обеспокоенные родители поехали в Ленинград. Оказалось, девушка влюбилась, и ей стало не до писем. Примечательный факт здесь в другом: только когда приехали родители, руководство мединститута узнало, чья она дочь.
Стену мемориальной комнаты украшает девиз: «В борьбе идей и сутолоке дней вперед идущему всегда трудней!». Как объяснила Антонина Меньшенина, на эти строки она наткнулась, когда работала с юными краеведами в республиканском архиве. На полях многих рукописных документов рукой Ивана Павловича было начертано это изречение.
Завершающим мероприятием поездки парламентариев в Межадор стало возложение цветов к барельефу знаменитого земляка на фасаде школы. В 2014 году основной общеобразовательной школе села Межадор было присвоено имя Ивана Морозова. Торжественное открытие барельефа состоялось 27 сентября 2019 года. Автор памятного знака – заслуженный художник России Владимир Рохин.
Церемонии возложения цветов к барельефу предшествовал митинг. Выступая на нем, председатель Госсовета Коми Сергей Усачёв подчеркнул:
– Эпоха Морозова – это развитие нашей республики по очень многим направлениям. За это время нефтедобыча повысилась почти в девять раз. Он содействовал развитию газовой отрасли РК. Огромное развитие получила угледобывающая отрасль, появилась лесохимия в лице Сыктывкарского ЛПК. Построена Печорская ГРЭС. Очень много из того, что было сделано в республике, сделано той командой, которой руководил Иван Павлович. Недаром Республика Коми в то время являлась индустриальным центром Севера России. Он мыслил масштабно, всегда был рядом с народом, знал чаяния простых людей, особенно сельских жителей, умел помочь каждому. За это земляки очень уважали и любили его. Наша с вами задача – сделать все, чтобы увековечить имя этого человека.
Штрихи к портрету государственного деятеля
Местом проведения выездного тематического заседания президиума Госсовета РК стал зал администрации Сысольского района.
Министр национальной политики региона Роман Носков сообщил, что к 100-летию Ивана Морозова учрежден оргкомитет по празднованию юбилея под председательством Главы Коми Владимира Уйба. Много мероприятий уже проведено, но основные приурочены к 30 сентября. В их числе – встреча Владимира Уйба с соратниками Ивана Павловича, а также подготовка книги, посвященной 400-летию рода Морозовых.
Приглашенный на выездное заседание соратник Ивана Морозова Иван Свистельник отметил: очень правильно, что празднование 100-летнего юбилея партийного и государственного деятеля начинается с посещения памятных мест, и поблагодарил за увековечение его памяти.
– Иван Павлович всегда был государственником, видел перспективу и умел настойчиво ставить вопросы перед Москвой. Родную республику знал до последнего закуточка, способствовал созданию новых отраслей экономики в регионе. Главным для него всегда был человек труда. Многих бригадиров, мастеров он знал лично. Постоянно занимался подбором, воспитанием и расстановкой кадров. А каких усилий ему стоила транспортная эпопея! Многие годы республика находилась в транспортном тупике. Он сажал нефтяных генералов в автобус и вез по бездорожью в глубинку, а когда автобус застревал, спрашивал: «Как вы помогаете республике?» Стиль работы Ивана Павловича отличался демократичностью. Он не допускал унижения работников, не было публичных разбирательств, но требовал с подчиненных всегда жестко. В нем отсутствовало должностное высокомерие, – рассказал Иван Свистельник.
Говоря о личных качествах первого секретаря Коми обкома КПСС, его помощник отметил, что Иван Морозов много читал, следил за книжными новинками, у него была богатая библиотека. Он обладал важной чертой характера – юмором. Любил спорт, гордился нашими лыжниками, приветствовал создание хоккейной команды «Строитель».
Чтобы получить более полное представление о личности Ивана Морозова, Иван Свистельник рекомендовал присутствующим прочесть книгу «Республика помнит», в которой собраны воспоминания соратников Ивана Павловича.
Иван Свистельник также напомнил, что первый секретарь Коми обкома КПСС ушел в отставку по собственному желанию. Он не принял Горбачева, его стиль работы. Выйдя на пенсию, собирался написать книгу о своем времени и соратниках, но не успел.
Главный научный сотрудник сектора отечественной истории Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН Александр Попов признался, что не так хорошо знал Ивана Морозова, но дружил с его семьей, так что может добавить пару штрихов к его портрету. В частности, рассказал, что Ивану Павловичу нравились песни Пола Маккартни.
– А как историк я бы отметил, что времена меняются, и люди, такие, как Зосима Панев, Иван Морозов, сегодня востребованы. Память о Морозове жива и не замирала ни на миг, – уверен Александр Попов.
Он напомнил о драматических событиях 1988 года. На пленуме Коми обкома КПСС 25 апреля прозвучали слова: «Пора разморозить республику». Иван Морозов присутствовал на пленуме, хотя его еще на мартовском пленуме торжественно проводили на пенсию. Обвинения в культе своей личности он воспринял очень тяжело. Историк подчеркнул, что инициатива подвергнуть остракизму бывшего руководителя Коми АССР исходила не из республики, а от московской бригады, которая приехала проводить пленум. К этому времени руководители партийных организаций Архангельска и Вологды уже были подвергнуты разгромной критике. Такая же проработка велась и в рядах работников Коми обкома. А на следующий день после пленума Ивана Павловича не стало.
– Никакого культа личности не было и нет, а есть возвращение памяти. Таких первых секретарей в советское время было много, но надо было соответствовать уровню поставленных перед нашим регионом задач. Вот где Морозов состоялся. На этом месте мог быть только человек с таким большим горизонтом и масштабом личности, – заключил Александр Попов.
Галина ВЛАДИС
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "На родине Ивана Морозова"