В этом году исполнилось 215 лет со дня рождения прозаика, драматурга, критика, публициста Николая Гоголя (1809-1852). К юбилейной дате в Национальном музее Коми открылась выставка работ одного из самых известных советских художников-мультипликаторов и иллюстраторов Сергея Алимова. На экспозиции представлена его знаменитая серия шелкографий к поэме Гоголя «Мертвые души» – всего сорок иллюстраций.
Сергей Алимов (1938-2019) – график, действительный член Российской академии художеств, народный художник РФ. Его работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного музея А.С. Пушкина, музея-заповедника «Абрамцево», музея М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В 1962-1974 годах Алимов был художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм», где работал над мультфильмами «История одного преступления» (1962), «Топтыжка» (1964), «Каникулы Бонифация» (1965), «Премудрый пескарь» (1979) и другими.
Алимов выполнил иллюстрации более чем к ста книгам, среди которых «Господа Головлёвы» и «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина, «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольфа Распе, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Василий Тёркин» Александра Твардовского, рассказы Антона Чехова.
Гоголь – любимый писатель художника, и еще в 1960-х годах Сергей Алимов создал свои первые иллюстрации к «Носу», которые должны были стать мультипликационным фильмом, но критика не позволила закончить картину. Несмотря на неудачу, художник продолжил гоголевскую тему. У него появились иллюстрации к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», «Игрокам», «Ревизору», «Женитьбе». Но самым дорогим для Алимова произведением писателя стала поэма «Мертвые души». Сергей Алимов работал над иллюстрациями к ней много лет, стараясь понять каждого персонажа, изучая исторические и литературоведческие источники, достигая бытовой достоверности.
Первое издание «Мертвых душ» с пятнадцатью иллюстрациями Алимова вышло в 1971 году, переиздавалось оно множество раз, со временем были созданы еще 25 рисунков, и в 2012 году издательство «Вита Нова» выпустило ограниченным тиражом – 20 экземпляров – уникальное издание альбомной серии шелкографий к поэме «Мертвые души».
Техника шелкографии отражает глубину пространства, выразительность темного и светлого, что подчеркивает остроту гоголевской иронии. Каждый лист после оттиска всегда дорисовывался, «доводился» автором вручную.
Мало кто помнит, что наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечен живописью. В гимназии он пробовал себя как живописец, книжный график и театральный декоратор. В Петербурге Гоголь продолжал занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Будучи в Европе, в Страсбургском соборе он срисовывал карандашом на бумажке орнаменты над готическими колоннами. В 1837 году в Риме Гоголь познакомился с русскими художниками Федором Иорданом и Александром Ивановым. На картине Александра Иванова «Явление Христа народу» нарисован Гоголь, с которым художник дружил.
Выставка будет работать в музее до 8 октября.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "«Гоголиана» Сергея Алимова"