Скально, тюрик, челнок, швейка, почёлок, бёрдо, набилки, повойник, рубашка-воротушка – мало кто сегодня знает значения этих старинных русских слов. А как выглядят эти предметы, догадаться вообще сложно. Но их можно увидеть
на новой экспозиции в Национальной галерее Коми.
Здесь 17 сентября открылась межрегиональная выставка «Вокруг сарафана». На ней представлено около сотни предметов и работ традиционного крестьянского искусства. Это народные костюмы, старинные головные уборы, фрагменты ткачества и вышивки, роспись и даже старинный ткацкий стан. Все это богатство привезено из города Шенкурска Архангельской области.
На открытии выставки с приветственным словом выступили директор Национальной галереи Ирина Чернова, глава Шенкурского муниципального округа Оксана Красникова и директор Шенкурского районного краеведческого музея Светлана Кузнецова. Украшением вечера стало выступление фольклорного ансамбля колледжа искусств Республики Коми под руководством Надежды Чашниковой.
Выставка – это погружение в мир ткачества северной крестьянки. Основные экспонаты – составные части женского народного костюма: юбки, передники, коротены, головные уборы – сборники. На выставке много и других предметов, связанных с ткачеством. Это скатерти, образцы пестряди, а также орудия труда: бёрда, прялки, набойные доски. На прялках помимо узоров указаны даты их изготовления. Самая древняя датирована 1876 годом. А в центре рисунка на прялке 1929 года – советские символы: перекрещенные серп и молот. Рядом с прялками можно увидеть редкий предмет – швейку. Она по форме такая же, как и прялка, только на лопасти множество круглых дырочек.
Предметы быта XIX века сделаны руками шенкурских умельцев. Мастера занимались ремеслом для себя, иногда в качестве приработка, увлечения. Прикладное народное искусство отличается яркими красками, обилием декора. Нарядные вещи зачастую играли важную роль в крестьянских обрядах: на полотенцах подавали караваи, в вышитой рубахе и венце праздновали свадьбу.
В Шенкурском уезде бытовали три типа сарафанов: круглые, с отрезным лифом, косоклинные. Поважье – единственное место в России, где сарафаны украшали золотным шитьем. Это ремесло в Архангельской губернии было распространено только в Шенкурском и Сольвычегодском уездах.
Существовала и шенкурская роспись по дереву. Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам Ваги, Устьи и Кокшеньги. Шенкурская роспись распространилась по селениям на берегах реки Ваги. Она отличалась от других северных росписей своей композицией, орнаментом, цветовой гаммой. Для нее характерен оранжевый или красный фон, но встречались и охристо-желтый, и изумрудно-зеленый, и темно-синий. Ей свойственен растительный орнамент. Бордюры – красного тона.
Посетители выставки увидят жемчужину коллекции Шенкурского краеведческого музея – реконструкцию старинного косоклинного сарафана, выполненную мастерицами студии «Русские начала» (Москва). Под стать сарафану и расшитый золотом венец с накосником – хлобыстнем.
Кураторы выставки подготовили для посетителей интерактивную зону – ткацкий станок. Поэтому у каждого гостя будет возможность попробовать свои силы в ткачестве. Помимо этого желающие смогут примерить традиционные народные костюмы и сфотографироваться в них. Это детские наряды (сарафаны, рубашки, лапти, ленты); для взрослых – рубахи, сарафаны (свадебный, круглый, на лифе), головные уборы (сборники, венец). Шенкурск, бывший некогда центром Шенкурского уезда, славился на весь Север своим зерном и льном. Здесь благодаря удаленности территории от основных дорог и особому характеру деятельности крестьян сохранились некоторые архаичные традиционные формы женской одежды. Венец – это один из тех головных уборов, что удивляют своими формами, разнообразием и сложностью работы. Он напоминает головные уборы русских царевен ХVI–ХVII веков.
Экспозиция дополнена живописью из фондов Национальной галереи. Это картины Рема Ермолина «У старого станка», Вячеслава Куликова «Бабушкин сарафан», Василия Максимова «Русская баба», Фирса Журавлева «Портрет девушки в русском костюме».
Выставка открыта в Национальной галерее до 2 ноября.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Сарафаны из Шенкурска"