Не ждали!
В Национальной галерее Коми представили европейское барокко
Уникальный музейно-выставочный проект «Питер Пауль Рубенс и его время. Живопись и гравюра европейского барокко» представлен в Национальной галерее Коми. В экспозицию входят масштабная картина Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», гравюры с живописных произведений Рубенса, созданные в его мастерской лучшими мастерами резца под непосредственным руководством великого живописца, а также листы по мотивам живописных полотен Рубенса из альбома «Жизнь Марии Медичи». Все раритеты привезены из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств имени В.А. Карпова.
У нас только «Воры»
– Многие из представленных произведений принадлежат к числу художественных редкостей и не встречаются в других музейных собраниях нашей страны, – рассказал на открытии выставки первый заместитель генерального директора Ирбитского государственного музея изобразительных искусств имени В.А. Карпова Сергей Мурзин.
Первую экскурсию по экспозиции провела заведующая сектором культурно-просветительской работы Ирбитского музея изобразительных искусств Ирина Малкова.
– Рубенс в Сыктывкаре – явление уникальное, потому что это художник мировой величины, – пояснила «Республике» заместитель директора Национальной галереи Коми Надежда Беляева. – Интересна и история появления этой работы в Ирбите как копии картины великого художника, и история реставрации полотна, которая подтвердила авторство самого Рубенса. Его работ в России не так много – наиболее известен зал Рубенса в Эрмитаже. Есть его картины и в московском Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Но в провинции произведений этого живописца буквально единицы. Не менее ценны гравюры, созданные разными художниками XVI-XIX веков. Наша галерея, увы, не располагает такими раритетами, тем более в таком количестве. Так что у сыктывкарцев и гостей столицы есть редкий шанс познакомиться с произведениями мирового искусства.
Как рассказала Надежда Беляева, собрание галереи располагает небольшой коллекцией западноевропейской живописи. Ее можно увидеть на постоянной экспозиции в купольном зале. В своем большинстве она представляет картины, привезенные в 1926-1928 годах Даниилом Яновичем из Москвы, из Государственного музейного фонда. Это мастера итальянской, французской, немецкой, австрийской, американской школ XVII – начала XX века. Среди них нет широко известных публике авторов, но есть многие художники, чьи работы встречаются в музеях редко или вообще отсутствуют, к тому же они зачастую в большей степени представляют время, в которое созданы, и этим интересны как зрителям, так и специалистам.
Фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (годы жизни 1577-1640) считается одним из самых известных художников эпохи барокко. Он написал около 1400 произведений искусства, и это не считая многочисленных копий, созданных его мастерской в Доме Рубенса. Помимо того, что он был весьма плодовитым художником, у которого была успешная мастерская, сделавшая его невероятно богатым, он также был коллекционером и торговцем произведениями искусства. Он являлся одним из самых востребованных художников начала XVII столетия. В 1621 году получил заказ от королевы Франции Марии Медичи. Ее идея состояла в том, чтобы Рубенс создал две аллегорические коллекции из 24 картин, посвященных жизни королевы и ее мужа – короля Генриха IV.
– Если говорить о фламандской школе, к которой принадлежит Рубенс, то к ней можно причислить полотно неизвестного художника «Воры», датированное 1747 годом, – добавила собеседник «Республики». – Это впечатляющий размерами натюрморт с уловом рыбы, лежащим на берегу бушующего моря, к которому подкрадываются два кота. Эту работу также можно увидеть на постоянной экспозиции галереи.
«Оригинальный» подарок Эрмитажа
Интересна история одной из картин. В 2012 году мир облетела сенсационная новость: в Ирбите (Свердловская область) обнаружен подлинник гениального Рубенса – картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Живописное полотно, переданное в Ирбит из Эрмитажа и числившееся там копией с картины, хранящейся в Вене в Художественно-историческом музее, оказалось оригиналом Рубенса. Это выяснилось после проведенных в 2012 году реставрационных работ. В мае 2013 года старший научный сотрудник, главный специалист и хранитель фламандской живописи Государственного Эрмитажа Наталья Грицай подтвердила подлинность картины. Свой шедевр Рубенс создал в 1618-1620 годах при участии своих самых выдающихся учеников – Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Копирование картин было средством обучения под руководством мастера. Поэтому многие копии можно считать авторскими версиями одного произведения. К тому же из мастерской Рубенса вышло такое количество произведений, которое один человек просто не мог создать. Мастер писал эскиз картины и главные детали – глаза, руки, другие сюжетно важные части, а все остальное – ученики.
Государственный НИИ реставрации в Москве провел химико-физическую экспертизу картины, и оказалось, что и холст, и грунты именно такие, какие использовал, как правило, Рубенс, его мастерская. Химический анализ красок показал, что картина написана раньше своей венской «сестры», значит, не может быть ее копией. Проводилась также искусствоведческая экспертиза этой работы, которая подтвердила ее подлинность.
Холсты отличаются размерами и изображением людей и предметов. В ирбитской версии фигура Марии занимает центральное место, видна большая часть скамьи, на которой сидит персонаж. У ирбитской Магдалины длинные волосы, которыми она вытирала ноги Христа. На венском варианте короткая прическа. Ларцы и драгоценности, которые попираются ногами Марии, совершенно разные. Возможно, обе работы сделаны в мастерской Рубенса при его участии. У мастера в то время было около шестидесяти учеников, некоторые из них впоследствии стали великими художниками, чьи работы сегодня имеют самостоятельную ценность.
Шедевры в Ирбите
Полотно «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» с 1931 года хранилось в Эрмитаже как копия с оригинала Рубенса. А еще ранее картина украшала собрание живописи известного врача, профессора Петербургской медико-хирургической академии Александра Якобсона. Собрание советская власть реквизировала и передала в Эрмитаж. Картина пролежала в запасниках до 1975 года. Из инвентарной описи картины, сделанной в середине 1970-х годов: «Края картины оклеены бумагой, по всей поверхности имеется грязепылевое загрязнение, въевшееся в покрывной лак… В нижней части изображения глубокая ссадина-царапина до грунта с разрушением лакокрасочного слоя… Края авторского холста неровно обрезаны и не доходят до края подрамника на 5-10 миллиметров».
В экспозиции Ирбитского музея более тринадцати тысяч оригинальных работ, представляющих историю европейской графики за несколько столетий начиная с XVI века. Уникальность этой коллекции еще и в том, что она – итог подвижнического служения музейному делу и любимому городу одного человека – Валерия Карпова.
В 1974 году в кабинете директора Эрмитажа Бориса Пиотровского появился молодой директор Ирбитского музея изобразительных искусств Валерий Карпов и попросил помочь сформировать в провинциальном музее коллекцию западноевропейской живописи. Пиотровский поручил сотрудникам отобрать несколько картин и гравюр для уральцев. Те предложили одиннадцать картин и десятки листов графики.
Среди картины были «Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении, эрцгерцогини и правительницы Нидерландов» и «Кающаяся Мария Магдалина и сестра ее Марфа». В 1991 году во время реставрации первой картины выяснилось, что она принадлежит кисти Антониса ван Дейка или, во всяком случае, выполнена в его мастерской.
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Карпов отобрал для своего музея более 500 листов «отбракованной» графики всех времен и народов. После реставрации оказалось, что один из листов – это «Поругание Христа. Увенчание тернием» французского мастера Франсуа Ланго. Гравюра выполнена в 1660-1670 годах по мотивам живописного оригинала Ван Дейка. Он находился в берлинском Фридрихмузеуме, но погиб во время бомбардировки весной 1945 года. Гравюра Ланго – одна из самых больших существующих в мире гравюр.
Добавим, что выставка будет работать в Сыктывкаре до 17 ноября.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Картина Рубенса"