«Золотой запас» республики

Журналисты узнали о судьбе объектов госсобственности Коми

В 2023 году Комитет РК имущественных и земельных отношений заработал для республики на продаже госимущества восемь с половиной миллионов рублей. В планах на 2024 год значилась продажа имущества на пять с половиной миллионов, но только за первые шесть месяцев выручка от продажи превысила одиннадцать миллионов, и работа продолжается. В целом 2024 год мог бы завершиться с грандиозной прибылью: если бы удалось продать знаменитый поезд «Сияние Севера». О перспективах продажи четырех вагонов, из которых, собственно, и состоит поезд, рассказал председатель республиканского Комитета имущественных и земельных отношений Андрей Майер журналистам во время традиционной встречи в рамках медиапроекта, инициированного Главой РК Владимиром Уйба.

Не продешевить!

Напомним, вагоны повышенной комфортности «Сияние Севера» были приобретены в государственную собственность республики в 2010 году. Поезд представили журналистам в 2011 году. На встрече с Андреем Майером присутствовали представители СМИ, помнившие «знакомство» с уникальным для Коми поездом. Они заверили: для пассажиров были созданы самые комфортные условия.

Поезд «Сияние Севера» состоит из четырех вагонов: вагон с шестью купе класса «бизнес» вместимостью до 12 человек, вагон с пятью купе класса «люкс» вместимостью до 10 человек, вагон-ресторан на 24 посадочных места и вагон-салон на шесть пассажиров. Предполагалось, что железнодорожный тур в суперкомфортных вагонах сможет стать туристическим брендом Коми. Но реализовать идею по каким-то причинам не получилось.

В последующие годы поезд не только не приносил ощутимых доходов, но и требовал немалых расходов на содержание суперкомфортных вагонов в «товарном виде». Состав уже выставлялся на продажу. В 2017 году его пытались продать за 250 миллионов рублей, но покупателя на это имущество за такую цену не нашлось.

В 2024 году цену снизили до 221 миллиона рублей. Но, как сообщил Андрей Майер, заявок на приобретение поезда за такую сумму не поступило, хотя все потенциально заинтересованные в покупке организации оповещены о продаже. Кстати, по словам председателя комитета, цену даже нельзя назвать очень высокой, она значительно ниже той, по которой когда-то вагоны приобретались.

Андрей Майер отметил, что комитет не теряет надежды все-таки продать вагоны «Сияние Севера», но при этом, естественно, заинтересован в том, чтобы не продешевить. Снизится ли цена лота и на сколько – этот вопрос требует дополнительного обсуждения.

Андрей Майер подчеркнул, что продажа госимущества – хоть и важное, но не основное направление деятельности комитета.

– Наша главная задача – обеспечение имуществом органов исполнительной власти и работа с этим имуществом. В приватизацию попадает то, что не используется и не нужно ни одному госоргану, – пояснил председатель комитета.

Самым дорогим «товаром» 2024 года стало цокольное помещение на улице Ленина в Сыктывкаре, которое «ушло» за четыре миллиона. По словам Андрея Майера, проблемный объект, находившийся в собственности республики, пытались привести в нормативное состояние с 2014 года. «Борьба» с прохудившимися коммунальными системами и иными напастями шла долго и по каким-то направлениям не слишком успешно, поэтому коллегиально было принято решение продать объект.

– Это цокольный этаж, – еще раз подчеркнул Андрей Майер. – С использованием объектов цокольного этажа всегда были сложности. Этот объект даже не использовался органами исполнительной власти, а сдавался в аренду. И перспектив его использования мы не видели.

В аренду за рубль

Интересовала журналистов и судьба объекта культурного наследия – школы №13 в Лесозаводе. Деревянное здание по проекту Александра Холопова построили в период с 1924 по 1928 год, и тогда оно было украшением города. Но с годами, естественно, ветшало. В начале XXI века здание серьезно пострадало от пожара. Сейчас обгоревший остов здания – одна из своеобразных антидостопримечательностей Сыктывкара. Некоторые жители города уже не раз предлагали снести разваливающуюся «деревяшку». Но это невозможно, поскольку школа №13 – объект культурного наследия. В 2017 году для здания школы попытались найти арендатора. Арендная плата 49 лет была бы символической – 1 рубль в год. Однако «в нагрузку» арендатору предлагалось обязательство восстановить здание в первоначальном виде. Желающих не нашлось.

Объект культурного наследия арендатор должен будет восстановить в первоначальном виде.

Андрей Майер заверил, что комитет по-прежнему готов отдать и здание, и земельный участок в аренду на 49 лет за 1 рубль в год любому, кто согласен восстановить объект культурного наследия. В Сыктывкаре есть еще один такой объект – деревянное здание детского сада на Советской, 45.

– После восстановления эти объекты можно использовать для любого вида деятельности, не противоречащего закону. У объектов культурного наследия есть охранное обязательство: сохранение внешнего вида. Внутри они могут быть изменены. Мы готовы отдать уже имеющуюся, подготовленную нами проектно-сметную документацию, и человек, который их возьмет, может сразу начать восстанавливать, – описал перспективу Андрей Майер.

Впрочем, тут же добавил, что пока желающих арендовать эти объекты культурного наследия нет. Но комитет продолжает работу.

– По поручению Главы РК сейчас ведется работа с министерством экономического развития по изысканию денег на здание на Советской, 45. С этим объектом мы начнем работать в этом году. По зданию школы №13 ищем потенциальных партнеров, работаем с соцпарт-нерами. Надеемся, что средства будут выделены, хотелось бы эти объекты восстановить. Думаю, что это получится в ближайшие годы.

Автомобили – в зону СВО

Сейчас республиканский Комитет имущественных и земельных отношений активно передает автомобили в зону СВО. Андрей Майер объяснил, откуда берутся эти машины:

– Мы работаем в рамках федеральных законов и в этом случае тоже руководствуемся федеральным законодательством, передаем имущество с республиканского уровня на федеральный. В связи с началом СВО принят ряд нормативных документов, которые упростили процедуру такой передачи. Ни о какой передаче имущества частным лицам речи не идет. Мы получаем заявки от войсковых частей и выполняем их. Много автомобилей передали медицинские учреждения – «буханки», уазики, «Нивы». Учреждения передают то, что у них в излишках. Специально мы автомобили не закупаем.

В республике участники СВО могут получить земельный участок или денежную выплату вместо него. По информации из муниципалитетов, уже 21 человек – участники СВО получили земельные участки. В двенадцати муниципалитетах из двадцати даже образовалась очередь, самая большая – в Сыктывкаре и Ухте.

– Проблемы у нас есть. Территории, наверное, найти можно, но их нужно наполнить инженерной инфраструктурой, без которой мы не можем давать участки. Правительство республики работает над решением этой задачи: необходимо изыскать средства для того, чтобы создавать территории, в которых можно выдавать представителям льготных категорий земельные участки уже с инфраструктурой, – пояснил Андрей Майер.

По словам председателя комитета, сумма денежной компенсации за земельный участок составляет 300 тысяч рублей.

– Многие нас спрашивали о том, почему такая сумма, мы делали свод коммерческой стоимости земли по разным муниципальным образованиям и вывели среднюю стоимость. Также сравнивали с иными субъектами. Это хорошая цена, средняя по России. В других северных регионах суммы 150-200 тысяч рублей.

Но, конечно же, Андрей Майер уверен, что человек, который любит республику и хочет в ней жить, если у него будет возможность, возьмет землю, даже если придется чуть-чуть подождать подходящий участок. Потому что земля – это возможность построить просторный дом для своей семьи.

Спрос на «арктический гектар»

Вот и большинство тех, кто взял «арктический гектар» в нашей республике, в качестве вида использования земли указали индивидуальное жилищное строительство. Пока подано 102 заявления на землю в арктических районах Коми. Одиннадцать из них – коллективные.

– Всего у нас на сегодня зарегистрированы 43 договора о безвозмездном использовании «арктического гектара». Общая площадь 53 гектара, – сообщил Андрей Майер.

По его мнению, «арктический гектар» не пользуется большим спросом в основном из-за того, что участки очень удалены от «обитаемых мест» и дорог.

– Самое большое количество договоров в Усинске. Там подыскали территории достаточно близко к городу и к поселкам. Поэтому они более привлекательны. Есть случаи использования «арктического гектара» для деятельности в сфере туризма, для выращивания дикоросов. Надеемся, что с развитием арктического туризма увеличится и количество заявителей. Мы открыты для диалога с муниципалитетами. Если гражданин изыскал и пожелал взять себе какую-то территорию и муниципалитеты видят, что это возможно, мы готовы вносить изменения в закон и расширять территории для использования в программе «Арктический гектар».

«Зал ожидания» в вагоне

Два года подряд комитет осуществлял закупку дорожной техники и автобусов для муниципалитетов. Сколько таковых поставлено в районы и продолжается ли закупка в этом году, поинтересовались журналисты.

Андрей Майер сообщил, что за два года закуплено 44 единицы техники, в их числе 11 автобусов. В этом году купили один специальный автомобиль для Усть-Цилемского района. Еще в Ижемский район доставили три дома-вагона на прицепном устройстве, приобретенные при поддержке Главы и правительства республики. Эти дома-вагоны заменят жителям района зал ожидания аэропорта во время распутицы, когда транспортное сообщение осуществляется при помощи вертолетов.

В поезде «Сияние Севера» были созданы комфортные условия для пассажиров.

– В Ижемском районе в свое время был аэропорт. Он находился в федеральной собственности. Сейчас мы забрали его себе, но, к сожалению, имущество в не очень хорошем состоянии, чтобы его отремонтировать, потребуется большая сумма. И тогда Глава Коми предложил руководству муниципалитета вот такой вариант: отапливаемые передвижные дома-вагоны, в которых пассажиры смогут ожидать посадку в вертолет, – рассказал Андрей Майер.

Между собой три вагона соединяются теплыми переходами. Один из них оборудован для специалиста «Комиавиатранса», два других, на 30 посадочных мест, предназначены для пассажиров. Электро- и теплоснабжение мобильного здания будет обеспечиваться генератором. Вагоны в период выполнения пассажирских перевозок воздушным транспортом будут устанавливаться на территории ижемского аэропорта.

Людмила ВЛАСОВА

Фото автора и из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "«Золотой запас» республики"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.