Премьера с большим будущим

На коми сцене разгорелись страсти Древнего Египта

4 сентября Государственный театр оперы и балета Коми открыл 67-й творческий сезон. Первой его премьерой стала одна из жемчужин творчества Джузеппе Верди – опера «Аида». История любви из эпохи Древнего Египта, впервые представленная в Сыктывкаре, вызвала аншлаг.

Эта масштабная опера традиционно идет на площадях, в огромных залах, на фоне египетских пирамид. Сейчас в полуконцертном исполнении ее «уместили» на сыктывкарской сцене.

Для работы над оперой в республику приехали главный дирижер и музыкальный руководитель Московского театра оперетты Константин Хватынец и заслуженная артистка России – оперная певица мировой величины – солистка Большого театра (в 1977-1989 годах) Людмила Шемчук. Хормейстеры постановки – Ольга Рочева и Алла Швецова.

«Аида» – опера на либретто Антонио Гисланцони, написанное на основе истории из древнего папируса, который нашел ученый-египтолог Франсуа Мариет. Опера была создана по заказу египетского хедива Исмаила-паши для Каирского оперного театра, строительство которого было приурочено к открытию Суэцкого канала. Действие «Аиды» происходит в Мемфисе и Фивах во времена владычества фараонов. В опере повествуется о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды – дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне. История драматична тем, что Радамес должен жениться на дочери фараона Амнерис. Перед зрителями разворачивается классический любовный треугольник, все остальное – политика, война, религия, интриги – фон, на котором происходит действие. Вечную любовь Радамес и Аида обретут только в склепе, где их похоронят заживо.

Постановка в двух действиях звучала на языке оригинала – итальянском (с русскими субтитрами на экране). Действие «Аиды» проходит на одной части сцены, за артистами располагаются оркестр и хор. Музыканты находятся в непосредственной близости к певцам, они стали полноправными участниками происходящего на сцене. Постановка сделана без декораций эпохи Древнего Египта. Костюмы исполнителей приближены к современным, у мужчин лишь головные уборы, детали украшений и оружие напоминают о том времени. При этом головные уборы «говорят», кто есть кто, представляя нам царя Египта, жреца, воина.

«Аида» – одна из самых масштабных опер XIX века, где задействованы несколько хоров и несколько оркестров, поэтому помимо солистов, музыкантов и хора нашего театра в постановке участвовали артисты хора Чувашского государственного театра оперы и балета «Волга Опера», студенты колледжа искусств Коми и оркестр сыктывкарской войсковой части. В опере есть задуманные Верди балетные номера, но от них по причине полуконцертного исполнения оперы пришлось отказаться.

– Мы поняли, что сделали нечто большее, чем планировали, – рассказал на предшествующей премьере пресс-конференции директор театра Алексей Садовский. – У нас получилась полноценная премьера. Было время на подготовку, мы вышли раньше из отпуска. И, конечно же, энтузиазм. Это беспрецедентный творческий акт. К следующему году мы можем качественно разучить материал и сделать полноценную постановку с декорациями и костюмами.

Солистка Большого театра Людмила Шемчук более полусотни раз исполняла партию Амнерис в опере «Аида» на лучших мировых площадках мира: Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Teatro alla Scala в Милане, в Большом театре, в Мадриде и Луксоре, с лучшими дирижерами планеты. Пела с Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. И ее пригласили в Сыктывкар в качестве коуча по вокалу и итальянскому языку, чтобы она поделилась опытом с молодыми коллегами.

– Я с огромным удовольствием принялась за эту работу и познакомилась с прекрасными людьми, с молодыми солистами, подающими большие надежды, – рассказала она на пресс-конференции. – В будущем они достигнут больших высот. А оперу можно вывозить за границу – это очень высокий уровень. Это премьера с большим будущим.

Константин Хватынец напомнил, что «Аида» – это уже не первый опыт его работы с музыкантами из коми театра. Маэстро приезжает в республику в четвертый раз и очень рад сотрудничеству с театром, который хранит свои традиции. В «Аиде» он выступает в качестве музыкального руководителя и дирижера постановки.

– Меня поразило, что все цеха театра настолько мобилизованы, настолько готовы к творчеству, – отметил дирижер. – Настолько для них этот материал оказался и свеж, и труден для преодоления в хорошем смысле слова, и нужен для творческого роста.

В постановке оперы задействованы три состава – все солисты нашего театра, это было одно из условий постановки, проверка труппы на прочность. Главные партии на премьере исполнили Валерия Зеленская (Аида), Борис Калашников (Радамес), Галина Петрова (Амнерис), Кирилл Комаров (Амонасро), Максим Палий (Рамфис), Елена Лодыгина (Жрица), Игорь Земской (Царь Египта) и Николай Калашников (Гонец).

Следующий показ оперы состоится 14 декабря, затем в марте и на открытии фестиваля «Сыктывкарса тулыс».

Балетная труппа театра открывает сезон тоже необычно, на этой неделе – 6 сентября – на сцене Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится показ балета «Крик» (хореография Андрея Меркурьева). Артисты балета уже отправились в Москву для выступления на площадке одного из самых знаковых российских театров, «главной московской сцене», как отметил директор театра Алексей Садовский. На сыктывкарской сцене «Крик» будет показан 10 и 11 сентября.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Премьера с большим будущим"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.