В эпицентре реформы

Уже почти месяц в Сыктывкаре реализуется второй этап масштабной транспортной реформы. Накал недовольства жителей города несколько снизился, но все равно еще немало тех, кто не смирился с изменением хорошо знакомых маршрутов. С 1 сентября пассажиропоток в городе увеличится за счет школьников, студентов и вернувшихся отпускников, поэтому не исключено, что и без того непростое положение еще усложнится. Ситуацию в сфере пассажирских перевозок в городе обсудили члены общественного совета Сыктывкара.

Куда идет автобус?

Напомним, введение новых автобусных маршрутов, изменение и отмена привычных вызвали возмущение у многих жителей города. Еще до введения изменений сыктывкарцы, проанализировавшие планы мэрии, обратились к Главе РК Владимиру Уйба с жалобами на действия реформаторов. По мнению части пассажиров, новые маршруты, разработанные экспертами из Москвы, были неудобны и не охватывали важные участки города, с их введением усложнялся доступ к медицинским учреждениям, в частности к республиканскому кардиоцентру.

Владимир Уйба поручил руководителю администрации Сыктывкара Владимиру Голдину изучить реальные потребности пассажиров и провести второй этап реформы так, чтобы сыктывкарцам и гостям города было удобно пользоваться общественным транспортом. Администрация организовала встречи с недовольными пассажирами, но срок начала реформы переносить не стала: перемены стартовали, как и было запланировано, 1 августа. Поэтому корректировки пришлось вносить уже «по ходу действия».

Так получилось, что в первый день реформы журналист «Республики» немало поездил по самым разным автобусным маршрутам и сталкивался со множеством не самых приятных ситуаций.

Например, около получаса провела на остановке «Детский мир» женщина, собиравшаяся ехать в кардиоцентр и дожидавшаяся автобуса маршрута №17, который вроде бы еще должен был действовать наравне с маршрутом №17м. Не дождалась, решила ехать до «Пармы», а оттуда пешком – не так уж близко, кстати сказать.

Мужчина не обратил внимания на букву «м» рядом с номером автобуса 54 и вместо привычной улицы Коммунистической совершил «экскурсию» по неведомым ему ранее районам города. А вместо изначального пункта назначения – железнодорожного вокзала – оказался на автовокзале. В салонах многих автобусов с буквой «м» пассажиры нервничали и спрашивали: «Куда идет автобус?»

Недочеты выявились сразу. Администрация города устраняла их после анализа обращений недовольных пассажиров. Так, уже вернули автобусы на маршруты №6 и №20, скорректировали с учетом пожеланий пассажиров маршруты №8, №10. Изменился и маршрут №17м по пути следования в Орбите: в результате доступнее для пассажиров стали школа 43, детсад 112, а также одна из центральных остановок микрорайона – «Улица Петрозаводская».

Мнения разделились

С начала второго этапа реформы мониторинг ситуации проводили общественники. Члены Общественной палаты РК и общественного совета Сыктывкара изучали общественное мнение о качестве транспортного обслуживания в городе. Итоги этой работы они обсудили во вторник с представителями администрации и АО «Комиавтотранс».

Председатель общественного совета Сыктывкара Галина Лапшина рассказала, что проект состоял из двух частей. Первая – рейды, которые проводили общественники. Они разговаривали с людьми в салонах автобусов, на остановках, интересовались мнением о работе общественного транспорта в Сыктывкаре, выслушивали предложения.

Вторым направлением работы стало онлайн-голосование по вопросам транспортной реформы, организованное вместе с Общественной палатой РК. На остановках в Сыктывкаре развешены плакаты с QR-кодом, перейдя по которому на интернет-ресурс, каждый может высказать свое мнение об «автобусных» новшествах (стр. 16). По состоянию на 27 августа участие в онлайн-голосовании приняли 400 жителей города.

Галина Лапшина представила результаты опроса. Самыми активными оказались жители Эжвинского района Сыктывкара – это 32,4 процента опрошенных. По 18 процентов участников дали центр города и Орбита, 5,2 процента – микрорайон Давпон. Менее одного процента участников – жители улицы Ручейной.

Как отметила Галина Лапшина, в опросе приняли участие представители всех социально-демографических групп.

44,2 процента участников сообщили, что ожидают автобус на остановке от 10 до 20 минут. От 20 до 30 минут проводят на остановке в ожидании нужного автобуса 28 процентов. Более 30 минут ждали общественный транспорт 6 процентов опрошенных. Есть и счастливчики, которые стоят на остановках от 5 до 10 минут.

35 процентов участников опроса недовольны расписанием движения автобусов, 34 процента – схемами маршрутов, 16 процентов не устраивает уровень комфорта в салонах, 7,5 процента участников невысоко оценивают культуру обслуживания, 7,2 процента беспокоит бе-зопасность проезда.

Участников опроса волнует и состояние остановочных комплексов. 32 процента отметили отсутствие табличек с расписаниями на остановках. На низкий уровень комфорта остановок обратили внимание 27,5 процента участников: нет скамеек, отсутствует «крыша над головой», поэтому нельзя укрыться от дождя и снега. Внешний вид остановок не устраивает 26 процентов опрошенных. 14,5 процента считают, что остановки находятся не в шаговой доступности.

Судя по результатам опроса, мнения сыктывкарцев о качестве транспортного обслуживания разделились почти поровну: чуть меньше половины участников опроса оценивают качество транспортного обслуживания как удовлетворительное и хорошее, 50,4 процента опрошенных считают его неудовлетворительным. Было в списке предложенных вариантов и определение «отличное». Таковым транспортное обслуживание в Сыктывкаре не назвал ни один из участников опроса.

Галина Лапшина отметила, что общественный мониторинг ситуации продолжается, опрос тоже идет, каждый желающий может высказать свое мнение. И предложила общественникам задавать волнующие их вопросы.

Как добраться?

Участники мероприятия отметили, что никто не сомневается в необходимости транспортной реформы в Сыктывкаре – в городе значительно увеличился транспортный поток, выросли целые новые районы, а маршруты общественного транспорта не менялись десятилетиями. Но столь резкие изменения привели, увы, к некоторому недопониманию со стороны пассажиров, а самой реформе требуется «донастройка».

Члены общественного совета Сыктывкара Вера Михайлова и Надежда Быковская заявили, что сами регулярно пользуются общественным транспортом, обо всех его проблемах знают по личному опыту, и буквально забросали вопросами генерального директора АО «Комиавтотранс» Дмитрия Чепурнова.

Вера Михайлова предложила вернуть автобусы на маршрут №17, чтобы жители и гости города могли спокойно добраться до кардиоцентра.

– До кардиоцентра сейчас едет только «десятка», а она появляется раз в полтора часа. Каким образом туда можно добраться? Это самый наболевший вопрос. Этим люди больше всего возмущаются, – сообщила член общественного совета.

Она также отметила, что много жалоб на график движения автобуса №46, который ходит, по мнению пассажиров, два раза в час.

Дмитрий Чепурнов пояснил, что автобусы на маршруте №46 работают по летнему расписанию, интервал движения 20 минут. С началом учебного года он будет сокращен до 10-15 минут. На маршрутах, в том числе на «эжвинских», будет увеличено количество автобусов. Глава республики Владимир Уйба уже несколько раз передавал администрации Сыктывкара ключи от новых автобусов, поступление транспорта ожидается и в ближайшем будущем. Сейчас идет набор и подготовка водителей для новых автобусов.

Говоря о проблемах с проездом до кардиоцентра, Дмитрий Чепурнов отметил, что в это медицинское учреждение на общественном транспорте ежедневно добираются 60-70 человек. Столько же уезжают. Автобусы на маршруте №17 выполняют более ста рейсов.

– То есть, соответственно, на один рейс приходится меньше одного пассажира. При этом автобусы имеют большую вместимость, и разворотная площадка на конечной остановке «Кардиоцентр» не предусмотрена. Там была очень высокая концентрация ДТП при разворотах. Проблема, наверное, больше не в том, что нет привычных автобусов маршрута №17. Надо просто наладить интервал движения автобусов маршрута №10, – высказал свое мнение Дмитрий Чепурнов.

И тут же добавил, что «Комиавтотранс» маршрут №10 не обслуживает. «Десятку», как и ряд других маршрутов, обслуживает частный перевозчик. Как пояснил начальник управления дорожной инфраструктуры, транспорта и связи администрации Сыктывкара Евгений Колегов, по условиям контракта, заключенного администрацией с этим частным перевозчиков, интервал движения «десятки» составляет 20 минут.

В ходе обсуждения общественники попросили пояснить, кто и как контролирует соблюдение интервалов движения, несут ли перевозчики ответственность за нарушение графика.

Евгений Колегов сообщил, что данные от всех перевозчиков вносятся в Региональную навигационную информационную систему (РНИС), что позволяет контролировать движение всех транспортных средств. Контроль за соблюдением расписания осуществляется специалистами отдела транспорта и связи управления дорожной инфраструктуры, транспорта и связи. В случае нарушения расписания сотрудники этого отдела готовят служебную записку, и юридическая служба направляет претензионное письмо в адрес перевозчика с установлением штрафных санкций, предусмотренных контрактом. Перевозчики либо добровольно оплачивают данные штрафные санкции, либо администрация обращается в суд. За последние 6 месяцев перевозчикам было направлено 267 претензий на общую сумму более 600 тысяч рублей.

Также общественники предложили усилить «наглядную агитацию» (разместить схемы новых маршрутов на всех остановках и в салонах автобусов) и разработать программу установки остановочных комплексов в Сыктывкаре.

Заместитель руководителя администрации Владислав Матвеев поблагодарил членов общественного совета за содействие и отметил необходимость дальнейшего взаимодействия.

– Вы представили достаточно большой пласт информации. Нам именно это нужно: не сухие отчеты, а реальное мнение людей. Поэтому мы очень благодарны за вашу конструктивную критику, – сказал Владислав Матвеев.

Галина Лапшина заявила о продолжении рейдов общественного контроля, а также онлайн-опроса пассажиров. После их завершения состоится обсуждение итогов и предложений с представителями администрации и АО «Комиавтотранс».

Людмила ВЛАСОВА

Фото Ярослава СЕВРУКА

Оставьте первый комментарий для "В эпицентре реформы"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.