Объективная необходимость

Эксперты обсудили аргументы за и против ЕГЭ

Под эгидой Общественной приемной Главы Коми 27 августа прошло первое заседание республиканского экспертного клуба. Профессионалы образовательной отрасли обсудили тему возможной отмены Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Модерировала заседание заместитель директора Центра обеспечения деятельности администрации Главы Коми и руководитель Общественной приемной Главы РК Виктория Сидорова.

Она сразу задала тон беседе:

– Мы не будем выбирать, какая из двух позиций сильнее: мнения за или мнения против. А просто обсудим аргументы. Право перебивать есть только у модератора.

Поводом для собрания стало то, что в Госдуму РФ был внесен проект о внесении изменений в федеральный закон «Об образовании». Цель проекта – замена ЕГЭ на проведение государственной итоговой аттестации в форме госэкзаменов. То есть, по сути, речь идет об отмене ЕГЭ.

Модератор напомнила, что официально ЕГЭ ввели в России в 2009 году во всех школах в качестве выпускных и вступительных экзаменов. Задачами нововведения было искоренение коррупции в школах и вузах, обеспечение единой системы оценки качества образования и доступность высшего образования для детей из сельской местности и малообеспеченных семей. По мнению разработчиков законопроекта, этих целей достичь не удалось, поэтому назрела необходимость новой реформы.

– По итогам опроса ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) среди студентов за сохранение ЕГЭ высказались 67 процентов участников. А вот опрос фонда «Общественное мнение» показал обратную картину. Тут участие принимали уже все россияне, и 61 процент опрошенных не одобрили практику сдачи ЕГЭ, – привела статистические данные Виктория Сидорова.

Одним из аргументов сторонников отмены является то, что дети испытывают слишком большое нервное напряжение. По этому поводу высказалась заведующая отделением экстренной психологической помощи Центра социальной помощи семье и детям Сыктывкара Александра Наумова:

– Обращения на телефон доверия по этому поводу есть. Я за сохранение психологического здоровья. Поэтому напряжение надо минимизировать. На экзаменах сейчас все очень жестко: видеокамеры, проверки. Настрой родителей и учителей такой, что если не сдашь, то год теряешь. От этого растет то самое напряжение. В организационных моментах, может быть, надо что-то изменить.

Выпускница Сыктывкарского госуниверситета Юлиана Пушкарёва добавила, что сейчас есть возможность повторной сдачи экзаменов в резервные дни, но проблема напряженности сохраняется:

– Берется не лучший результат, а последний. А он может быть хуже первого. Если бы брался лучший результат, то было бы гораздо проще участникам экзамена. Многие выпускники в итоге боятся сдавать в резервные дни.

Организатор работы пунктов проведения ЕГЭ Анна Батырева отметила, что все проходит в соответствии с порядком:

– Этот порядок много лет отрабатывается и, если нужно, корректируется. Он призван помочь детям обезопасить их. Проверка металлоискателем проводится для того, чтобы не дать ребенку воспользоваться телефоном. И дело даже не в использовании. А, может, ему нервная мать просто позвонит, чтобы узнать, доехал ли он до пункта проведения. Если телефон зазвонит в пункте проведения ЕГЭ, ученика оттуда удалят. Никаких некорректных действий в отношении детей не производится.

Виктория Сидорова сказала, что и взрослые-то при такой строгой процедуре допуска испытают стресс, а что говорить о детях. Может быть, и не нужны такие меры, как проход через металлоискатель? На это Анна Батырева ответила, что тогда не будет объективности. С помощью металлоискателя выявляется наличие телефона. Если кто-то пройдет с телефоном, то у него будет преимущество при сдаче экзамена.

Учитель информатики Технического лицея Анна Шундукова сказала, что сама лично проходила через процедуру сдачи ЕГЭ, участвовала в организации приема, а также была членом комиссии.

– Я – человек, который и непосредственно готовит детей к ЕГЭ. Я знаю ЕГЭ, скажем так, со всех сторон, – продолжила Анна Шундукова. – С психологическим моментом я бы поспорила. Если ребенок готов к экзамену, он знает предмет, то ему ничего не помешает. Я так же стояла у рамок металлоискателя, и дети спокойно проходили. Никто не кричал и не ругался. Если мы видели, что у ребенка есть запрещенный предмет, то спокойно просили достать и отдать сопровождающему. Бывало, что дети были не готовы расстаться с телефоном. Мы их отводили в штаб, там спокойно беседовали. Никто не кричит и не угрожает. В итоге ребенок спокойно проходит через металлоискатель. Учителя также регулярно детям рассказывают о ЕГЭ, готовят их к этому. Детям присылают и тренировочные задания на протяжении учебного года.

– Мы приходим к выводу, что это все объективная необходимость и ничем ее сгладить или заменить пока нельзя, – заключила Виктория Сидорова.

Председатель Коми регионального отделения национальной родительской ассоциации Елена Иванова сказала, что как общественный наблюдатель ежегодно посещает пункты проведения ЕГЭ. Право посещать эти пункты имеют все родители, они могут также стать общественными наблюдателями.

– Я наблюдала все от момента прохождения детей через металлоискатель и до их нахождения в аудитории. Хожу каждый год и не вижу, что у детей большая психологическая нагрузка. Если проблемы и есть, то это единичные случаи. Все мы – выходцы из советской системы образования, но вернуться назад уже невозможно, – считает она. – В карете прошлого далеко не уедешь. Давайте посмотрим, как меняется мир. Мы, взрослые, сами не можем без смартфонов. Да тот же портал Госуслуги какие возможности дает. Государство сегодня не готово к возвращению назад, потому что технологии двигаются вперед.

Еще один аргумент сторонников отмены ЕГЭ: дети не получают полноценные знания, а тренируются для прохождения узкоспециализированных тестов. При такой форме якобы аттестации отсутствует индивидуальный подход к школьникам, и их знания довольно поверхностны. Директор Технологического лицея Лидия Пасынкова с этим мнением не согласилась:

– Чтобы сдать ЕГЭ, нужен большой объем знаний. Да, в первой части достаточно базового уровня знаний. А чтобы написать вторую часть, ребята должны много знать. Если человек не знает учебный материал, то не сдаст экзамен.

Учитель русского языка и литературы Гимназии имени Пушкина Ирина Конова отметила, что ЕГЭ как система совершенствуется: растет как уровень подготовки учеников, так и качество проверочных материалов. Однако, по ее мнению, усложнение тестирования как раз и ведет к росту напряжения у учеников:

– Есть ощущение, что нужна какая-то другая форма экзамена, ведь неслучайно многие вузы сегодня проводят свои дополнительные экзамены. Они не хотят брать «кота в мешке».

Также у противников ЕГЭ есть мнение, что сельские жители имеют меньше шансов хорошо подготовиться по сравнению с городскими, ведь в городах проще найти репетиторов. Юлиана Пушкарёва не вполне согласилась с этим, отметив, что в век информационных технологий можно готовиться в режиме онлайн:

– Есть много онлайн-школ. Можно заниматься самообразованием. Я, например, просто смотрела онлайн-трансляции и благодаря им буквально за пару недель с нуля научилась писать сочинение по русскому языку и в итоге написала его на высокий балл. Тут многое зависит от самоорганизации, от того, насколько вообще готов ребенок сам себя настроить на работу. Некоторым, возможно, действительно нужен репетитор.

В пользу сторонников экзамена говорит то, что он остается мощным социальным лифтом. Достойный балл позволяет детям из глубинки поступать в вузы по всей стране. По видеосвязи в ходе форума в защиту этого мнения высказывались сами учащиеся из разных районов Коми.

Завершилось заседание видеообращением министра образования и науки РК Натальи Якимовой. Она сказала, что за годы проведения ЕГЭ значительно усовершенствовался:

– Тестов по типу «угадайка» теперь нет. Все серьезно трансформировалось. На данный момент это реальный инструмент проверки качества подготовки наших выпускников. Альтернативы сейчас нет. Хотя действительно каждый год появляются мнения, что надо отменить и что-то придумать новое. Но какие есть у ЕГЭ преимущества? Дети заранее готовятся, четко знают правила, по которым будут приниматься экзамены. В последние два-три года нет никаких утечек и списывания. Выпускники из Коми показывают стабильно высокие результаты из года в год. У нас в этом году наблюдается большой рост высокобалльников. Не могу не отметить, что наша выпускница из сельской школы набрала сразу по двум предметам – по химии и биологии – по сто баллов. Если родители и дети выбирают репетиторство, то это всегда было. Причины разные. Качество знаний наших выпускников подтверждается и медалями. В этом году у нас 454 медалиста. Это большой результат. Медаль – это не только ЕГЭ, а это качество знаний, это успешные годы учебы.

По поводу стресса Наталья Якимова отметила, что человек «проходит эту историю и закрывает ее»:

– А дальше он уже ждет только поступления на основании своего результата. Для детей это прекрасная возможность поступить в выбранный вуз. Хочу обратиться к родителям. Каждый год у нас проводится акция «Сдадим ЕГЭ вместе с родителями». Как правило, она проходит в марте-апреле. Приходите, двери школ всегда открыты. Вы сможете сами сдать экзамен и поймете, что это несложно и все нашим детям по плечу. Результат будет объективный.

Ярослав СЕВРУК

Фото автора

 

Оставьте первый комментарий для "Объективная необходимость"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.