В сыктывкарской картинной галерее «Пейзажи Севера» открылась первая персональная выставка молодого мастера росписи по дереву Дианы Бачевич. В экспозиции представлены работы с разными видами традиционной и авторской росписи по дереву.
На открытии выставки прошла презентация книги Дианы Бачевич «Севером согрето. Пособие по верхневычегодской росписи по дереву». Издание адресовано преподавателям, начинающим мастерам декоративно-прикладного искусства, а также всем желающим изучить основы традиционной росписи коми народа.
Мастер работает как в традиционных техниках, так и в авторской манере. Большинство представленных изделий созданы специально для выставки и будут экспонироваться впервые. Это расписные предметы интерьера, музыкальные инструменты и игрушки.
– Экспонатом выставки стал старинный сундук, который нам подарила одна из жительниц Выльгорта, – рассказала Диана Бачевич «Республике». – Я украсила сундук росписью, стилизованной под норвежскую. Также экспонатом стала обычная кухонная полка, которая много лет висела у моей бабушки на летней кухне. Я почистила полку и украсили ее росписью.
Название выставки «Севером согрета» описывает отношение художницы к родному Северу и художественным промыслам, бытовавшим на этой земле: вычегодской, пижемской и мезенской росписям. Мастер тонко чувствует нюансы природных цветовых сочетаний, используя в своих работах натуральные, теплые и живые оттенки.
Диана Бачевич работает в Сыктывдинском доме народных ремесел «Зарань».
– Не могу сказать сегодня, что уже являюсь опытным мастером, но результаты своей работы вижу, – говорит мастерица. – Это и придает сил работать дальше, больше. Любое ремесло требует много терпения, сосредоточенности, сил. Думаю, любовь к росписи зародилась еще при обучении в колледже культуры благодаря педагогу Валентине Журиной. Работаю, как правило, с природными материалами. Это либо покупные заготовки из дерева, либо заготовки, сделанные моим коллегой Алексеем Гавриловым. Как-то получилось так, что изделия по большей части ориентированы на детей. Думаю, что есть две основные причины. Во-первых, я люблю детей. Во-вторых, мы много работаем с ними. Мне интересен их мир, их фразы, их взгляды. Очень хочется свои навыки и знания передать дальше. Я рада тому, что с каждым годом все больше людей разных возрастов интересуются ремеслами. Считаю, что главная задача мастера – это грамотно и уверенно делать свое дело, делиться своими знаниями и навыками.
Художественная роспись по дереву была издавна распространена в Коми крае. Существует несколько традиционных видов коми росписи: мезенская, верхневычегодская и нижневычегодская. Широко использовали круг – символ солнца и оберег от напастей. Круги различных цветов и размеров рисовали на дверях, фронтонах домов, кроватях, столах, бытовой утвари и детских колыбелях. Крупным центром самобытной росписи было село Керчомъя на Верхней Вычегде. Считается, что именно верхневычегодская роспись повлияла на становление художника-абстракциониста Василия Кандинского, который в 1889 году приезжал в экспедицию в Коми край. В частности, некоторые традиционные расписные узоры на прялках и других предметах деревенского быта вполне могли повлиять на цветовоспроизведение и образы в работах будущего абстракциониста.
Посетить выставку «Севером согрета» можно до 21 сентября включительно.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Севером согретые, росписью украшенные"