Из глубины шагнули в вечность

12 августа в Коми почтили память земляков, погибших в трагедии на атомном подводном ракетоносном крейсере «Курск». Напомним, он затонул в результате катастрофы 12 августа 2000 года в Баренцевом море, в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров. В этот день около 11 часов в районе маневров были зафиксированы два подводных взрыва, после этого лодка не выходила на связь. 21 августа было установлено, что все 118 членов экипажа погибли.

В составе экипажа были семь военнослужащих из Республики Коми. Это Дмитрий Миртов, Роман Мартынов и Виктор Сидюхин из Ухты, Игорь Логинов и Юрий Борисов из поселка Благоево Удорского района, Александр Халепо из села Усть-Лыжа Усинского района и Алексей Ларионов из Княжпогостского района. Их память почтили в городах и районах Коми.

Так, в Ухте возложение цветов 12 августа прошло у стен индустриального института УГТУ, где установлена мемориальная доска Роману Мартынову и Виктору Сидюхину. Они служили на лодке матросами-турбинистами. Это был их первый поход в море. Виктор Сидюхин похоронен на родине родителей, в Чувашии. Тело погибшего родные смогли предать земле спустя почти год после трагедии.

Роман Мартынов похоронен на кладбище поселка Водный под Ухтой. В последнем письме обещал маме скорую встречу. Его двоюродные сестры тоже получили последнюю весточку. Письмо можно найти в интернете. Вот что писал Роман: «Здравствуйте тетя Саня, Ксюша, Вера, Катя! С большим приветом к вам Роман. Сейчас свободное время, и есть возможность написать вам пару слов. Я стою дневальным со второго июля по четвертое июля. Как и мне стало понятно уже, картина на Северном флоте МВФ и правда северная. Лето тут бывает, образно говоря, только раз в неделю. В остальные дни как у нас в Ухте – осенние дни. Есть тут и небольшая речка, до нее 11 километров, называется Урагуба, а прямо под носом, под окнами залив. Сами понимаете, есть залив – есть и подводные лодки. Таких тут десять. Моя подводная лодка К-141 АПРК «Курск», бортовой номер 850. Он похож на батон! Судно это быстроходное, и скоро мы выходим в море на учения 11 августа. Я думал, что мы все уже изучили: строение лодки, виды тревог, системы безопасности, сдавали зачеты. Но это было здесь, в заливе, а там, в море, будет все по-настоящему, под водой. На учения выходим на неделю примерно. Потом уже осенью пойдем в Средиземное море на несколько месяцев. Новый год там встретим. Перед автономкой всех поздравлю с Новым годом. После приеду домой на два месяца в отпуск, который будет в 2001 году весной. И, конечно же, зайду к вам в гости, мои дорогие! Увидите меня в моряцкой форме моремана Мартынова! К весне, может быть, буду старшиной уже! Осталась одна зима, ведь одну я уже отслужил. Значит все будет хорошо! Везде сопки, недавно выпал снег, но растаял уже. Березы здесь карликовые, других видов деревьев я не видел. Вы получите мое письмо, а я буду в море уже…

У меня все хорошо. Черкну еще пару слов про свою службу. Лодка моя большая, черная. В первое время, ой, как было неуклюже двигаться по лодке: то головой стукнешься, то плечом. Сейчас освоился, и стало легче. Служу девятый месяц. Недавно вышел «сто дней до приказа», это дембелям. И мы будем «Борзыми карасями». До присяги были «телами», потом «бойцами», «карасями». Растем! Дни летят незаметно. Да, хорошо вам в Коми: тепло, купаетесь, наверно, каждый день. А мне вот пока не удалось. Но вчера пошли мыться на подлодке, и нам очень повезло! Наш комдив пустил нас в сауну, и мы погрелись там от души. Температуру подняли аж до 90! От души помылись. На этом заканчиваю писать. Всем большой привет. До встречи!»

Встрече с родными не суждено было состояться…

Память еще одного погибшего матроса в Ухте почтили у мемориальной доски, установленной на здании профессионально-технического училища №5 (сейчас УПЦ «Газпром трансгаз Ухта»). Здесь учился на станочника по деревообработке Дмитрий Миртов. Он занимался спортом, входил в волейбольную команду училища. В память о погибших после минуты молчания состоялось возложение цветов.

В экипаже «Курска» были и удорские ребята из поселка Благоево – Игорь Логинов и Юрий Борисов. В Благоевской школе, где они учились, ежегодно проходят памятные мероприятия, открыта мемориальная доска, к ней односельчане возлагают цветы, добрым словом вспоминая так рано ушедших ребят. Ко Дню защитника Отечества и ко Дню Победы для школьников проводятся уроки мужества, в школе оформлен стенд «Чтобы помнили…», собираются и хранятся все газетные вырезки, где есть информация о земляках-подводниках и о гибели субмарины «Курск». В военном зале Национального музея Удорского района оформлена постоянная экспозиция, посвященная морякам-подводникам «Курска» – «Они навсегда ушли в море…».

О трюмном матросе Алексее Ларионове из Княжпогостского района учителя и родные говорят: он умел дружить. Как пишут «Княжпогостские вести», был обычным мальчишкой, участвовал в спортивной и общественной жизни класса, стал лидером школьной команды КВН, ездил на уборку сена и картофеля. Поступил в училище Сыктывкара, но вскоре был призван на срочную службу. Шел в армию с удовольствием, стремился попасть именно на флот.

Девятнадцатилетний матрос Александр Халепо из Усть-Лыжи Усинского района был одним из самых молодых членов экипажа «Курска». Односельчане вспоминают его как доброжелательного, скромного, работящего парня. В школе учился средне. Зато в спорте показывал блестящие результаты. Он умел прощать и быстро забывал обиды. Для отца был первым помощником, добытчиком – с ранних лет охотник и рыболов. После армии хотел стать водителем. А служить мечтал на флоте, зачислению в экипаж «Курска» был несказанно рад.

29 июня юный моряк написал свое последнее письмо домой. Он, совсем еще мальчишка, поведал родным, как не устоял перед искушением: «Сегодня нам давали деньги – по 80 рублей. Ходил в магазин, хотел купить несколько пар носков и что-нибудь из вещей. Купил вместо этого пакетик семечек и молоко с печеньем. Так захотелось молока, что не удержался». Заканчивается короткое послание словами, смысл которых сейчас кажется почти пророческим: «Ну, вот и все. Хочется домой!»

Говорят, что в последнем походе подлодки Александр оказался почти случайно. Он подменил другого матроса-турбиниста.

Похоронили погибшего моряка на кладбище села Усть-Лыжа 2 ноября 2001 года. На фасаде школы открыта мемориальная доска памяти Александра Халепо, в музее есть экспозиция, где представлены его фотографии, биография, воспоминания учителей, друзей, родных. В школе проходят уроки мужества «Памяти Александра Халепо».

Напомним, что атомная подлодка «Курск» 12 августа 2000 года должна была провести учебную атаку. Но на подлодке взорвалась торпеда, которую считали учебной. Она привела к детонации других зарядов стеллажных торпед. После взрыва 23 члена экипажа выжили. Были среди них и наши земляки – матросы Юрий Борисов, Роман Мартынов и Виктор Сидюхин.

Список выживших сохранился на листке, найденном в кармане капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Вот последние в его жизни строки: «Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет, процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает».

Надежда была не напрасна – эту записку читают и перечитывают до сих пор. И последние строки – как завещание: «Всем привет! Отчаиваться не надо!»

Оставшиеся в живых моряки не знали, что стало причиной крушения. На их стуки в других отсеках никто не отвечал. Поэтому подводники ждали помощи и готовились к эвакуации. Но спасти их не удалось. Есть версия, что что-то пошло не так во время замены пластин на аварийной системе регенерации воздуха. Позже их тела нашли в кормовом отсеке лодки.

В первые дни не было почти никакой официальной информации о судьбе «Курска» и его экипажа. Люди с надеждой следили за выпусками экстренных новостей, с каждым часом понимая, что шансов все меньше.

О трагедии официально объявил тогдашний командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. 13 августа аппаратура крейсера «Петр Великий» обнаружила на дне «Курск». Началась спасательная операция, однако подводные аппараты так и не смогли пристыковаться к затонувшей лодке. 19 августа операция стала международной. К ней присоединились норвежские суда Seaway Eagle и Normand Pioneer с британским спасательным аппаратом. 21 августа норвежские водолазы вскрыли нижний люк девятого отсека и установили, что все находившиеся на борту лодки погибли.

26 августа командиру «Курска» Геннадию Лячину посмертно присвоено звание Героя России, 117 членов экипажа и находившиеся на субмарине специалисты посмертно награждены орденом Мужества. Только осенью были подняты на поверхность тела 12 членов экипажа «Курска». В дальнейшем из лодки извлекли тела еще 103 моряков, останки трех человек обнаружить не удалось. Через год подлодка была поднята на поверхность, в апреле 2002 года ее отправили на судоремонтный завод для утилизации. Как установило следствие, взрыв произошел в торпедном аппарате №4 из-за утечки перекиси водорода вследствие микротрещин в корпусе торпеды. Оставшиеся в живых 23 моряка ушли в девятый отсек, где умерли спустя сутки.

Артур АРТЕЕВ

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Из глубины шагнули в вечность"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.