Чудеса чуди и другие древности хранились в Коми земле
Каждый год 15 августа в России и некоторых странах СНГ отмечается День археолога. Это профессиональный праздник ученых, которые занимаются раскопками и изучением исторических артефактов. Расскажем о нескольких самых известных находках археологов в Коми.
Что нашли – на том и кормим
Чудские древности, бронзовые бляшки с фигурками древних богов, осколки разбитых глиняных горшков и каменные топоры в Коми крае находили уже издавна. Но обычно не придавали значения таким находкам, не имевшим применения в быту. Выбрасывали или старались как-то их использовать.
Так, известный книжный график Аркадий Мошев часто использовал в качестве заставок книги различные элементы пермского звериного стиля – подвески, изображения мифологических птиц и зверей, древних богов. Интерес к «немым свидетелям исчезнувшей цивилизации» появился у художника еще в детские годы. Родился Аркадий Мошев в 1936 году в Кудымкаре. В детстве ему довелось играть «чудскими игрушками» (так коми-пермяки называли бронзовые фигурки пермского звериного стиля, которые часто попадались при распашке новин).
Позднее, работая научным сотрудником в краеведческом музее и участвуя в археологических экспедициях, Аркадий Мошев вновь встретился с загадочным наследием предков. Некоторые из его находок тех лет хранятся в Эрмитаже. Опытным взглядом художника и историка он смог распознать в невзрачной посудине, из которой куры клевали зерно, старинную чашу из сасанидского серебра. Вторую чашу из распроданного клада удалось найти в соседней деревне. Сейчас они украшают коллекцию восточного серебра самого известного музея страны, а в окружном музее в Кудымкаре экспонируются их копии.
Копатель могил
А первым научную ценность найденным в земле артефактам стал придавать живший в середине XIX века в Усть-Сысольске мещанин из Казанской губернии Степан Мельников. В окрестностях города он обнаружил древнее захоронение IX-X веков н.э. Все, что он выкопал, – оружие и украшения – отправил в Санкт-Петербург. Сейчас они вроде бы хранятся в Эрмитаже.
Степан Мельников в 1850-х – начале 1860-х годов проживал в Усть-Сысольске. Скорее всего, он служил здесь чиновником, а наука для него была хобби. Он искал всякие древности, писал научные статьи на разные темы и отсылал их в журналы. За свое научное рвение награждался различными грамотами. Публиковался в «Вологодских губернских ведомостях», «Казанских губернских ведомостях», российских научных журналах. Согласно подписям под публикациями он был: «чистопольский мещанин» (1852) или «чистопольский купец» (1862). Являлся членом Казанского экономического общества, членом-корреспондентом Казанского губернского статистического комитета, корреспондентом Общества любителей естествознания, антропологии и географии при Московском университете, состоял членом-сотрудником РГО, Русского археологического общества.
Святилище древних коми
Значительным памятником археологии является Седьюская пещера, которая располагалась на левом берегу реки Седью, недалеко от поселка. В 1902 году при обследовании пещеры известный полярный исследователь Владимир Русанов собрал кремневые наконечники стрел, отщепы, кости и зубы животных, тогда же находки были переданы в Вологодский краеведческий музей. По комплексу собранных вещей можно предполагать, что пещера являлась святилищем древних коми.
Интерес к истории
Пожалуй, первым профессиональным археологом в Коми можно назвать Алексея Сидорова – разносторонне одаренного ученого, с именем которого связана целая эпоха в развитии коми языкознания, этнографии, литературоведения и археологии. Руководитель первого коми вуза и инициатор создания Коми научно-исследовательского института, он стоял у истоков науки в Коми крае. Ученый-энциклопедист впервые проанализировал и обнародовал творчество Ивана Куратова, открыл и описал несколько десятков археологических памятников, создал более 80 научных работ, в том числе уникальную монографию по психологии колдовства «Знахарство, колдовство и порча у народа коми». Многогранность таланта ставит его в один ряд с учеными эпохи Возрождения.
Ученый в 1919 году положил начало послереволюционным археологическим исследованиям в Коми крае. Во время летних каникул он вместе с учащимися Усть-Вымской учительской семинарии совершил несколько экспедиций с археологическими раскопками на Выми, Вычегде, Вашке и Мезени. Особое внимание он уделял средневековым памятникам. Результаты его археологических исследований были опубликованы в журнале «Коми му» в начале 1920-х годов. Во второй половине 1920-х он серьезно изучал археологию в Государственной Академии истории материальных культур. В конце 1930-х им была подготовлена большая рукопись «Археологическая карта Коми области (с приложением описательного текста)». Эта работа осталась неопубликованной, она хранится в московском Институте археологии.
В 1924 году Сидоров побывал в местечке Переволок в верховьях реки Ухты. Он обнаружил там древнюю стоянку и приобрел у одного из жителей бронзовую бляшку в виде хищной птицы. В устье реки Кедва Сидоров нашел «чудскую кузницу», где древние люди изготавливали бронзовые украшения и орудия труда.
Археологическими изысканиями в 1920-е годы активно занимались многие члены Общества изучения Коми края. В 1926 году этнограф Дмитрий Янович передал в краеведческий музей Сыктывкара деревянного идола из Эшмесской пещеры, расположенной вблизи деревни Поромес Ухтинского района. Под Сыктывкаром в местечке Красная гора первые археологические находки были сделаны в 1919 году, а самые интересные – в 1921 году. Тогда нашли боевой топор XV века, остатки древних жилищ, орудия, украшения. Последние находки здесь были в начале 2000-х.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов Коми филиал АН СССР (ныне Коми НЦ УрО РАН) развернул широкомасштабные работы по археологическому изучению территории республики. В итоге выявлены сотни памятников археологии.
Самая древняя лыжа
Самой известной находкой археологов в Коми можно назвать фрагмент древней лыжи, которой уже около восьми тысяч лет. Это на несколько тысячелетий древнее египетских пирамид и Великой Китайской стены. Фрагмент сосновой лыжи со скульптурным навершием в виде головы лося был найден археологом Григорием Буровым в 1964 году на Висском торфянике в Княжпогостском районе. Считается, что это не обычная лыжа, а ритуальная. До 2009 года артефакт находился в разрушенном состоянии, представлял собой шесть фрагментов, был деформирован и покрыт трещинами. В 2008 году музей обратился в Эрмитаж с просьбой отреставрировать памятник. И после двухлетней реставрации и консервации в лаборатории Эрмитажа музей смог представить лыжу посетителям. Тогда же питерские ученые установили возраст лыжи и материал, из которого она была изготовлена. Это сосна, выросшая в последней четверти VI тысячелетия до н.э.
Ритон и чаша
Уникальной археологической находкой является ухтинский клад. Одна часть артефактов из него хранится и экспонируется в Москве в Государственном историческом музее, другая – в питерском Эрмитаже. Клад состоит из 30 вещей, 29 из них – пермского звериного стиля. Десять предметов ухтинского клада изображают человеколося, стоящего на ящере, есть пластины с изображением драконов, птиц. Эти вещи исходят из культового места (святилища), которое существовало в районе Ухты в первом тысячелетии н. э.
В Эрмитаже хранятся бронзовые предметы из ухтинского и подчеремского кладов. В советское время эти находки из-за своей исторической и культурной ценности попали в главный музей страны. В республиканском музее они представлены только в виде голограмм. Восемь лет назад у сыктывкарцев появилась возможность увидеть оригиналы эрмитажных экспонатов. На выставку в Национальный музей Коми из Санкт-Петербурга привозили 36 предметов – бронзовые предметы из ухтинского и подчеремского кладов, а также деревянную ритуальную чашу и серебряный ритон из Веслянского могильника, найденные известным археологом доктором исторических наук Элеонорой Савельевой в Княжпогостском районе.
Об истории находок древних артефактов на открытии выставки в 2016 году рассказала сама Элеонора Савельева. Древний могильник она нашла в 1961 году, а сенсационные находки на его территории сделали спустя 13 лет. На ритон наткнулся студент Савельев, который от неожиданности воскликнул: «Элеонора Анатольевна, у нас золото пошло!» Оказалось, что он расчищал серебряный ритон. Этот ритуальный сосуд сделан не местными мастерами, а привезен издалека. Он относится к изделиям так называемого сасанидского серебра. Это древнеиранские изделия из серебра (посуда, монеты, украшения), поступавшие в результате торгового обмена на Север в эпоху раннего Средневековья. А вот чашу из березового капа вырезали северные умельцы. У этого сосуда края были серебряные, а уши медведя – с позолотой.
«На территории России больше нигде не найдено такого ритона и чаши, – отметила уникальность экспонатов археолог. – В Княжпогостском районе мы раскопали первый в своем роде Веслянский курганный могильник, оставшийся от эпохи раннего Средневековья – VI-VII веков нашей эры. Здесь находились кинжалы, боевые ножи, кольчуги, монеты. А также серебряный ритон в форме головы быка. Эти находки свидетельствуют о приходе в наш край кочевников из южных степей. Пришельцы являлись опытными литейщиками, хорошо владевшими техникой обработки железа. А богатые захоронения принадлежали знатным воинам. В культуре кочевников прослеживаются сарматские традиции. Многие предметы, в том числе такие специфические детали погребального обряда, как золотые и серебряные наротники и наглазники, находят аналогии в древностях Северного Причерноморья. Вероятно, пришлые группы людей были немногочисленны и вскоре ассимилировались с местным населением».
В составе той экспедиции работала и начинающий историк, а ныне кандидат исторических наук, сотрудник отдела этнографии ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Ирина Ильина.
– Это было летом 1974 года, – рассказала она «Республике». – Я окончила первый курс истфака нашего университета и попала на археологическую практику в деревню Весляна Княжпогостского района. Практикой руководила Элеонора Анатольевна Савельева. Она обнаружила курганный могильник еще за много лет до этого и в 1974 году привезла нас, студентов, на масштабные раскопки. Но, наверное, никто не ожидал, что там окажется такой богатый памятник. Обнаруженный в земле ритон был в великолепном состоянии. И, кажется, внутри него находились монеты. В этой же экспедиции мы обнаружили деревянную чашу. Мы бы не смогли ее сохранить. Когда чашу достали из торфа, на воздухе она начала разрушаться, и нужно было ее законсервировать. Еще в этой экспедиции обнаружили кольчугу, золотые и серебряные погребальные маски, интересное женское налобное украшение. После этой практики и этих находок я стала серьезно заниматься археологией и профессионально изучать пермский звериный стиль.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Археология от А до Я"