Десять вагонов истории

В Коми прибыл «Поезд Победы»

Выставка о событиях Великой Отечественной войны, размещенная в движущемся составе поезда, прибыла в Коми уже в третий раз. 11 и 13 августа «Поезд Победы» работает в Сыктывкаре, а 14 и 15 августа он будет принимать посетителей в Печоре.

Регистрация бесплатных билетов на экскурсии проходит на сайте поездпобеды.рф за сутки до начала работы поезда. 11 августа музей на колесах в Сыктывкаре посетили около полутысячи человек. Многие приходили с детьми. Выставку также посетили организованные группы. Для тех, кто не смог попасть на поезд, на сайте проекта представлен 3Д-тур.

«Поезд Победы» – это первая в мире иммерсивная (от англ. immersive – «присутствие») инсталляция, которая размещена в поезде и обеспечивает максимальный эффект присутствия. Слышны звуки движения поезда, выстрелов, бомбежки, лай собак и даже мяуканье кошек (эшелоны этих зверьков отправляли из тыла в блокадный Ленинград для борьбы с грызунами). А если подойти к открытой двери вагона-теплушки, то чувствуется холодное дыхание зимы 1942 года.

Корреспондент «Республики» одним из первых побывал в «Поезде Победы». Из дюжины вагонов поезда десять – выставочные. При входе каждый посетитель получает аудиогид. Экскурсию «проводит» девушка Лидия, которая в годы войны работала машинистом поезда. Она рассказывает о своей жизни и войне. Ее рассказ начинается с довоенной весны и лета 1941 года. Прототипом главной героини стала Елена Чухнюк – машинист паровозной колонны, возившей в период Великой Отечественной войны воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта. Ее биография положена в основу сценария кинофильма «Путь славы» (1948, Мосфильм). Голосом Лидии стала заслуженная артистка Российской Федерации Екатерина Гусева.

В поезде более четырех тысяч единиц реквизита, оригинальный свет, театральный звук. Комплекс – это 400 квадратных метров декораций, над которыми трудились 70 художников. Для создания фигур привлекались около сотни натурщиков – всего 150 скульптур в натуральную величину. Как обратили внимание некоторые посетители, один из манекенов – это копия артиста и режиссера Сергея Бодрова-младшего. В экспозиции задействованы более 50 видеопроекторов, 18 видеостен, около 140 различных мультимедийных поверхностей и 13 сенсорных столов. Они помогают воссоздать воздушные бои, массированные танковые атаки, оборону Брестской крепости и другие страницы войны. У посетителей создается ощущение, что они едут в военном поезде, а за окнами вагонов идут бои или проносятся сценки мирной жизни.

Любопытно, что предметы и книги в этом музее – не муляжи, а настоящие артефакты времен войны. В частности, сборник испанской революционерки Долорес Ибаррури содержит ее речи и статьи за 1936-1939 годы. А на странице перекидного календаря, который открыт на дате 22 июня 1941 года, можно прочитать очерк Бориса Житкова «Как я видел огни Эльма».

Продолжительность экскурсии по передвижному музею составляет 45 минут. На всем пути участников экскурсии сопровождают «Волонтеры Победы». В нулевом вагоне посетитель получает аудиогид, узнает о количестве и тематике вагонов и с помощью видеоролика знакомится с историей создания и авторами проекта. В первом вагоне действие происходит накануне 22 июня 1941 года. Пассажиры радуются лету, обсуждают свои дела, за окном мирная жизнь, ничто не предвещает беды. В вагоне едут инженеры, летчики, пионеры.

«Казалось, вот так мы и ехали тогда – одной большой советской семьей солнечным летним днем в жестком, но таком уютном плацкарте, – рассказывает Лидия. – Теперь все это осталось в прошлом. В один миг куда-то исчезли пряные ароматы цветов, густой дым грузинской махорки, сладковатый запах материнского молока».

Во втором вагоне показано начало войны. За окном летят вражеские самолеты, родители прячут детей – отец обнимает сыновей, мать прижимает к груди крошку-дочь. На столе раскрытое дореволюционное издание с очерком Ивана Гончарова «Литературный вечер», школьные тетрадки, рядом на скамье – немецко-русский технический словарь. В рамках зеркала фотографии.

Далее показана оборона Брестской крепости. «Умираем, но не сдаемся», – пишет на стене один из ее защитников. Некоторые бойцы стали частью крепости – их фигуры «выходят» из кирпичных стен.

«Началась война, – продолжает рассказ Лидия. – Странное и страшное ощущение. Почти сразу появилось одно, общее на всех чувство – какая-то тянущая тревога. Теперь вместо удочек и лыж в руках у пассажиров были винтовки. А главное, сами люди были другие. Поднялась на защиту Родины та самая публика из солнечных летних вагонов».

В следующем вагоне едут на фронт защитники родины – молодые солдаты и добровольцы. Стоит ящик с надписью «Московскiе патроны» и датой 1878 год. Группе молодых солдат командир-политрук объясняет, как правильно заполнять смертный медальон, который выдавался каждому зачисленному на военную службу. Внутрь вкладывалась записка с указанием основных данных бойца – для его опознания в случае гибели. Известно, что многие из суеверия не заполняли медальоны, а еще эти карболитовые коробочки неудобно было носить. Поэтому современные поисковики редко находят рядом с останками солдат заполненные медальоны.

Следующий вагон демонстрирует сцены боев – лежат трупы врагов, солдаты стреляют из окопов. На входе в очередной вагон предупреждающая табличка: «Экспозиция вагона «Концлагерь» доступна аудитории 12+, поскольку содержит сцены жестокости, физического и психического насилия, преступления против человечности». Здесь посетителям «Поезда Победы» напоминают о концентрационных лагерях, местах массового заточения и уничтожения людей. Бесчеловечные эксперименты, пытки, голод, расстрелы, газовые камеры – то, через что пришлось пройти узникам нацистских лагерей.

В четвертом вагоне показана работа врачей в период войны. Демонстрация тяжелой, но очень важной работы медиков, их великого подвига – главная задача этой тематической зоны. Раскрыта и трагедия молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны в самом начале жизненного пути: многие из них на всю жизнь остались инвалидами – слепыми, глухими, без рук и ног. Таких инвалидов называли «самоварами». Одного из раненых кормит медсестра. «Такие составы курсировали тогда везде, – говорит Лидия. – Сложные операции делали прямо на ходу. Казалось, вся наша огромная страна тогда жила на рельсах».

Из госпиталя посетители музея попадают в баню. Здесь запотевшие окна, маленькие узкие кабинки, повсюду куски мыла, жестяные тазы и кувшины, таблички «В парильном отделении мыться с мылом воспрещается» и веники. Банно-прачечные дезинфекционные поезда в годы войны были одним из средств соблюдения чистоты и гигиены. В вагонах таких поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую это было единственной возможностью для солдат помыться в периоды долгих походов. В окнах вагона – разрушенный Сталинград, освобождение которого стало переломным моментом в войне, хроника конвоирования пленных немецких солдат. А в бане моется сдавшийся в плен немецкий военачальник (с 1943 года – генерал-фельдмаршал) и командующий 6-й армией, окруженной и капитулировавшей под Сталинградом – один из авторов плана «Барбаросса» – Фридрих Вильгельм Эрнст Паулюс. Из аудиогида можно узнать, что пленник потребовал хорошее мыло и пропарить его костюм от вшей. А вот сам париться в бане отказался, помылся под душем.

Рассказ о Великой Победе был бы неполным без истории о том, как в военных штабах рождались планы важнейших битв и сражений, во многом предопределивших исход войны. Героем следующей инсталляции стал маршал Константин Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за наступательную операцию «Багратион». Перед посетителями рабочее место штаба 1-го Белорусского фронта в период подготовки этой операции. Она ознаменовала выход Красной армии к границам СССР и прямую дорогу к Берлину. В вагоне можно увидеть, как генерал штаба Рокоссовского изучает и примеряет «мокроступы» – самодельные приспособления для преодоления болотистой местности.

Далее посетители проходят через бронепоезд и попадают в вагон, рассказывающий о войне с Японией.

В вагоне, посвященном Победе, воссоздан сидячий вагон. Судя по старым афишам на стене – немецкий. В середине вагона компания фронтовиков фотографируется на память, перед группой солдат и офицеров фотограф с камерой в руках, готовый сделать снимок. Недалеко от супружеской пары сидит фронтовой художник, у него в руках книга, в которой он создает зарисовки. Его прототипом стал Борис Неменский, во время войны он писал этюды в Берлине. В конце вагона несколько солдат, проводивших в последний путь погибшего товарища, – молчание, печальные лица на контрасте с царящей вокруг атмосферой победы и праздника, в скорбном жесте сняты головные уборы. На чемодане погоны и прикрытый ломтем хлеба стакан водки.

Напомним, что выставочно-лекционный комплекс путешествует по России уже пятый год при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, РЖД и движения «Волонтеры Победы». Он преодолел около 180 тысяч километров, побывал в 216 городах. В Коми он был в августе 2022 года и в июне 2023 года. За это время уникальный музей на колесах посетили более одного миллиона человек и еще столько же посмотрели виртуальный тур на сайте. В минувшем году состав пополнился новым вагоном, посвященным событиям 1945 года: Советско-японской войне и Нюрнбергскому процессу.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Десять вагонов истории"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.