Пятого августа Эжвинский район Сыктывкара отметил очередной день рождения. Именно в этот день 61 год назад старинное село Слобода было преобразовано в рабочий поселок Эжва, и на его территории началось строительство гиганта на Вычегде – Сыктывкарского ЛПК, который в этом году отметил свое 55-летие. Новейшая история Эжвинского района столицы республики хорошо известна, а в более глубокое прошлое этого места участников очередной познавательной прогулки проекта «Пешком по Усть-Сысольску» погрузили историки.
Основатель слободки
Своеобразной точкой отсчета для Слободы – Эжвы стал 1586 год, когда в устье Сысолы высадились отправленные по повелению государя Федора Иоановича и его шурина Бориса Годунова переписчики. Перед дьяком Иваном Огаревым и подьячим Филиппом Юрьевым была поставлена задача описать земли и мужское население Коми края, чтобы затем рассчитать размеры различных податей. В составленном писцами документе упоминаются «погост на усть Сысоле реке» и «слободка Шульгина». И таким образом будущие Усть-Сысольск и село Слобода – ровесники, пусть не по времени появления, зато по времени первого упоминания.
Погост включал в себя три двора церковнослужителей и шесть разбросанных крестьянских дворов. В центре стояла деревянная церковь святого Георгия. В слободке было шесть жилых и два пустых двора. Спустя почти два столетия, в 1780 году, погост стал городом Усть-Сысольском, а слободка Шульгина постепенно разрослась до села и стала называться Слободой.
Кем был основатель слободки, неизвестно. Есть несколько версий происхождения этой фамилии. По одной из них Шульгин происходит от немецкого слова «schultheiß», что значит «судья» или «городской голова». В средние века некоторые немецкие города имели должность schultheiß, ответственного за правопорядок и управление. Возможно, некоторые носители фамилии Шульгин являлись выходцами из числа немецких переселенцев в Россию.
Другая версия связывает фамилию Шульгин с альтернативной формой – Шулежка и означает исправление опечаток или ошибок в тексте. То есть первые носители фамилии занимались письменным делом.
Возможно также, что предки основателя слободки были ремесленниками – деревообработчиками, которые изготавливали стулья, лавки, оконные рамы и прочие необходимые в быту предметы. Такие мастера прозывались шулежниками, а слободками часто обозначали места, где обитал мастеровой люд.
Фамилия могла быть связана с тюркскими именами и являться производной от имени Шулга (военачальник, вождь).
Но, пожалуй, наиболее убедительная версия – фамилия Шульгин происходит от прозвища Шульга, которое восходит к древнерусскому слову «шульга», то есть левша. Словом «шульга», или «шуйца», называли в старину левую руку.
Традиционные занятия
Во второй половине XIX – начале XX века селение Слободское было окружено примыкающими к нему деревнями Веждин, Серт и Ягвыв и по мере застройки вытянулось на несколько километров по обе стороны дороги.
Как и все сельское население Коми края, слободское состояло из государственных крестьян, «водворенных на казенных землях», то есть не имеющих своих собственных земель. На обработанных участках слобожане сеяли рожь и ячмень, частично возделывали лен, овес, коноплю. На своих огородах сажали лук, капусту, брюкву, редьку, репу, с середины XIX века начали разводить картофель. Семьи, имевшие пашню и выращивавшие хлеб, держали скот, ведь без лошади и двух-трех коров заниматься земледелием было сложно. Мелкий скот – овец и коз – могли себе позволить держать многие, а вот свиньи были в хозяйствах редкостью. Домашнюю птицу практически не держали.
Со второй половины XIX века среди крестьян стали широко распространяться отхожие промыслы и лесозаготовка. Отрываясь от обычных занятий, часть сельского населения была вынуждена искать заработки на стороне, по найму, и покидать на время свой дом.
Другая часть крестьян занималась кустарничеством: портняжили, валяли обувь, плотничали и столярничали, строили лодки, делали глиняную и деревянную посуду. Особенно славились слободские бондари, которые изготавливали замечательные кадки и бочки для рыбы и дичи, а также жбаны и ведра для воды и кваса, ушаты, подойники, банные шайки.
На переломе эпох
В 1910 году в Слободе проживало уже более 700 человек, имелись Свято-Никольская церковь, церковно-приходская школа. В том же году селение стало волостным центром.
После революции, в разгар антирелигиозной кампании, в 1935 году, церковь закрыли и устроили здесь избу-читальню. Потом какое-то время в храме содержали заключенных. Предположительно в нем была пересыльная тюрьма. А в 50-е годы прошлого века церковь снесли окончательно. Много позже на этом месте возвели спорткомплекс «Бумажник». О некогда стоявшем здесь храме напоминает памятный знак.
В 1930 году был образован Слободской сельсовет, в состав которого включили близлежащие деревеньки: Веждин, Емваль, Серт, Ягвыв, Верхний и Нижний Чов. Все они входили в Сыктывкарский район, но через пять лет были переданы Сыктывдинскому району. В том же 1930 году по решению Наркомата леса СССР в селе начали строить четырехрамный лесопильный завод. Продукцию предприятия планировали отправлять на экспорт, однако уже через год строительство почему-то прекратили.
Так Слобода лишилась потенциального прародителя СЛПК, и прошло еще три десятилетия, прежде чем здесь стали происходить грандиозные преобразования.
Задумка Тюрнина
И связаны эти преобразования с именами ленинградского инженера, уроженца села Локчим Усть-Куломского района Николая Тюрнина и председателя Совета Министров Коми АССР Зосимы Панева, который поддержал идею земляка и добился ее реализации.
На экскурсии историки рассказали, откуда пошел род усть-куломских Тюрниных. Его зачинателем был московский священник Федор Тюрнин. Он рано овдовел и в 1667 году принял иноческий чин с именем Филарет. В том же году инок Филарет вместе с четырьмя сыновьями отправился в Коми край – в Ульяновский монастырь, который еще в XIV веке основал святитель Стефан Пермский.
Добравшись до селения Ульяново, Тюрнины не нашли никаких признаков Стефановской обители и своими силами воздвигли небольшую деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворенного образа. Ныне на этом месте возвышается возобновленный в 1860 году Троице-Стефано-Ульяновский монастырь.
Потомок инока Филарета Николай Тюрнин поначалу решил пойти по его стопам и по окончании в Усть-Сысольске духовного училища поступил в Вологодскую семинарию. Но после революции начались гонения на духовенство, и молодой человек резко поменял сферу деятельности. Окончил Московский институт народного хозяйства имени Плеханова и загорелся идеей преобразований в Коми крае. Молодой инженер считал, что лесной республике необходимо наладить производство глубокой переработки древесины, а для этого на средней Вычегде построить целлюлозно-бумажный комбинат.
Суть концепции заключалась в том, что Коми республика заготовляет и отправляет в различные регионы страны сотни тысяч кубометров древесины, при этом на сплаве и на местах теряются отходы, главным образом, сучья и вершины деревьев. А при глубокой переработке из нее можно было бы получать бумагу и целлюлозу. Инженер даже уже начал проводить проектно-изыскательские работы, но началась война.
Весной 1952 года сотрудник ленинградского института «Ленгипробум» Николай Тюрнин приехал в Сыктывкар навестить родителей и решил воспользоваться возможностью изложить свои идеи председателю Совмина Коми АССР Зосиме Паневу. Записался к нему на прием и представил свои наработки. Идея Паневу очень понравилась, но пробивать ее пришлось долго и трудно. В Москве задумку Тюрнина восприняли враждебно, к тому же категорически против строительства ЛПК было и руководство Архангельской области, где уже действовали подобного рода предприятия. Коми республику там привыкли рассматривать лишь как лесосырьевую базу.
И все-таки Зосиме Паневу удалось преодолеть чиновничье сопротивление, и после многочисленных дебатов в столичных министерствах и ведомствах проект начал осуществляться. В 1957 году Совет Министров и Госплан СССР приняли решение о строительстве комбината, получившего название Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (СЛПК).
Рассматривалось несколько вариантов его размещения: местечко Кэччойяг, в районе впадения реки Човъю в Вычегду и рядом с селом Слобода. Первый вариант был самым дешевым: рядом река и подходящий грунт. Из минусов – далеко до города. Площадка возле устья Човъю не подошла из-за особенностей грунта. В итоге специально созданная государственная комиссия, тщательно изучив вопрос, приняла решение строить комбинат близ Слободы.
Сразу же встал вопрос, где строить жилье для работников СЛПК. Одни считали, что необходимо возвести жилой массив в самом Сыктывкаре, где уже есть инфраструктура и самое главное – подальше от специфических запахов, присущих целлюлозно-бумажному производству. Конечно, придется организовать подвоз людей к месту работы, для чего предлагалось построить троллейбусную линию и запустить скоростные троллейбусы.
Другие критиковали такой вариант, указывая, что ежедневно на дорогу будет уходить огромное количество времени. К тому же при переходе сотрудников на другую работу СЛПК будет терять квартиры, поскольку закон запрещает выселять людей из полученного ими жилья.
В итоге победил второй вариант – строить новый жилой микрорайон рядом с производством.
17 января 1961 года был официально зарегистрирован населенный пункт Эжва, подчиненный Слободскому поссовету. А через два с половиной года село Слобода вообще исчезло с карты республики. Село стало рабочим поселком Эжва. В переводе на русский язык Эжва – луговая вода. Так коми издревле называли реку Вычегду.
Подготовила Галина ВЛАДИС
Фото из открытых источников
Оставьте первый комментарий для "Слободка – Слобода – Эжва"