Загадки Зарни ань

«Зарни ань Коми». Художник Василий Игнатов.

Древнее финно-угорское божество Зарни ань (Золотая баба) уже несколько веков вызывает интерес ученых-историков, кладоискателей и разного рода авантюристов. Сейчас лик божества сияет на гербе Республики Коми. Зарни ань поклонялись народы, жившие по обе стороны Урала. Кто-то называл ее богиней, кто-то – идолом, но все жаждали встречи с ней, стремясь прикоснуться к ее тайне. Золотая баба, Зарни ань, Калтась, Гуаньинь, Дьес эмигет, Сорни най, Сорни эква, Злата майя, Золотая Богородица – это только часть из множества имен, которыми называли золотого идола, неизвестно откуда появившегося на капищах древней Биармии, Югры и Перми и неизвестно куда исчезнувшего.

Свидетельства летописцев

Но откуда появился в наших краях золотой идол, как он выглядел и почему «мигрировал» на восток, что писали о нем авторы минувших эпох? В непроходимых таежных дебрях Золотую бабу искали посланцы Ивана Грозного, белые атаманы и красные комиссары, агенты спецслужб, ученые и тысячи безвестных авантюристов – охотников за удачей. Но никому она не далась в руки. Ее поиски велись представителями многих поколений и продолжаются до сих пор. Время от времени появляются «совершенно достоверные сведения» очевидцев, уверенных в том, что они знают, где хранится Золотая баба. Она входит в список «Ста великих сокровищ» в истории человечества, но остается по-прежнему загадочной и непостижимой.

Первое упоминание о золотом идоле содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом» (XIII век). Согласно этой саге, весной 1026 года норвежские викинги, которых вел знаменитый Торир Собака, совершили поход в Биармию. На реке, которую некоторые называют Виной и отождествляют с Северной Двиной, им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племен Йомали (Юмалы) и тайно проникнуть в него. Викинги увидели большую деревянную статую с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша была наполнена серебряными монетами, а за ограждавшим статую частоколом находился курган, в котором золото и серебро перемешаны были с землей. Разграбив святилище и похитив ожерелье и монеты, скандинавы встретились с вооруженной стражей и чудом ушли.

Самые древние письменные сведения о Золотой бабе встречаются в новгородской Софийской летописи за 1398 год. Русский летописец, сообщая о кончине принесшего в Коми край христианство святого Стефана Пермского, отмечал, что тот жил «посреде неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящеся идолом, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и вълхвом, и древъю». Рассказывает о ней и новгородская повесть «О человецех незнаемых в полунощных странах». В ней можно прочитать, что северные люди одеваются в звериные шкуры, ездят на собаках и оленях, а поклоняются дереву, некому «красному знамени», камню иссеченному и Золотой бабе.

В книгах западноевропейских путешественников и писателей первые известия о Золотой бабе появились в XV веке. До середины XIX века идол фигурирует в сочинениях десятков авторов. Редкий писатель, говоря о Московии, не упоминает о ней. Что характерно, при этом идола не видел ни один из авторов. Один из феноменов Золотой бабы – о ней пишут и рассказывают только те, кто ее не видел.

Интересно, что в коми фольклоре не обнаружено ни одного, даже косвенного, упоминания о существовавшем некогда женском божестве Золотой бабе. Может быть, говорить о ней всуе было просто не принято. Тем не менее известный писатель Михаил Лебедев в исторических очерках о Перми Великой писал, что «некоторые исследователи религиозной жизни коми народа культу Золотой бабы придают особое значение и от ее имени склонны производить даже само название зырян как людей, почитающих Золотую женщину, или по-коми Зарни ань».

«Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его Аларихом… На обратном пути часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство, часть вернулась на родину, к Ледовитому океану, и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам», – писал в 1480 году живший в Риме литератор и знаток античности Юлий Помпоний Лэт. В «Трактате о двух Сарматиях», написанном в 1517 году, поляк Матвей Меховский помещает Золотую бабу за Вяткою «при проникновению в Скифию». Более поздние авторы: Сигизмунд Герберштейн, Алессандро Гваньини, Герард Миллер, Джильс Флетчер и Ипполит Завалишин (последний – автор книги 1862 года «Описание Западной Сибири») – пишут, что Золотая баба находится в Сибири, вблизи устья Оби.

Православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам (хантам), пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь сведения как о самом кумире, так и о тайном святилище, в котором хранилась Золотая баба. Об идоле писали русские известные историки Василий Татищев и Николай Карамзин. На своих картах Московии Золотую бабу поместили англичане Энтони Дженкинсон и Антоний Вид.

Удивляет и то, что описания и рисунки Золотой бабы у всех авторов различны. В одних описаниях говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын, а сквозь него виден еще один ребенок – внук (принцип матрешки). У Меховского это просто статуя стоящей женщины, у Вида – женщина с рогом изобилия, а у Герберштейна она изображена в виде богини Минервы с копьем в руке. На другом его рисунке Золотая баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на руках. Итальянец Гваньини писал, что Золотая баба была вытесана из камня и представляла собой женщину с двумя детьми, одного ребенка она держала на руках, другой стоял рядом и назывался ее внуком. В одних источниках она описана одетой в свободные одежды, в других – обнаженной. Бывает она сидящей или стоящей, с младенцем на руках или без такового. В 1904 году старый манси Савва рассказывал путешественнику Константину Носилову: «Голая баба – и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, все сделано, как бабе быть».

Размеры идола в разных свидетельствах тоже отличаются: 30 сантиметров, «среднестатистическая женщина» в натуральную величину и «на аршин выше самого здорового мужика». Кстати, ученые подсчитали, что при таком росте, если золотая статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн.

Записки барона фон Герберштейна

Несмотря на то, что о Золотой бабе писало множество авторов, в основном в связи с ней припоминается имя австрийского барона Сигизмунда фон Герберштейна. В 1517 году он прибыл в Москву в качестве посла германского императора. В Москве он встретился с Семеном Курбским, который был в 1499-1501 годах одним из предводителей московской рати, посланной на завоевание Югорской земли. Посол много беседовал с Курбским, изучая географию и историю Западной Сибири, легенды народов ханты и манси. Второй раз барон побывал в Москве в 1526 году, и снова в роли посла. Собранный им материал был настолько богат, что он приступил к написанию книги о Московии, которую и выпустил в 1549 году. Она называлась «Записки о московитских делах», и к ней прилагалась карта Московии, составленная также им и долгое время служившая верой и правдой всем, кто интересовался загадочной Великой Татарией, как называли в то время Московское государство в Западной Европе. На карте, неподалеку от того места, где река Обь впадает в Ледовитый океан, помещалось изображение женщины, сопровождаемое надписью латинскими буквами: SLATA ВАВА. А в тексте самих «Записок» находились удивительные сведения: «За Обью, у Золотой бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой бабы, называются данниками князя Московского. Золотая баба, то есть Золотая старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Рассказывают, что этот идол Золотой бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук».

Еще барон упомянул о таинственных трубах, окружающих изваяние Золотой бабы в ее святилище: «Будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб».

Откуда баба?

Есть несколько версий происхождения Золотой бабы. Одни писали, что ее принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи – Древний Рим. Часть ученых все же считает, что Золотая баба не была принесена извне, а является уникальным произведением местных мастеров.

То, что Золотую бабу могли «умыкнуть» из горящего разграбленного Рима предки манси – угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, и что это была золотая античная статуя Юноны, писал еще Юлий Лэт. А нападение угров на Рим могло быть в 410 году нашей эры. Так античная статуя, принесенная из далекого Рима, могла стать северным идолом. Некоторые ученые предполагают, что Золотой бабой могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую христиане завезли в Пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь и была выкрадена во время набега вогулов на один из христианских храмов.

Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая. В исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» Михаил Алексеев предположил, что Золотая баба – это статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, который в тибетском и китайском буддизме приобрел женскую ипостась Гуаньинь, богини милосердия и бессмертия. Гуаньинь была спасительницей тех, кто подвергался опасностям во время морских плаваний или переходов через высокие горы. Иконография Гуаньинь не противоречит изображениям Золотой бабы на средневековых картах.

Известный русский этнограф князь Николай Трубецкой считал, что Золотая баба изображает Калтась (Калташ-Экву) – жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их жизненный путь на священных бирках.

Наверное, самую оригинальную версию происхождения золотого идола выдвинул уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба – это… робот-инопланетянин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, оставленный на Земле его хозяевами. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле. Потом, похоже, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

В сторону восходящего солнца

Можно заметить, что чем позже датирован рассказ о Золотой бабе, тем дальше на восток отодвигается ее местопребывание. Вначале ее помещают на территории Вятки или Перми, на карте Вида она находится уже в Обдории (Abdoria), на западе от Оби; наконец, ее располагают восточнее Оби.

Перемещение идола с запада на восток – факт несомненный, связанный с христианизацией. Уже в середине XVI века Золотая баба «переместилась» за Урал. Кстати, так же на старинных картах из века в век «кочевала» на восток легендарная страна Биармия.

В качестве последнего пристанища Золотой бабы традиционно называют несколько отдаленных, труднодоступных уголков России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта. Один из возможных дальнейших путей Золотой бабы на северо-восток прослеживается следующим образом: берег реки Казым – Тазовская губа – труднодоступное ущелье плато Путорана на Таймыре. Дикие, совершенно необжитые места оказались самыми подходящими для хранения уникальной древней скульптуры. Там оборвались следы жрецов, которые ей служили. Манси говорят: «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили сами себя». Согласно одним источникам, последний раз святыню видели в 1930-х годах в тайном святилище казымских ханов – в бассейне реки Оби. По другой информации – тоже в Югории, но уже 30 лет спустя. Но тот, кто видел, молчит.

Знаменитого идола пытались разыскать еще новгородские ушкуйники, которые во время своих походов на Югру грабили языческие святилища. Интересовались Золотой бабой и казаки Ермака. Они впервые узнали о золотом идоле от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде одного из татарских городищ. Чуваш, попавший в Сибирь как татарский пленник, немного говорил по-русски, и с его слов Ермак узнал о том, что в осажденном им урочище остяки молятся «богу золотому литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше». Однако казаки, взяв приступом городок, не смогли найти драгоценного идола. Вторично казаки услышали о нем, когда попали в Белогорье на Оби, где располагалось самое почитаемое остяками капище. Здесь же находилась тогда главная святыня угорских народов, но казакам-ермаковцам не довелось ее увидеть. При их приближении жители спрятали «болвана», как и всю сокровищницу. Казаки расспрашивали остяков о Золотой бабе и выяснили, что здесь, в Белогорье, «у них молбище болшее богине древней – нага с сыном на стуле селящая». Сюда, в Белогорское святилище, принесли и положили к ногам Золотой бабы снятую с погибшего Ермака кольчугу – подарок царя, по преданию, ставший причиной его гибели. После прихода Ермака священного кумира тщательно скрыли в неведомых тайниках.

Во второй половине XVIII века в нижнее Приобье на поиски золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооруженных всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно. В советское время тайна Золотой бабы интересовала чекистов. В частности, в 1933 году компетентные органы получили информацию, что ее скрывают ханты, проживающие по правому притоку Нижней Оби – реке Казым. К тайному капищу была отправлена оперативная группа, но охотники убили чекистов, после чего карательный отряд перестрелял почти всех местных мужчин, а у оставшихся отобрал ружья. Святилище разорили, однако идол так и не был обнаружен.

В 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую бабу, была найдена в одном из лабазов близ поселка Юильск. Председатель местного колхоза распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Считается, что в юильском лабазе действительно хранилось золотое изваяние богини, но перед приездом музейщиков его заменили на деревянное. Золотую же статую перепрятали в надежном месте на островке среди болот. Там она и покоилась, а потом, якобы после постройки на Оби гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой.

На экране и в книгах

Золотая баба неоднократно вдохновляла писателей, художников и режиссеров. Еще в 1778 году русский писатель и переводчик Михаил Попов в книге «Старинные диковинки, или Удивительные приключения славянских князей» изложил вымышленную историю древлянского князя Останова, которому Добрыня советовал ехать в область дулебов и бужан, в стране которых находилось «славное пророчество зовомое Золотою бабою», далее описывается посещение храма и рассказ Жирослава о происхождении богини.

В приключенческой повести Юрия Курочкина «Легенда о Золотой бабе» (1963) автор использует литературный сюжет как средство исторического исследования легенд о Золотой бабе, привлекая богатый краеведческий материал. Уральский писатель Сергей Плеханов опубликовал в 1985 году историческую повесть «Золотая баба», посвященную поискам легендарного идола русскими промышленниками на Урале в первой половине XVIII века. В 1986 году на Свердловской киностудии режиссером Виктором Кобзевым по этой книге был поставлен одноименный фильм. Сюжет фильма рассказывает о поисках древнего идола. Помещик Коврин мечтает завладеть статуей Золотой бабы, которая, согласно преданию, приносит счастье и благополучие. Коврин посылает на поиски статуи крепостного Ивана. В награду, если тот добудет реликвию, помещик обещает парню вольную. Ивану нужна свобода, потому что он хочет жениться на красавице Анюте, а отец девушки не соглашается выдавать дочь за крепостного. Хотя идола Иван не нашел, но он получил свободу и любимую Анюту, найдя магнитный камень.

Интересные сведения были собраны мансийским писателем Юваном Шесталовым. В повести «Тайна Сорни-Най» он пишет, что в 1936 году манси Даниил Сургучев предложил приемщику рыбы Антону Кадулину заглянуть в «шаманский амбарчик». Он сказал, что старики привезли самого главного сильного золотого идола – Сорни най («Золотая героиня» – так по-мансийски называется Золотая баба). Но старик ошибся. В амбарчике оказались только подарки Золотой бабе.

Чтобы найти Золотую бабу, странствуют и герои книги Василия Дворцова «Terra Обдория». Это приключения молодых людей, путешествующих по Сибири в поисках языческого идола, их невольное участие в шаманском обряде, охота на гигантскую щуку, война с колдуньей и прочее. В сюжет, как и у Шесталова, вставлены обширные главы, посвященные археологии, истории, этнографии и экологии Западной Сибири, что делает книгу не только увлекательным, но и познавательным чтением.

Главный герой романа Александра Бушкова «След пираньи» Кирилл Мазур в попытках выбраться из тайги со своей американской напарницей случайно набредает на пещеру, где хранится Золотая баба. История Золотой бабы описана в романе Алексея Иванова «Сердце пармы». Повесть Эрнста Бутина «Золотой огонь Югры» рассказывает о ликвидации остатков кулацко-эсеровской банды, ведущей охоту за Сорни най, во время борьбы за установление советской власти в Западной Сибири. В романе Анны Кирьяновой «Охота Сорни-Най» дается мистическая трактовка гибели туристической группы Дятлова, ставшей жертвой охоты грозной богини. В повести Бориса Зотова «По следам золотого идола» группа подростков получает описание Золотой бабы и часть информации о том, где идол может находиться. В романе Сергея Булыги «Золотое дело» сыщик Маркел Косой, стряпчий Разбойного приказа, зимой 1595-1596 годов отправляется с секретной миссией в Югорскую землю на поиски неуловимой.

В 2003 году появился еще один фильм, основанный на истории Золотой бабы. Режиссер Игорь Шавлак рассказал о ней в сериале «Сокровища мертвых». Сюжет фильма таков. В тридцатых годах в глухой сибирской тайге экспедицией под руководством профессора Звягинцева была обнаружена пещера с золотой статуэткой – культовым идолом местных племен. Об этом узнает молодой ученый Эдуард Цареградский, который решает во что бы то ни стало разгадать тайну Золотой бабы. Он встречается с Андреем Сергеевичем, сыном погибшего в 1934 году профессора Звягинцева, и находит подтверждение легенде. Золотом заинтересовались и бандиты, а дальше – обычный боевик.

Список книг и фильмов, посвященных Золотой бабе, оказался очень обширным. Но, кажется, никто из вымышленных героев так и не находит древнего идола.

Существует множество версий, гипотез, предположений, но однозначных ответов на вопросы, как на самом деле выглядела Золотая баба, какое божество она олицетворяла и куда исчезла, до сих пор нет.

Артур АРТЕЕВ

Рисунки из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Загадки Зарни ань"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.