В Национальной галерее Коми открылась выставка «Мастера акварели». На ней представлены работы российских и местных художников, творивших с середины XIX до начала XXI века.
Произведения собраны в тематические блоки, каждый из которых посвящен творцам разных эпох. На выставке можно увидеть портреты, пейзажи, архитектурный и индустриальный пейзажи, анималистический жанр, эскизы костюмов и декораций, миниатюру, книжную графику, абстрактное искусство.
На примере работ акварелистов академической школы XIX века, представителей авангардных течений рубежа XIX-XX веков, мастеров советской школы акварели, а также современных художников-экспериментаторов зритель может познакомиться с историей развития акварели.
– Экспозиция открывает цикл фондовых выставок под общим названием «Дело техники», – рассказала «Республике» куратор выставки – хранитель музейных предметов галереи Екатерина Габова. – Серия выставок знакомит зрителей с произведениями графики и ее разнообразными техниками. В отличие от живописи, графика редко покидает место своего постоянного хранения. Исполненная на бумаге, она страдает от света и поэтому хранится в папках.
Как отметила Екатерина Габова, в русском изобразительном искусстве акварельная живопись начала развиваться с XVIII века. Важным этапом в ее истории стало основание в 1880 году Общества русских акварелистов. В разное время в его состав входило около ста человек. В залах Национальной галереи Коми и на выставке есть работы участников Общества русских акварелистов. Это Николай Сверчков, Павел Рожанковский, Николай Каразин, Сергей Васильковский.
Николай Сверчков – один из основоположников анималистического жанра в России. На выставке демонстрируются две работы художника – «Конюшня на постоялом дворе» (1878) и «Две птицы на розе» (1888). В середине XIX века в русской анималистической живописи главным и почти единственным героем выступает конь. Примером является пейзаж «Ночное в степи» Сергея Васильковского. Из иностранных художников представлен итальянец Паоло Сала – экспонируется его произведение «Венецианский вид». В экспозицию также включена работа Павла Рожанковского «Тихо. Лунная ночь на кладбище».
Само слово «акварель» (от латинского «aqua» – вода) говорит о том, что это живопись красками, разведенными на воде. Кроме станковых произведений, акварелью выполняются подготовительные композиционные рисунки и этюды, эскизы картин, декораций, архитектурные и скульптурные проекты.
Отдельный блок посвящен эскизам театральных костюмов и декораций, созданных в начале прошлого века. Среди них серия акварелей первого профессионального коми архитектора Александра Холопова и эскизы костюмов советского театрального художника Александра Тышлера. Блок дополнен эскизами декораций Василия Баусова, которые он создал во время работы в театре драмы в Сыктывкаре в 1940-е годы.
Лермонтовские места в Пятигорске отражены в акварелях архитектора Владимира Владимирова, спроектировавшего более сотни жилых строений в Москве и Московской области.
Здесь также можно увидеть акварели участника знаменитой «Бульдозерной» выставки в Москве Сергея Бордачева, выполненные в приемах абстрактного экспрессионизма.
Среди советских плакатистов особое место занимал творческий коллектив художников-графиков «Кукрыниксы», в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. На выставке можно увидеть их работу «Выколачивают» (1950), пример плакатно-карикатурной пропаганды.
Известный мастер Анатолий Яр-Кравченко создал свыше 300 портретов советских писателей. В экспозицию вошел портрет автора романа «Как закалялась сталь» Николая Островского.
Книжные иллюстрации представлены работами Владимира Пунегова к книге «Наш огород», вариантом иллюстрации стихотворения Шарля Бодлера «Цветы зла» Дмитрия Кондратьева, а также иллюстрациями Аркадия Мошева к коми легендам и сказкам.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Шедевры мастеров акварели"