Шлем эпохи великих переселений не заинтересовал «черных археологов»
Два года назад – в августе 2022 года – археологи Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН нашли уникальный артефакт. Примечательно, что средневековый железный шлем и бронзовая миска были обнаружены не в ходе раскопок, а под деревом. Можно сказать, что там они ждали ученых. Кто был тот таинственный незнакомец, который сложил буйную голову и потерял шлем в северных лесах? Защитил ли шлем его владельца? И кто оставил выкопанный артефакт под деревом? Возможно, что это находка «черных археологов», которых не заинтересовала ржавая «железяка». Вот они и выбросили ее в лесу.
В первой половине августа 2022 года экспедиция под руководством старшего лаборанта сектора сохранения и популяризации археологического наследия ИЯЛИ КНЦ Евгения Попова проводила археологическую разведку в долине рек Вишеры и Нившеры (бассейн реки Вычегды) в Корткеросском районе. Нужно было проверить уже известные объекты археологического наследия, уточнить сведения о них, определить их современное состояние и составить план мероприятий по обеспечению их сохранности.
Во время осмотра территории могильника Юванаяг на реке Нившере, на склоне боровой террасы, напротив старых раскопов и были найдены остатки железного шлема и бронзовая миска. Если аналогичные миски уже ранее встречались в других курганных могильниках, то шлем – это единственная, не имеющая аналогий находка на европейском Северо-Востоке.
– Еще до экспедиции один товарищ (однофамилец) мне в шутку предсказал, что я найду шлем, так и произошло, – рассказал «Республике» Евгений Попов. – Сложно сказать, как головной убор оказался на поверхности. Скорее всего, его вы
Курганный могильник Юванаяг в бассейне реки Вычегды принадлежит кругу памятников типа Веслянского I могильника, оставленных мигрантами с развитой воинской культурой, отличительной особенностью которых была традиция сооружения насыпей над могилами. Некрополи являются отражением позднего этапа эпохи Великого переселения народов на европейском Северо-Востоке.копали около тридцати лет назад, положили под дерево и потеряли. Может, не смогли найти место, куда положили, или хотели вернуться за находкой позже, но не пришли.
В Княжпогостском районе в 1974 году группа археологов под руководством Элеоноры Савельевой раскопала Веслянский курганный могильник, оставшийся от эпохи раннего Средневековья – VI-VII веков нашей эры. Здесь находились кинжалы, боевые ножи, кольчуги и монеты. А также серебряный ритон в форме головы быка. Эти находки свидетельствуют о приходе в наш край кочевников из южных степей. Пришельцы являлись опытными литейщиками, хорошо владевшими техникой обработки железа. А богатые захоронения принадлежали знатным воинам. В культуре кочевников прослеживаются сарматские традиции. Многие предметы, в том числе такие специфические детали погребального обряда, как золотые и серебряные наротники и наглазники, находят аналогии в древностях Северного Причерноморья. Вероятно, пришлые группы людей были немногочисленны и вскоре ассимилировались с местным населением.
Уникальные находки, сделанные на Веслянском могильнике, хранятся в Эрмитаже.
Могильник Юванаяг – один из восьми известных на территории Республики Коми некрополей с курганными насыпями над погребениями. Могильник находится на левом берегу Нившеры. Он занимает участок «боровой» террасы, примыкающей с юга к старичному озеру Ивкаты. Могильник Юванаяг датируется концом V – началом VI века нашей эры. Он был открыт и исследован Лидией Ашихминой в 1986 году и исследовался ею же в 1987-1988 годах. На могильнике вскрыто девять курганов и 23 погребения.
Он оставлен первой волной переселенцев с территории Верхнего Прикамья – небольшим отрядом хорошо вооруженных воинов-всадников. Среди погребений могильника выделяется одно – сильно разграбленное, с лежавшей на дне кольчугой. Не исключено, что найденные остатки железного шлема с бронзовыми накладками из нескольких сегментов именно из этого захоронения. С задней стороны шлема сохранилось несколько колец, указывающих на то, что к нему крепилась кольчужная сетка-бармица, защищавшая шею воина.
В археологии европейского Северо-Востока курганные могильники – наследие Великого переселения народов – масштабных миграционных событий, перекроивших этническую карту Евразии и положивших начало эпохе раннего Средневековья в Европе. Этот короткий период – V-VII века нашей эры – стал одной из самых ярких и загадочных в древней истории республики.
В погребениях курганных могильников найден богатый инвентарь, нехарактерный для культуры местного населения. Это оружие и защитное снаряжение, украшения из бронзы, драгоценных металлов, стекла, поделочных камней, янтаря, культовые и престижные вещи. Вероятно, в конце IV века нашей эры на территорию Вятско-Камского междуречья пришла небольшая группа воинов-мигрантов. Во второй половине V века нашей эры южные кочевники с территории Верхнего Прикамья пришли в леса нынешнего Коми края.
— Учитывая отсутствие традиции использования местным населением доспехов, несомненно неместное происхождение шлема, – уверен Евгений Попов. – Поиск аналогий уводит нас на территорию Вятско-Камского междуречья. Здесь сфероконические шлемы являются наиболее многочисленной группой среди боевых наголовий, однако бармицы встречены только на прикамских экземплярах середины первого тысячелетия нашей эры. Точных аналогий шлему, найденному на Юванаяге, пока неизвестно.
Напомним, что большинство предметов вооружения использовалось как в боевых действиях, так и на охоте. Лишь немногие виды оружия применялись исключительно в боевых действиях. К таковым следует отнести в первую очередь металлические шлемы. Во все времена шлем являлся одним из важнейших элементов защитного вооружения воина. Защитное вооружение из металла относится к элитарным и дорогим категориям инвентаря, поскольку оно наиболее трудоемко и сложно в производстве. Зачастую доспехи ввиду своей дороговизны передавались по наследству, именно поэтому шлемы в погребальных памятниках достаточно редки. Однако их находки в прикамских курганных могильниках позволяли допустить возможное существование аналогичных вещей и в захоронениях на территории Республики Коми.
Можно предположить несколько путей появления этих шлемов в лесной полосе европейской части России: источником могло быть как позднесарматское население Причерноморья, так и группы гуннского населения из Азии, потеснившего его. Дальнейшие исследования технологии изготовления, состава металлов и морфологических особенностей помогут ответить на вопрос о месте его изготовления.
– Сейчас шлем находится на реставрации в Туле – в музее-заповеднике «Куликово поле», – рассказал «Республике» Евгений Попов. – После окончания работ, предположительно в конце нынешнего года, его вернут в Сыктывкар, и наша находка займет достойное место в Национальном музее Коми.
В первом номере за этот год журнала «Российская археология» вышла посвященная найденному шлему обстоятельная статья младшего научного сотрудника отдела археологии Института языка, литературы и истории Анастасии Белицкой, Евгения Попова и коллег из Института геологии КНЦ УрО РАН. В статье вводятся в научный оборот первые результаты исследования железного шлема. «Найденный шлем представляет уникальный для региона экземпляр, не имеющий также аналогов на сопредельных территориях, – отмечают авторы статьи. – По данным минералогических исследований, шлем железный с микровключениями самородного алюминия и буроугольного углеродного вещества. Накладки на шлеме – латунные с включениями свинцово-медно-цинковых сплавов и меди. Своей вытянутой формой и декором полусферическими латунными накладками он близок шлемам Сасанидского Ирана. Территориально ближайшая аналогия юванаягской находке – шлем из раскопок у села Царицыно Рязанской области».
В статье описано, что шлем железный, вытянутый, уплощенный с боков, купол собран из двух половин. По общепринятой в Европе классификации шлем принадлежит к типу бандхельм: его купол состоял из двух сегментов, скрепленных продольной полосой и усиленных ободом. Левый и правый сегменты купола не примыкают друг к другу, а удерживаются продольной полосой. Способ крепления частей – клепка при помощи железных штифтов. Изделие сильно разрушено, сохранились задняя часть левой половины купола и большая часть обода. В качестве декоративного элемента по окружности обода и на продольной полосе использованы латунные полусферические бляшки-накладки диаметром полсантиметра. Сзади и по бокам шею владельца шлема защищала бармица, от которой остались отдельные кольца с заклепкой.
Известным образцом шлема, имеющим надежную датировку, с которым сопоставим шлем с Юванаяга, является единственный экземпляр из крепости Дура-Европос (на реке Евфрат), разрушенной в середине III века нашей эры. Другие схожие с юванаягским экземпляры – это бандхельмы и шпангельхельмы из Ниневии (на территории современного Ирака). Также несомненное сходство имеет шлем из погребения в Амлаше VI-VII веков. Вопрос об источнике появления шлема с Юванаяга на территории Коми остается открытым.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "«Наследство» степных кочевников"