Поручение Главы Коми исполняется

Мэрия Сыктывкара вносит изменения в схему движения пассажирских автобусов

В столице Коми продолжается транспортная реформа. Планируется, что 1 августа стартует второй ее этап: на дорогах города появятся магистральные автобусы маршрутов №№ 17, 18, 54, будут введены совсем новые маршруты – №№ 8 и 10. Схемы движения этих автобусов, обнародованные мэрией, вызвали бурное возмущение многих сыктывкарцев. В ситуацию вмешался даже Глава РК Владимир Уйба. Впрочем, мэрия не отрицает, что предвосхищала негативную реакцию и готовилась к ней. Об этом на состоявшейся во вторник в городской администрации пресс-конференции сообщил первый заместитель мэра города Александр Гонтарь.

Первый прошел

Конечно, реформа транспортной системы Сыктывкара необходима – с этим согласится любой, кто пользовался общественным транспортом в столице Коми. Пассажиры со стажем испытали все его прелести: это и долгое ожидание в любую погоду, подчас под открытым небом, и битком набитые и к тому же весьма потрепанные, дребезжащие на ходу всеми частями автобусы, и своеобразный стиль работы столичных водителей, и пробки в часы пик.

Многие пассажиры считали, что решить все проблемы не так уж сложно: добавить рейсов, хотя бы в часы пик, приобрести новые автобусы (а возможность это сделать сейчас есть) да провести «воспитательную работу» с водителями, которые слишком легкомысленно относятся к своему делу.

Но администрация Сыктывкара реформу решила проводить по науке. Для этого заказала специальное исследование в Центре развития транспорта общего пользования Российского университета транспорта (Москва). Обошлось оно более чем в 10 миллионов рублей, зато московские специалисты изучили автобусные маршруты, пассажиропоток в разные часы и многие другие нюансы транспортной сферы в Сыктывкаре вдоль и поперек. На основании проделанной работы составили рекомендации по оптимизации маршрутной сети в Сыктывкаре, которыми и пользуется мэрия.

Первый этап транспортной реформы начался 1 января и прошел, надо признать, практически незаметно. Напомним, был ликвидирован маршрут №5, шедший через весь город в аэропорт, а также маршрут №55, были объединены маршруты №№ 9 и 29а, какие-то маршруты были продлены, увеличен класс автобусов №17. Ну, конечно, побурчали некоторые жители из-за исчезновения привычной «пятерки», но быстро смирились.

С литерой «м»

С 1 августа в городе начнут курсировать автобусы №№ 17, 18, 54 с литерой «м» – магистральные. В так называемый период адаптации, до 1 января, останутся и привычные всем маршруты – без литеры. Схемы движения будут немного разные. Все три магистральных маршрута, например, начинаются и заканчиваются на городском автовокзале. Кроме того, появятся новые маршруты №8 (Опытная станция – школа №33) и №10 (Дырнос – Аэровокзал).

Сделано это, как подчеркнул на пресс-конференции Александр Гонтарь, исключительно для удобства пассажиров, «чтобы в целом город «задышал» и поехал немножко по-иному»:

– У нас довольно большая часть города задублирована, по некоторым улицам осуществляют движение более семи маршрутов. Кажется, что это удобно, потому что мы так ездим много лет и по-другому уже не представляем. Мы двадцать лет пользуемся этими маршрутами, все к ним привыкли. Нас ждет впереди непростое время, мы прекрасно понимаем, что будем получать замечания от горожан. И мы готовы их отрабатывать, анализировать сложившуюся ситуацию. Мы будем находиться в наладочном процессе некоторое количество времени.

Первый заместитель градоначальника озвучил основные задачи: связь маршрутов с центром, беспересадочные связи по основным сложившимся маршрутам, снижение дублирования для максимальной наполняемости и создание такой маршрутной сети, где бы человек осуществлял одну пересадку при поездке в центр и не более двух пересадок для перемещения к любому городскому району.

– Сейчас продолжается второй этап реформы. Мы должны в целом выполнить как минимум еще несколько этапов, чтобы полностью уйти от задублированности. Это подвижный механизм, в который будут вноситься корректировки. Мы будем анализировать сложившуюся ситуацию, где-то что-то пересматривать, добавлять остановочные пункты, изменять расписание работы светофорных объектов. На сегодня мы работаем в режиме пусконаладки, у нас есть время для того, чтобы к 1 сентября наладить и оптимизировать работу транспорта. С 1 сентября транспортный поток возрастет, потому что поедут дети, студенты, горожане вернутся из отпусков. Поэтому будет вторая волна донастроечных мероприятий, связанных с работой общественного транспорта, светофоров, – пообещал Александр Гонтарь.

Сыктывкар – один из лидеров

Заместитель директора Центра развития транспорта общего пользования Российского университета транспорта Александр Морозов обстоятельный подход сыктывкарской мэрии к организации транспортной реформы похвалил. Назвал столицу Коми одним из лидеров по улучшению работы общественного транспорта в стране.

– Все-таки надо признать, что в большинстве городов России маршрутная сеть, особенно начиная с 1990-х годов, складывалась хаотично. То есть кто-то пожаловался – запускают какой-то автобус, пытаются оптимизировать ресурсы. И фактически выполнение работ, где целенаправленно проектируется маршрутная сеть исходя из стандартов качества, – это единичные случаи. Городов двадцать на всю страну, где провели такую работу, – подчеркнул Александр Морозов.

Он назвал и главные стандарты качества – это пешая доступность остановок (не более 500 метров от дома), наполнение салона (максимум четыре человека на квадратный метр), частота передвижения автобусов. Этот показатель качества Александр Морозов назвал самым главным – и в этом с ним согласится каждый пассажир.

– Высокая частота движения придает уверенность, что, как только вы пришли на остановку, сразу же сможете уехать, – сообщил Александр Морозов.

Он пояснил, почему для Эжвинского района Сыктывкара предложили аж два магистральных маршрута:

– В Эжве две основные улицы – проспект Бумажников и улица Мира. Жители Эжвы имеют право без пересадок добраться до центра города, два маршрута позволили крестообразно охватить центральную часть Сыктывкара. То есть один из маршрутов идет по Коммунистической (18м – прим. автора), другой (54м) идет по Октябрьскому проспекту, перпендикулярно ему. Таким образом, большинство жителей Эжвы могут попасть в большую часть Сыктывкара без пересадки. Выберут нужный маршрут, попадут на Коммунистическую или на Октябрьский проспект. По такому принципу формировалась и остальная будущая маршрутная сеть, – пояснил Александр Морозов.

Будет ли дороже?

Увы, пока не все пассажиры согласны с тем, что с новыми маршрутами передвижение по городу станет удобнее и быстрее. Поскольку продолжительность маршрутов увеличилась, возрастет и время в пути. Кроме того, предполагается, что с 1 января в городе останутся только магистральные маршруты №№ 17, 18 и 54. А они все же отклоняются от привычных маршрутов, и некоторым горожанам, чтобы добраться до места работы, учебы, до больницы, придется пересаживаться на другой автобус – то есть платить за проезд еще раз.

Гендиректор АО «Комиавтотранс» Дмитрий Чепурнов напомнил, что в Сыктывкаре введен единый проездной с неограниченным количеством поездок. Действует он на большинстве городских маршрутов за исключением трех, которые осуществляют перевозки по нерегулируемым тарифам, – это маршруты №№ 1, 15, 33.

Дмитрий Чепурнов напомнил также, что с 15 июля меняется стоимость проезда в автобусах АО «Комиавтотранс». Она составит 30 рублей – при оплате картой или брелком «Бур туй» в режиме «Кошелек», 32 рубля – при оплате проезда банковской картой, 35 рублей – при оплате проезда наличными. Повышение тарифа на муниципальных маршрутах МО ГО «Сыктывкар», обслуживаемых АО «Комиавтотранс», по словам Дмитрия Чепурнова, экономически обосновано увеличением затрат компании на перевозочный процесс.

При этом компания получает еще и субсидии – в этом году АО «Комиавтотранс» выделено более 200 миллионов рублей из регионального бюджета и 200 миллионов рублей из бюджета Сыктывкара.

Дмитрий Чепурнов уверен, что внедрение магистральных маршрутов поможет повысить частоту движения автобусов, поскольку к ней предъявляются определенные требования. Интервал движения автобусов на магистральных маршрутах в межпиковое время – не более 20 минут, в пиковое время – не более 8 минут. Время начала работы магистральных маршрутов – не позднее 06:00, окончание – не позже 23:00.

На чем добраться до кардиоцентра?

Сейчас единственный в городе автобус, на котором можно доехать до кардиоцентра, – это автобус №17. Но маршрут №17м не идет к кардиоцентру. На чем можно добраться к этому важному медицинскому учреждению? Этот вопрос возникает сам собой при изучении схемы магистрального маршрута.

Александр Гонтарь заверил, что доступность медицинских учреждений для пользователей общественного транспорта в целом не станет ниже. Например, новый маршрут №54м заходит в больничный городок, что будет удобно и для горожан, и для жителей Эжвинского района Сыктывкара. Автобусы маршрута №17м останавливаются на улице Димитрова, где, по мнению Александра Гонтаря, сохраняется пешая доступность до кардиоцентра. Самое важное: через кардиоцентр проходит новый маршрут №8, который идет от Опытной станции, в том числе проходит через центр. Сесть в автобус №8 можно будет, например, на Коммунистической. Как часто будет ходить эта неизвестная пока «восьмерка» – уже другой вопрос.

Негативную реакцию жителей, в первую очередь Эжвинского района Сыктывкара, вызвала обещанная ликвидация маршрута №12 (Аэровокзал – СЛПК). Напомним, в рамках транспортной реформы планировалось отменить этот маршрут в связи с появлением еще одного магистрального маршрута, который должен был его заменить. На пресс-конференции Александр Гонтарь сообщил, что маршрут №12 сохранится до февраля 2025 года.

Глас народа

Схемы новых маршрутов во вторник, 9 июля, выложил на своей странице в соцсети руководитель администрации Сыктывкара Владимир Голдин. Проанализировав новые маршруты, возмущенные горожане разразились гневными комментариями. К утру пятницы их насчитывалось аж 225. Вот лишь некоторые из них:

«Улицы Ручейная и Панева прикреплены к 38 школе и к 2 поликлиническому отделению детской поликлиники 3. Как можно было нафантазировать, чтоб автобусные маршруты прошли мимо Коммуны?»

«Жители Эжвы просили увеличить количество автобусов с утра, так как уехать иногда невозможно – автобусы переполнены. Зачем ломать удобные для людей маршруты? Зачем убирать 12-й маршрут? До аэропорта и обратно как людям добираться? Причем это был единственный маршрут, который ходил с 5 утра! Ладно, сделали у 54 автобуса конечную остановку на СЛПК, сделали маршрут по ул. Мира, но убирать 54-й маршрут с улицы Карла Маркса зачем? Там школы, техникумы, люди там работают – как теперь добираться до Рынка и обратно с ДКБ, например? Зачем все автобусные маршруты замыкать на автовокзале? У нас что, такой большой поток людей, которые приезжают в город или уезжают? Людям должно быть комфортно перемещаться внутри города!»

«Как с Панева доехать до 3-й поликлиники теперь? Предлагаете болеющим людям с температурой пилить по 20 минут от пединститута или от вокзала? А зимой как? По гололеду и кривым тротуарам? Походите сами так своими ногами, а не разъезжая с личным водителем! Вы что не видели при создании новых маршрутов 8 и 10, что часть от вокзала до пединститута никак не задействована? У людей работа там, доступ к магазинам!»

Руководство Коми поддержало жителей

Уже в среду, 10 июля, Глава РК Владимир Уйба на своей странице в соцсети сообщил, что получил шквал обращений от сыктывкарцев, возмущенных решением администрации города изменить транспортную схему.

«В этот понедельник в ходе оперативного совещания с кабмином и мэрами я предупредил главу столицы о недопустимости «автобусной реформы» без ее всестороннего обсуждения с пассажирами – жителями Сыктывкара. Вопреки моему поручению Владимир Голдин разместил в соцсетях от своего имени новость о том, что уже с 1 августа будут введены новые маршруты и изменены действующие. Те планы, которые озвучены мэрией, не согласованы ни со мной как с Главой Республики Коми, ни с правительством, ни с Госсоветом Коми.

Как и следовало ожидать, в комментариях к посту мэра в «ВК» люди негодуют и требуют не трогать нынешнюю схему движения общественного транспорта без их согласия. Более того, предлагаемые новшества сыктывкарцы отвергают как абсолютно неудобные и более затратные ввиду перспективы пересадок с маршрута на маршрут. Полностью поддерживаю позицию населения», – написал Владимир Уйба.

Свое мнение высказал и председатель Госсовета РК Сергей Усачёв:

«Оптимизация маршрутной сети на территории города разрабатывалась мэрией с целью экономического эффекта, но такой подход не должен идти в ущерб мнению горожан. Социальные сети переполнены негативными отзывами о том, как теперь жителям и гостям столицы добираться от ж/д вокзала до кардиоцентра или аэропорта, недовольны предстоящими нововведениями эжвинцы. С отказом от маршрута №12 в нижнюю часть города без пересадок будет не доехать, а регулярно пользоваться услугами такси не всем по карману. Определенно, вопрос с введением новых маршрутов нуждается в пересмотре и дополнительном анализе, при этом во главе угла должны стоять интересы местных жителей, а не рекомендации специалистов из мегаполиса. Мы, депутаты Госсовета, полностью на стороне сыктывкарцев и выступаем за разумный подход к корректировке маршрутов».

Глава республики потребовал от руководителя администрации Сыктывкара Владимира Голдина ни в коем случае не запускать радикальную корректировку, а пойти другим – единственно верным – путем: проанализировать реальные обращения граждан на неудобство действующих маршрутов, если таковые имеются. Собрать предложения жителей, а также организовать диалог с водителями автобусов, которые вместе с пассажирами дадут дельные советы – как усовершенствовать курсирование маршрутов. И только после прямого диалога с населением повторно вернуться к планированию нововведений.

Настроены на диалог

В мэрии заверили, что по поручению Главы РК прямой диалог с населением уже идет, новые схемы движения автобусов корректируются в соответствии с замечаниями жителей города.

По словам Александра Гонтаря, только за последние дни с момента объявления о планируемом введении с 1 августа магистральных маршрутов в городе в администрацию поступило свыше 250 сообщений, комментариев и обращений от жителей Сыктывкара, в которых содержатся как высказывания о неприятии транспортной реформы, так и конструктивные предложения по корректировке новых схем движения автобусов.

Александр Гонтарь заверил, что все сообщения рассматриваются профильными специалистами и до момента внесения изменений обсуждаются с активными горожанами, общественниками.

В частности, с жителями улиц Ручейной и Панева в Сыктывкаре обсудили вопросы движения автобусов по новым маршрутам №№ 8 и 10, которые вводятся взамен маршрутов №№ 6 и 20. Встреча с горожанами и представителями администрации Сыктывкара, Центра развития экономики Республики Коми, совета города и предприятия «Комиавтотранс» состоялась в районе дома №32 по улице Ручейной. Главная цель проведения мероприятия – выслушать обращения жителей, учесть конструктивные предложения в вопросе корректировки схем движения автобусов и прийти к общему мнению.

Горожан беспокоили вопросы, связанные с расписанием и интервальностью движения автобусов по новым маршрутам, их схемы, а также обеспечение комфортных условий переезда по городу для разных групп населения.

Как отметил Александр Гонтарь, на линию по новым маршрутам будет запущено 20 единиц техники вместо семи по имеющимся сейчас маршрутам №№ 6 и 20. Автобусы будут постепенно заменяться низкопольными. На встрече присутствовали горожане, которых беспокоил вопрос об обеспечении возможности доехать до детсадов, школ, двух поликлиник, торговых центров, расположенных на улице Коммунистической. Однако после рассмотрения скорректированных схем движения автобусов, многие согласились с новыми маршрутами.

Как сообщила пресс-служба администрации Сыктывкара, ранее представители мэрии и перевозчика встречались с неравнодушными горожанами по инициативе общественника Ильи Костина. Они рассмотрели схемы движения автобусов и внесли свои предложения по их улучшению. В частности, основной просьбой жителей улиц Ручейной и Панева было обеспечение доступа к социально важным объектам.

Присутствовавший на встрече с жителями улиц Ручейная и Панина заместитель руководителя администрации Главы Коми Александр Калинин отметил, что любая реформа проводится для удобства горожан. Однако для успешной ее реализации власти должны находиться в постоянном контакте с жителями города. Этот тезис – один из основных в поручении Главы РК Владимира Уйба, которое администрация Сыктывкара исполняет.

Аналогичные встречи намечены по наиболее острым вопросам, касающимся новых схем движения автобусов №№ 17, 18, 54, – это и эжвинская общественность, и активы представителей городских районов, представители сферы образования, так как 1 сентября в поток пассажиров вольются школьники и студенты, другие категории.

Уже достигнут еще один важный результат: пока маршрут №12 (Аэровокзал – СЛПК) останется таким, как и прежде, включая утренние рейсы в 05:50 от аэровокзала и в 05:00 из Эжвы, как и просили жители города.

Кроме того, с 1 августа на новых магистральных маршрутах №18м и №54м будут введены дополнительные утренние рейсы для удобства жителей Эжвы и Сыктывкара, которым необходимо перемещаться между районами.

В процесс обсуждения корректировок маршрутов активно включились депутаты-единороссы из совета Сыктывкара и Госсовета республики. Они помогают администрации города собрать предложения от жителей, проводят встречи и личные приемы.

Людмила ВЛАСОВА

Фото Ярослава Севрука, Людмилы Власовой и пресс-службы администрации Сыктывкара

Оставьте первый комментарий для "Поручение Главы Коми исполняется"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.