Фотография уже давно стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Благодаря смартфонам процесс получения мгновенного кадра максимально упростился: наведи камеру и снимай. Сейчас можно сделать сотню фото, как несущих смысл, так и совершенно бесполезных. Но есть люди, для которых фотография – призвание и высокое искусство. Им посвящен специальный праздник, который отмечается 12 июля. «Республика» решила вспомнить тех, кто первым принес фотоискусство на Коми землю, и тех, кто творил фотолетопись нашей республики в разные годы.
Немного предыстории
Есть несколько объяснений, почему День фотографа отмечается именно 12 июля. Во-первых, это День святой Вероники – покровительницы фотографов и фотографии. Согласно легенде, Вероника следовала за Иисусом, когда он шел на Голгофу и сгибался под тяжестью своего креста. Женщина подбежала к мученику, напоила его водой и дала ему свой плат – кусок ткани, чтобы он мог вытереть пот с лица. По возвращении домой Вероника обнаружила на ткани отпечатавшийся облик Иисуса.
По второй версии, дата выбрана в честь Джорджа Истмана – основателя компании «Кодак».
Прообразом современного фотоаппарата можно считать простейшее устройство, позволяющее получить оптическое изображение объекта. Камера-обскура (так оно называлось) представляла собой темное помещение или ящик с малым отверстием на одной стене и матовым стеклом или белой бумагой на другой. Свет, проходя через отверстие, создает перевернутое изображение на другой стороне. На основе этого принципа были созданы некоторые фотокамеры.
В 1826 году французскому изобретателю Жозефу Ньепсу удалось получить первое фото, которое называется «Вид из окна». Для его создания потребовалось 8 часов непрерывной съемки. Немногим позже другой француз – Луи Дагер – смог сделать фотографию на металлической пластине, а изображение закрепил с помощью поваренной соли. Подобные картинки получили название «дагерротип». Уильям Генри Фокс Тальбот изобрел способ получения позитивного изображения, с которого можно получить сколько угодно копий. А благодаря исследованиям англичан Фредерика Скотта Арчера и Роберта Бинэма, а также француза Гюстава Ле Грея время получения снимков существенно сократилось. С 1850-х годов фотография стала массово распространяться по миру.
Первые фотографы Усть-Сысольска
После поражения польского восстания 1863-1864 годов некоторые из его участников были сосланы в Усть-Сысольск и его окрестности. В их числе был и Станислав Кракув, прибывший с собственным фотоаппаратом. Первые снимки города и его жителей сделал именно он. Всех желающих ссыльный снимал бесплатно.
В последующие годы своих фотографов в Коми крае не было, разве что время от времени сюда приезжали профессионалы, чтобы сделать этнографические снимки местных жителей для различных изданий.
Ну а первым местным профессионалом по праву называют Платона Кулакова. Он поселился в Усть-Сысольске в 1880 году, работал фельдшером в городской больнице и уже тогда увлекался фотографией. Сначала фотографировал ради удовольствия, но затем превратил это занятие в основной источник заработка, поскольку семья была многодетной, средств не хватало. Первую в городе фотомастерскую Кулаков открыл в 1895 году в доме своей жены Елена Трениной на улице Покровской. Сейчас на этом месте находится Дворец творчества и учащейся молодежи.
Примечательно, что двумя годами позже, в 1897-м, в Усть-Сысольске появилось второе фотоателье – Александра Худяева, однако славу лучшего фотомастера снискал именно Платон Кулаков, создавший галерею портретов горожан конца XIX – начала XX века.
Особое значение Платон Кулаков придавал антуражу: для съемок использовались оригинальные журнальные столики на точеных ножках, передвижные перила с балясинами, заборчики, сколоченные из осиновых и березовых ветвей, волнистые драпировки, легкие кресла, придававшие снимкам неповторимый колорит. Бывало, что в фотосалон приезжали целыми семьями со всего уезда. Впрочем, большинство запечатленных на фото – люди с достатком: мещане, интеллигенция, чиновники, купцы, священнослужители.
К сожалению, жизнь Платона Кулакова закончилась трагично: заболев раком, он застрелился осенью 1914 года. Дело унаследовал его сын – Николай, создавший фотолетопись уже советского Усть-Сысольска – Сыктывкара. Его судьба тоже не баловала. В августе 1937-го Николай Кулаков был репрессирован и осужден на 10 лет по статье 58-10. В июне 1943 года его досрочно освободили по болезни. В 1946 году фотограф вместе с семьей переехал из Сыктывкара в Воронежскую область, где и скончался.
Александр Боровиков
В Воркуте чтят память Александра Боровикова. Выпускник ленинградской школы оптиков-механиков приехал в заполярный город в 1942-м. Много лет работал фотографом и кинооператором комбината «Воркутауголь», фотокорреспондентом газеты «Заполярная кочегарка» с правом посещения всех производственных зон лагерных пунктов Воркутлага. Был внештатным корреспондентом газет «Заполярье», «Красное знамя», Воркутинской студии телевидения, а в последние годы жизни – кинооператором Дома научно-технической информации.
Фотографии Александра Боровикова есть во всех книгах и фотоальбомах, связанных с Воркутой и республикой, печатались в таких известных журналах, как «Мастера угля», «Советское кино», «Север», и экспонировались на выставках. Мастера называли гением места, запечатлевшего основные моменты воркутинской истории.
Умер Александр Боровиков 12 января 1990 года прямо на своем рабочем месте – в фотолаборатории Дома научно-технической информации.
Георгий Лисецкий
Журналисты старшего поколения с большой теплотой вспоминают Георгия Лисецкого. Он, как и Боровиков, приехал в Коми из города на Неве (в 1963 году окончил Ленинградский институт кинематографистов) и тоже начинал творческую деятельность с киносъемок. Первым местом его работы стала Ухтинская студия телевидения. Ну а свободное время Георгий посвящал фотографии. При его активном участии создавался ухтинский фотоклуб «Тиман».
С 1976 года Георгий Лисецкий – старший кинооператор на республиканской студии телевидения в Сыктывкаре, с 1984 года возглавлял корпункт Ленинградской студии документальных фильмов. Снял более 300 фильмов, тысячи киносюжетов о жизни северного края. В 1990-е перешел работать в газету. В его лице «Республика» обрела талантливого фотохроникера и одновременно большого мастера художественной фотографии. Работы Лисецкого публиковали и центральные издания – «Известия», «Труд», «Правда», «Комсомольская правда», и даже зарубежные журналы. Снимки мастера заняли достойное место в фотоальбомах, посвященных республике, «Коми – край мой северный», «Сказ о земле Коми». Великолепно оформленная энциклопедия «Республика Коми» – тоже заслуга Георгия Лисецкого, он являлся художественным редактором издания.
Конечно же, фотохудожник активно участвовал в выставках – как авторских, так и коллективных. Его фотографии экспонировались и получали призы в московском Манеже и за рубежом.
Жизнь этого талантливого, яркого, душевного, веселого человека стремительно оборвалась на 69-м году. Его сердце остановилось 3 июня 2005 года во время экспедиции на Печоре, где Георгий Лисецкий был в составе творческой делегации деятелей культуры и литературы.
Юрий Осетров
Георгий Лисецкий – уроженец Курской области, и из Курска же родом другой известный в республике фотожурналист – Юрий Осетров.
В 1974 году Юрий приехал с семьей в Сыктывкар по приглашению земляка и сразу же был принят в недавно открывшийся университет на должность «фотолетописца» вуза. Спустя три года фотографа пригласили в газету «Молодежь Севера», а еще через два года – в главное на тот момент печатное периодическое издание республики – «Красное знамя». За 20 лет работы Юрий Осетров сделал тысячи снимков и фоторепортажей. По его признанию, самыми любимыми для съемок с точки зрения фактуры городами были для него Усинск, Вуктыл, Инта, Микунь.
«Когда чувствую, что нужного кадра не будет, понимаю: надо режиссировать. Наблюдая, подлавливаешь, что самое выигрышное. Где-то жест, где-то инструмент «хорошо» держит. Ловишь момент, говоришь: «Во классно, задержись на секундочку. Когда увидел, что все сошлось – и выражение лица, и жест, когда поймал кадр, в ушах звенит от счастья», – делился секретами мастерства в интервью «Республике» мэтр газетной фотографии.
Уникальность судьбы мастера еще и в том, что он стал фотолетописцем верховной власти республики. Когда работал в газете, снимал первого секретаря Коми обкома КПСС Ивана Павловича Морозова, а позже, на посту фотографа администрации Главы Республики Коми – четырех глав РК: Юрия Спиридонова, Владимира Торлопова, Вячеслава Гайзера и Сергея Гапликова. А еще ему довелось фотографировать президентов страны: дважды Бориса Ельцина, четыре раза Владимира Путина, один раз Дмитрия Медведева.
Этот этап творческой карьеры начался в 1997 году, когда Юрия Осетрова пригласили поработать на выборах главы в команде Юрия Спиридонова.
В администрации Главы РК Юрий Осетров проработал фотографом до 2015 года. Скончался мастер в ночь на 29 июня 2023 года после тяжелой продолжительной болезни.
Сергей Сухоруков
Нельзя не вспомнить еще об одном талантливом фотожурналисте – Сергее Сухорукове.
Выпускник журфака Ленинградского университета приехал в Сыктывкар в 1980 году и был принят в штат «Молодежи Севера». В его газетных снимках и фоторепортажах коллеги по цеху сразу же отметили высокий профессионализм. Сергея отличала способность в одном кадре запечатлеть суть события или человека. Точный взгляд фотографа сочетался у него с репортерским чутьем. Интеллигентный, начитанный, ироничный, скромный, требовательный прежде всего к себе – таким его запомнили коллеги по «Молодежке», «Красному знамени», журналу «Регион» – изданиям, где работал Сергей Сухоруков.
Из жизни он ушел рано и внезапно: выехал по семейным обстоятельствам на Украину, в Черкассы, и вскоре пришла весть, что его обнаружили мертвым. Сергею Сухорукову было 58 лет.
Подготовила Галина ВЛАДИС
Фото из открытых источников
Оставьте первый комментарий для "Фотолетописцы республики"