Семейные устои зырян

В преддверии Дня семьи, любви и верности «Республика» предлагает читателям окунуться в прошлое и узнать, как складывались семейные отношения в старину у коми. Историки и этнографы досконально исследовали эту сторону бытовой жизни зырян, их уклад, обычаи и традиции. Многое с тех пор изменилось, мир стал другим, но осталось и нечто непреходящее – во все времена основой крепкой семьи были и есть любовь, взаимопонимание, трудолюбие, терпимость и житейская мудрость.

Традиционный уклад

Как и повсеместно в Российской империи, традиционная семья у коми-зырян была большой. Средняя численность крестьянского двора в начале XX века составляла 5-6 человек. Среди неразделенных семей преобладали отцовские – родители жили с женатым младшим сыном. Именно младшенькому впоследствии доставалось все родительское наследство – дом с хозпостройками и охотничьи угодья. В семьях царил патриархат – главному кормильцу все подчинялись беспрекословно. Большак представлял семью в общине, отвечал за уплату повинностей, планировал расходы и вершил семейный суд. Домашние были обязаны его почитать и слушаться, но это не отменяло взаимного уважения, особенно если глава семейства обладал такими качествами, как трудолюбие, терпимость и житейская мудрость при принятии решений.

Жена была полностью подвластна мужу и свекру со свекровью, однако после смерти супруга в некоторых случаях могла стать главой семьи. Мужу воспрещалось выгонять жену из своего дома. Да и замужняя женщина не имела права жить отдельно от супруга и самовольно отлучаться на длительный период.

Самой незавидной в неразделенной семье была участь молодой невестки: она находилась на нижней ступени иерархии и подчинялась сразу всем. Правда, как только у молодухи появлялся ребенок, ее статус менялся. После родов невестка начинала пользоваться уважением со стороны родственников, обретала влияние на мужа, круг ее обязанностей расширялся.

В свою очередь дети обязаны были слушаться родителей и выполнять все их требования. В крестьянских семьях их трудовая жизнь начиналась рано: уже с подросткового возраста они многое знали и умели и ко времени женитьбы и замужества – в 16-18 лет все взрослые трудовые и домашние обязанности были им по плечу.

В традиционном воспитании применялась своя система поощрений и наказаний. Причем к телесным наказаниям коми прибегали лишь в исключительных случаях, а главным образом воспитывали словом, то есть могли отругать.

Взрослые дети, обычно сыновья, были обязаны содержать престарелых родителей и предоставлять им жилье. Правом на содержание в нетрудоспособном возрасте пользовались также не вышедшие замуж сестры и тетки главы семьи, участвовавшие ранее в общесемейном труде.

В ожидании дитя

Как и всякий немногочисленный народ, коми считали плодовитость основой счастливой семьи. Детей должно было быть много, а чтобы такое пожелание свершилось, проводили разные ритуальные действия. Символом плодородия и богатства считалась овца, поэтому жених и невеста во время свадьбы восседали на овечьей шкуре. Перед венчанием невеста обязательно сажала себе на колени соседского ребенка – так она просила высшие силы послать ей много здоровых детей.

Забота о здоровье будущего потомства проявлялась задолго до создания семьи. Еще при выборе пары обе стороны интересовались наличием в роду невесты и жениха хронических больных, умственно отсталых, «припадочных», и, если выяснялось, что таковые имеются, от брака старались воздержаться.

Бесплодие повсеместно считалось большим несчастьем и расценивалось как результат порчи или наказание за грехи супругов или даже родителей.

Как отмечает в своей монографии известный в республике этнограф и историк Ирина Ильина, восприятие бесплодия как божьего наказания определило и соответствующие способы обретения «чадородия» – отмаливание грехов во время молений, крестных ходов, посещение святынь, и в первую очередь омовение в святых источниках, обращение с молитвами к Божьей Матери, святой Параскеве.

Забеременевшая женщина старалась как можно дольше скрывать этот факт, чтобы защитить себя и будущего ребенка от вредоносных сил и сглаза. Дабы не привлекать чужого внимания и тем более не вызывать зависти, она не должна была надевать новую красивую одежду, говорить о своем хорошем самочувствии. Обязательным было ношение оберега: иголки без ушка в вороте, крестика, нитки с ягодой пиона или бус вокруг шеи, платка на голове и особенно оберега-пояса, как бы ограждающего тело беременной и ее плод, – рыболовной сетки, шерстяной нитки, пояса мужа на талии. Некоторые женщины обвязывали веревочкой правую ногу под коленом.

Существовало множество предписаний, от соблюдения которых зависело здоровье ребенка: беременным запрещалось принимать участие в похоронах и особенно смотреть на покойника (иначе ребенок на свет может появиться мертвым). Нельзя было в период беременности стричь волосы, перед родами что-либо брать у чужих или отдавать, чтобы не принять порчу или не отдать вместе с вещью счастье. Отрицательные эмоции, психические травмы могли серьезно отразиться на здоровье женщины и будущего ребенка, поэтому ее оберегали от испуга, переживаний, связанных со смертью, житейскими неурядицами, несчастными случаями. Считалось, что сквернословие или конфликты с окружающими могут стать причиной немоты, уродства или различных заболеваний будущего дитя.

Особое внимание уделялось питанию беременной. Ей запрещалось употребление несвежих продуктов, сырой воды, считалось необходимым исполнить любую прихоть в питании. Абсолютно запрещалось употребление алкоголя.

Рождение

С приближением родов приглашалась повитуха. Коми считали, что каждая женщина хотя бы раз в жизни должна стать повитухой, иначе она или не сможет попасть на тот свет, или на том свете будет принимать роды у собаки.

После родов повитуха считалась нечистой и должна была подвергнуться церемонии очищения. Получив от отца или матери новорожденного платок или полотенце, она делала вид, что вытирает руки. В последующем женщина считалась духовно связанной с ребенком, которому отрезала пуповину, и на том свете обязана была дать отчет о его здоровье.

Существовал обычай приглашать к роженице, у которой не выживали дети, в качестве повивальной бабки многодетную мать или бабушку, и тогда принятый такой женщиной младенец будет жизнеспособен и здоров.

Если бабки не было, помощь могла оказать любая взрослая женщина, а также муж. Он облегчал состояние роженицы, держа ее во время схваток на коленях и применяя магическое воздействие: поил жену водой изо рта в рот.

У прилузских коми отцу ребенка давали круто посоленный огурец с горчицей или песком, который он должен был съесть во время родов жены, разделяя таким образом муки роженицы.

Традиционно наиболее подходящими помещениями для родов были хлев и особенно баня, которую для благополучного разрешения от бремени женщина должна была протопить сама, самостоятельно наносив дров и воды.

Воспитание мальчиков и девочек

Дореволюционные исследователи отмечают, что у коми отсутствовали грубые и принудительные методы воспитания в отношении детей до 10-12 лет, но в то же время подчеркивают, что с ранних лет ребенок перестает быть игрушкой и приобщается к труду.

Первый посильный труд – собирательство. В общий котел шли собранные ребятней ягоды и грибы, различная зелень. Весной дети собирали молодые еловые соцветия (коляоз), раскапывали корневища дикой моркови, летом – щавель, хвощи для начинки в пироги. Когда вся семья собиралась за столом, отец хвалил маленьких помощников: «Свинье – чесотку, медведю – болезнь, волку – беззубый год, а тебе – здоровье».

Коми мальчик начинал приобщаться к охотничьему ремеслу, едва начав говорить. В игровой форме ему рассказывали про охоту – даже нос ребенку вытирали под присказку: «Ласка, как только из норки выйдет, так пять собак (то есть пять пальцев) ее тут же схватят». В колыбельных песнях малышу сообщалось, чем занят в это время отец: «Бай, бай, папа твой ушел белок-рябчиков ловить, лисиц-зайцев стрелять». Мать или бабушка в песне предрекали ему судьбу удачливого охотника: «Пусть, как дед, будешь добытчик и приносчик, одним выстрелом птицу роняющий!»

С 4-5 лет мальчиков начинали учить верховой езде, шести-семилетние ребята уже добывали мелких лесных птиц: снегирей, пуночек, полярных воробьев. С восьми лет появлялась новая обязанность: пригонять домой вольно пасущийся скот. С 8-9 лет отцы брали сыновей с собой на охоту в промысловое угодье, где учили делать и устанавливать ловушки, приучали бережно относиться к запасам зверя и птицы, к лесной растительности.

Десятилетки работали на сенокосе – гребли сено, ездили на лошади с различными поручениями. Во время жатвы собирали колоски, возили с полей хлеб. С этого возраста летом им поручали пастьбу мелкого скота, а зимой доставку в дом воды и дров. И уже начинали брать на ближний промысел белки и на работы по найму. В 11-12 лет сыновья самостоятельно пахали, с 12 лет могли участвовать в артельном лове рыбы и получать за это полный пай. Мальчики имели собственное ружье малого калибра и начинали охотиться самостоятельно. С 12-13 лет подростки участвовали в сложных и небезопасных работах – рубке и уборке леса под расчистки. К 15-16 годам юноши становились умелыми промысловиками, не боялись никакой работы по дому, а если отец владел каким-нибудь особым ремеслом, то обучались и этому. В 16 лет период трудового обучения завершался. С этого возраста парни получали право участвовать в молодежных посиделках.

Девочки с раннего детства помогали убирать помещение, готовить пищу, прясть, шить, а также присматривать за малолетними детьми. Став постарше, ухаживали за скотиной.

Важную роль в воспитании девочек играли куклы. «Дочки» были самодельными, маленькие «мамы» шили их, как правило, под руководством бабушек и матерей. Каждая кукла имела один или несколько нарядов. Девочки следили за чистотой и опрятностью кукольной одежды, в случае необходимости ее стирали и чинили. Таким образом дочери овладевали определенными навыками шитья и ремонта одежды. Обращались с куклами очень бережно, поэтому те служили очень долго: по 5-10 и более лет, переходя от старших сестер к младшим. Девочки разыгрывали с куклами разнообразные бытовые сцены, учили «дочерей» уму-разуму.

Матери, обучая дочерей мытью пола, обязательно проверяли потом качество работы. На ошибки указывалось обычно в шутливой форме: «Вымоешь мокро – будет муж пьяница, не вымоешь порог – будет неряха».

С десятилетнего возраста девочек нанимали на лето в «пестуньи» – няньки для ухода за малыми детьми. За лето им платили от одного до полутора рублей. В 15-16 лет девушки умели готовить, прясть, ткать, вышивать, ухаживать за скотиной, работать в огороде, косить, словом, были полностью подготовлены к роли жены и хозяйки. К этому времени у каждой уже было готово приданое: вытканные и сшитые собственноручно полотенца, платки, скатерти, рукавицы и многое другое, что необходимо в хозяйстве.

Подготовила Галина ВЛАДИС

Фото из открытых источников

Оставьте первый комментарий для "Семейные устои зырян"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.