Российский этнографический музей обратился к коллегам из других музеев страны с предложением о проведении всероссийской акции «Музейный полк». Задача акции – рассказать о сотрудниках музеев – участниках Великой Отечественной войны и тех, кто сохранял музеи, оставаясь на рабочих местах или в эвакуации, и восстанавливал их после войны.
Национальный музей Республики Коми присоединился к акции. В годы войны наши музейные работники достойно выполнили свой профессиональный и гражданский долг: они сохранили и приумножили музейное собрание, построили новые экспозиции и выставки, с помощью которых поддерживали волю и дух народа, веру в победу над фашизмом. О том, чем и как жил музей военного времени, «Республике» рассказала ученый секретарь НМРК Валентина Сова.
По законам военного времени
Начало войны внесло большие изменения в работу и жизнь небольшого коллектива краеведческого музея. В начале 1941 года музей получил статус республиканского учреждения культуры и, как и вся республика, готовился к празднованию 20-летия образования Коми АССР. Были запланированы новые выставки и экспедиции, но пришлось срочно перестраиваться на военный лад. Музейщики ускоренными темпами взялись за подготовку выставочного проекта «Борьба великого русского народа против иностранных интервентов». Каждый из 13 ее разделов мог стать отдельной тематической выставкой: «На льду Чудского озера», «Народное ополчение Минина и Пожарского», «Суворов – великий русский полководец», «Отечественная война 1812 года», «Разгром германских интервентов в 1918 году», «Как мы били японских самураев и финских шюцкоровцев», «Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма».
2 ноября 1941 года посетивший музей секретарь Коми обкома ВКП(б) Алексей Тараненко высказал пожелание усилить тему героизма русского народа. 7 февраля 1942 года на заседании Коми Совнаркома республиканскому музею было предложено перестроить всю экспозицию в соответствии с требованиями военного времени. Объем работ предстоял большой, поэтому Коми Совнарком обязал организации предоставить в распоряжение музея экспонаты и строительные материалы. В создании новой экспозиции музею помогали наркоматы, научные сотрудники выезжали в Княжпогост, Вожаель, Ухту, где предприятия и лагпункты передавали образцы своей продукции, а также живописные работы.
Директор музея Т. Никольская сообщала: «Сейчас музей занимается собиранием материалов, непосредственно относящихся к Отечественной войне: письма коми бойцов с фронта домой, письма, посылаемые бойцами Красной армии, трудящимися различных организаций и учреждений Коми АССР, материалы выступлений на антифашистских митингах молодежи республики, материалы по сбору средств на звено самолетов-истребителей «Коми пионер», танковую колонну «Коми комсомолец», материалы выступлений на митинге в защиту детей от фашистских зверей».
Кроме того, Республиканский краеведческий музей готовил выставки, раскрывающие промышленный потенциал региона. К 25-й годовщине Октябрьской революции открыли экспозицию «Социалистическое строительство в Коми АССР». На стендах «Подготовка военных кадров» и «Работа трудящихся Коми АССР в помощь фронту» были размещены живописные портреты Героев Советского Союза Ивана Маркова и Николая Оплеснина, фотографии и документы о проведении занятий всевобуча, сборе теплых вещей и подарков для Красной армии, рассказы о стахановцах трудового фронта.
Всего за годы Великой Отечественной войны в музее прошло 13 военно-патриотических выставок, велась подготовка стационарной экспозиции «Великая Отечественная война советского народа с немецко-фашистскими захватчиками», открытие которой состоялось в 1947 году в павильоне на улице Кирова.
Вклад художников
Большие сложности у музея возникли с комплектованием фотоматериалов о фронтовиках. К концу 1945 года в фондах хранилось чуть больше трех десятков фотографий Героев Советского Союза и фронтовиков-орденоносцев. Создавались они следующим образом: как только в республиканских газетах «За новый Север» и «Вöрлэдзысь» публиковалась фотография героя-фронтовика, музей тут же заказывал местным художникам живописный портрет воина.
Так, кисти театрального художника Василия Баусова принадлежат портреты Героев Советского Союза Николая Оплеснина, Ивана Маркова, Василия Кислякова, Николая Давидовича, Виктора Лобанова, Георгия Тимушева.
Почин дарить свои работы республиканскому музею принадлежит художнику Николаю Жилину. 15 апреля 1943 года он передал 12 своих произведений. В их числе написанная в 1943 году картина «Подарки для Красной армии»; эскиз «Язык схвачен», запечатлевший, как во время войны с белофиннами будущий Герой Советского Союза Иван Марков с четырьмя бойцами бесшумно снимает белофинский боевой караул и доставляет живым в штаб своей части; этюд «Город Истра в 1941 году»; плакат-триптих «Англо-советское соглашение». Всего Николай Жилин подарил музею 18 работ. Наиболее известные из них – это портреты начальника строительства Ухтпечстроя генерала Семена Бурдакова и медсестры Нади Рудаковой, награжденной орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».
Летом 1943 года по заданию Коми обкома ВКП(б) в Воркуту в творческую командировку был направлен художник Георгий Стронк. Музей приобрел пять его акварельных работ из воркутинского цикла: «Шахта «Капитальная» в прошлом», «Шахта «Капитальная» в настоящем», «Полубункер старого типа», «Тундра летом», «Портрет ученика-отличника школы ФЗО г. Воркуты». Позднее живописец предложил музею еще четыре свои работы: два портрета геолога Павла Виттенбурга, портрет старшего инженера Печорстроя Столермана, натюрморт «Овощи колхоза им. Кирова, выращенные в 1943 году бригадиром-овощеводом Малыгиной».
С 1943 по 1946 год музей приобрел более 170 произведений живописи, книжной и станковой графики. Михаил Безносов представил девять портретов и одиннадцать сюжетных работ. Валентин Поляков создал для музея 40 работ, посвященных Воркуте. Виктор Постников, работавший в годы войны в газете «За новый Север», подарил семь графических плакатов: два портрета Героев Советского Союза Николая Оплеснина и Виктора Лобанова, выполненные с натуры во время их пребывания в Сыктывкаре, а также 20 рисунков с видами Сыктывкара военной поры. Военный картограф, фронтовик Евгений Цвирнке написал 32 портрета участников Великой Отечественной войны, удостоенных высоких наград.
Семьи погибших участников войны делились с музеем материалами о своих близких. Например, близкие Героя Советского Союза Николая Оплеснина передали две большие коллекции фотографий, документов, грамот, личных вещей воина (бинокль в футляре, фуражка армейская парадная, серебряная чайная ложка, серебряный подстаканник, стакан, фонарь карманный электрический, записные книжки). В числе документов были Указ Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза Николаю Васильевичу Оплеснину» и групповое письменное заявление от жителей улицы 1 Мая о постановке на учет под охрану государства дома, где жил Оплеснин.
Сотрудники-фронтовики
С начала войны до конца 1942 года трижды менялся состав научных сотрудников в связи с мобилизацией в РККА, сменилось три директора. Первым директорский пост покинул Алексей Старцев, призванный в мае 1941-го на трехмесячные курсы переподготовки комсостава запаса в Могилев. Здесь он встретил войну. Участвовал в обороне Москвы, Сталинграда, освобождал Ленинград, республики Прибалтики.
После отъезда Алексея Старцева обязанности директора исполнял Павел Нахлупин. Историк-музеевед, он сделал немало открытий, знакомясь с музейными фондами. Например, обнаружил подлинную рукопись полярного исследователя Владимира Русанова «Несколько слов о зырянах», написанную им в 1906 году во Франции. Но вскоре мобилизовали и Павла Нахлупина. Он ушел на фронт 30 марта 1942 года, а в январе следующего после тяжелого ранения вернулся в Сыктывкар. Новым местом работы он выбрал Базу по изучению Севера Академии наук СССР. 7 ноября 1943 года младший научный сотрудник Павел Нахлупин во время экспедиции трагически погиб на реке Косью.
Начавшаяся война прервала и работу заведующего отделом соцстроительства Павла Доронина. 12 июля 1941 года он был мобилизован. Воевал на Калининском фронте, затем в составе 2-го Прибалтийского и 1-го Белорусского фронтов. На территории Польши капитан Доронин служил комендантом советской комендатуры, а позднее – помощником коменданта района Арнвельде в Германии. В 1946 году Павел Доронин вернулся на родину и приступил к работе сотрудником Коми Базы академии наук СССР.
Научного сотрудника отдела истории Федора Щербакова Сыктывкарский военкомат направил в конце 1941 года начальником стрелково-спортивного клуба Осоавиахима Коми АССР. Затем лейтенант Щербаков был назначен командиром взвода ПТР 37-й отдельной бригады 3-й танковой армии Воронежского фронта. После тяжелого ранения, полученного в бою за станцию Александровка Харьковской области, Федор Щербаков вернулся в Сыктывкар и в 1945 году приступил к работе в музее.
Места выбывших научных сотрудников занимали женщины. Одно время обязанности директора исполняла выпускница МГУ Т. Никольская. Сотрудницы разделяли с ней груз забот, связанных с заготовкой дров, сена для музейной лошади, ремонтными работами, ездили в дальние районы республики с передвижными выставками, пополняли музейное собрание.
Музейные пропагандисты выезжали с передвижными выставками к колхозникам, лесозаготовителям, строителям, служащим учреждений, обслуживали пассажиров на пароходах. Регулярно проводились политинформации непосредственно на производстве, на колхозных полях.
В начале 1943 года директором музея был назначен Михаил Калинин – опытный музейный работник, фронтовик, комиссованный из армии после ранения. Таким ему запомнился первый год работы: «Здания музея совершенно не отапливались, и даже в рабочих комнатах температура колебалась от 0 до 5 тепла, в более морозные дни температура опускалась ниже 0. Дров не было, и о соблюдении температурного режима, определяемого соответствующими инструкциями, не могло быть и речи…» Директору пришлось заниматься одновременно ремонтом зданий, строительством конюшни, подготовкой выставки «Галерея знаменитых людей Коми АССР» и экспозиции «Коми АССР в годы Великой Отечественной войны».
В 1943 году открылась «Галерея знаменитых людей», которая была представлена портретами 60 участников войны и тружеников тыла, сюжетными картинами о подвигах коми героев, фотографиями тружеников тыла.
При этом сотрудники музея продолжали активно заниматься сбором музейных предметов, имеющих отношение к событиям Великой Отечественной войны. В 1944 году школьники собрали для музея 21 фронтовое письмо, записали 16 частушек о событиях на фронте. Участники кружка сыктывкарской школы №14 сочинили былины о подвигах Героев Советского Союза Николая Оплеснина, Василия Кислякова и других.
С окончанием Второй мировой войны Республиканский краеведческий музей принял в свои ряды фронтовиков. Бывший телефонист бригады бронепоездов А. Рубцов был назначен заведующим отделом досоветской истории, В. Казаков возглавил отдел истории. Известный в музейном мире таксидермист Владимир Арсеньев обеспечил отдел природы высококачественными чучелами и биогруппами. Во время боев за Новгород летом 1941 года Владимир Арсеньев вместе с музейными работниками спасал сокровища новгородских музеев, вывозил их в тыл с последним эшелоном, ушедшим перед захватом фашистами железнодорожного узла. Его семья, не успевшая покинуть город, погибла.
С 1963 по 1966 год музей возглавлял фронтовик Иван Игнатов. Выпускник Коми пединститута, до войны он преподавал в школах Сысольского и Прилузского районов, в 1939-м был призван в ряды РККА. Война застала его в Харькове. 51-я армия, в составе которой прошел войну Иван Игнатов, вела военные действия на территории Украины и дошла до Берлина.
Особого упоминания заслуживают также известные советские этнографы и музейные работники Георгий Старцев и Сергей Попов. В 1930-е годы каждый из них руководил музеем и был репрессирован. По окончании срока ссылки в Красноярском крае в 1942 году Георгий Старцев ушел добровольцем на фронт. В боях под Сталинградом пропал без вести. Сергей Попов отбывал ссылку в Казахстане. В архиве Алма-Аты исследователь выявил формулярный список коми поэта и просветителя Ивана Куратова. В годы Великой Отечественной войны Сергей Попов служил в стройбате, а затем почти сорок лет своей жизни он посвятил работе в Оренбургском краеведческом музее.
Подготовила Галина ВЛАДИС
Фото предоставлено Национальным музеем Республики Коми
Оставьте первый комментарий для "Бессмертный «Музейный полк»"