Речные стражи порядка

Анатолий Терёхин (справа).

15 июня Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России отметит 40-летний юбилей. В Коми безопасность на воде обеспечивают почти 90 государственных инспекторов. Лучшие из них получат заслуженные награды на юбилейных торжествах, которые пройдут в столице республики в день рождения ГИМС.

Река, как и автодорога, – важная транспортная артерия, не утратившая своего значения и в наше время, особенно там, где водный путь – единственный. Для жителей труднодоступных населенных пунктов это настоящая дорога жизни. Близ больших городов движение по рекам тоже остается довольно интенсивным. И значит, как и для любого транспорта, для речного есть свои правила движения, судоводителям тоже необходимо иметь права и техпаспорт (судовой билет) на транспортное средство.

Аттестация судоводителей, проверка их теоретических и практических знаний, выдача удостоверений на право управления плавсредством, контроль за маломерными судами и их эксплуатацией, надзор над пляжами и переправами, базами для стоянок лодок – все это полномочия Государственной инспекции по маломерным судам. Главная задача и миссия сотрудников ГИМС – обеспечение безопасности людей на воде. О повседневной работе своих коллег и их героических буднях журналисту «Республики» рассказал заместитель руководителя Территориального органа Главного управления МЧС России по Республике Коми, главный государственный инспектор по маломерным судам РК Леонид Носов.

Леонид Носов.

Но сначала немного истории. Учреждена ГИМС была в 1984 году и поначалу приписана к министерству ЖКХ. На тот момент в стране уже функционировало множество специальных комиссий, которые отвечали за регистрацию и техническое состояние растущего числа лодок и катеров в частном секторе, но единые нормы, правила и требования для владельцев маломерных судов отсутствовали. Наведением порядка в этой сфере и занялась ГИМС. В состав МЧС России инспекция вошла в 2004 году, по праву заняв одно из ответственных мест в спасательном ведомстве. С этого времени ее полномочия значительно расширились.

– На сегодня в Коми официально зарегистрировано 21,5 тысячи маломерных судов, из них в Сыктывкаре порядка 8 тысяч. Судоводителей, которые имеют удостоверение на право управления маломерными судами различных категорий, – 21,8 тысячи, – привел статистику главный государственный инспектор.

И это число постоянно увеличивается. Моторные лодки, гидроциклы, катера, суда на воздушной подушке, аэроботы и аэролодки приобретают не только рыбаки, охотники и туристы, но и любители активного досуга на природе. У всех, кто обзавелся водным видом транспорта, появляются новые обязанности. Прежде всего необходимо зарегистрировать свое транспортное средство и сдать экзамен на права.

В Сыктывкаре экзаменационные испытания проходят по четвергам в инспекторском отделении центра ГИМС, расположенном в здании бывшей городской спасательной водолазной станции в Эжвинском районе столицы по улице Калинина, 2/5.

– Как и по всей стране, мы внедряем в нашу работу цифровые технологии, – продолжил рассказ Леонид Носов. – В 2020 году мы подали заявку на обновление компьютерного оборудования и получили все, что попросили. Техника значительно ускоряет процесс оформления документов. Процедура прохождения аттестации судоводителей отлажена так, чтобы максимально исключить участие человека. Раньше во время сдачи экзамена собирали комиссию не менее чем из пяти человек, и еще приглашались общественные наблюдатели, чтобы исключить коррупционную составляющую. Сейчас экзамен принимает один человек, вернее, он фиксирует результат, который выдает программа. Экзаменуемый садится за компьютер, нажимает кнопку «Старт», и процесс начинается. В базе заложено порядка двух с половиной тысяч вопросов, в зависимости от категории прав их сложность меняется.

Тот, кто сдал теорию, допускается к практической части – экзамену на вождение моторных маломерных судов. В день посещения журналистом Сыктывкарского инспекторского отделения центра ГИМС на экзамен пришли четыре человека. Все они успешно справились с теоретическим и практическим испытаниями и вскоре получат удостоверение на право вождения маломерного судна.

Один из аттестованных – сыктывкарец Дмитрий – рассказал, что у него уже есть права, а сейчас он расширил свои компетенции и сможет водить судно на воздушной подушке и гидроцикл на внутренних водах и морских путях. Сдавать экзамен, по словам молодого человека, было несложно, сделал всего две ошибки, что допустимо для положительного результата.

Как отметил принимавший экзамен государственный инспектор по маломерным судам Андрей Шосталь, в сезон экзаменующихся очень много. Бывает, что на аттестацию приходят по десять человек в день. Управлять маломерными судами желают не только мужчины, но и представительницы слабого пола, права получают и молодежь, и люди пенсионного возраста.

Другая важная составляющая работы государственных инспекторов – патрулирование. В ходе рейдов они вправе остановить любое судно, проверить регистрацию и техническое состояние лодки, наличие средств спасения. Если документов у судовладельца нет, составляется протокол, и человек привлекается к административной ответственности. Такие меры вполне обоснованны, ведь вода не прощает ошибок. Буквально на днях в Усть-Цилемском районе перевернулась лодка с людьми: трое выплыли, двоих ищут до сих пор. Выяснилось, что судоводитель был нетрезв и не справился с управлением.

Причиной трагедии могут быть и особенности рельефа местности. Например, в районе села Зеленец Сыктывдинского района движению лодок мешает мелководье, буи с навигационными знаками относит течение, поэтому неопытный «капитан» рискует посадить свой «корабль» на мель. Часто есть опасность напороться на топляк, а в весенний период – на льдину. На Вычегде в районе местечка Чов по дну реки пролегает каменная гряда, которой не видно, когда прибывает вода. На этом участке судоводитель должен быть особенно внимательным.

С наступлением лета работы у государственных инспекторов становится намного больше. В жаркий сезон инспекторы патрулируют пляжи и места массового отдыха у воды.

– Сложность в том, – разъясняет Леонид Носов, – что обустройство пляжей, которое включает в себя расчистку дна, обеспечение инфраструктурой, проверку качества воды, – это полномочия муниципалитетов. Поэтому исторически сложившихся мест, где люди купаются и отдыхают у воды, значительно больше, чем разрешенных пляжей. Но мы контролируем все эти места, делаем профилактические рейды, чтобы предотвратить трагедию.

В прошлом году патрулировавшие Вычегду в районе села Зеленец инспекторы Анатолий Терёхин и Михаил Рязанов спасли жизнь человеку.

– Дело было в сентябре, сильно похолодало, в такое время уже не купаются. Мы обходили мель и увидели на береговой линии что-то непонятное. Навели бинокль, оказалось – тело. Срочно направились туда – спрыгнули с лодки и побежали по мелководью. Мужчина весь посинел и не подавал признаков жизни, – вспоминает Анатолий Терёхин.

Потребовались большие усилия, чтобы вытащить грузного пострадавшего, а потом его реанимировать. На берегу выяснилось, что у мужчины сломаны обе ноги. В состоянии алкогольного опьянения он пошел купаться и напоролся на подводные камни. В ста метрах государственные инспекторы обнаружили его товарища, он тоже был пьян и утратил возможность передвигаться. Сотрудники МЧС не только вызвали скорую помощь, но и помогли медикам добраться до места происшествия. Позже спасенный мужчина позвонил Анатолию Терёхину и поблагодарил за спасение.

Зимой забота сотрудников ГИМС – ледовые переправы.

– В республике ежегодно открывается свыше ста ледовых переправ. Как и пляжи, это тоже сфера ответственности органов местного самоуправления, а государственная инспекция изучает всю документацию, проверяет, как эксплуатируется переправа, есть ли средства спасения, соответствует ли тоннаж перевозок толщине льда, – поясняет Леонид Носов.

Характеризуя своих коллег, главный государственный инспектор по маломерным судам, подчеркнул, что все они – люди увлеченные, которым близок водный мир, и в то же время они понимают таящиеся в нем опасности.

– Те, кому такая работа не интересна, у нас не задерживаются, – резюмировал руководитель речных стражей порядка.

Сейчас количество контрольных функций у ГИМС возросло, но и возможностей для обеспечения безопасности людей на воде стало больше. Новые суда, на которых проводят патрулирование государственные инспекторы, оснащены динамометрами, кран-балками, газоанализаторами, алкотестерами и прочим оборудованием. Недавно инспекция приобрела передвижной пункт технического освидетельствования маломерных судов. Он оборудован на базе КАМАЗа, поэтому обладает высокой проходимостью и позволяет проводить техническое обследование плавсредств в труднодоступной глубинке.

Галина ВЛАДИС

Фото пресс-службы ГУ МЧС России по РК

Оставьте первый комментарий для "Речные стражи порядка"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.