Ванда и другие горнячки

Ванда Модестовна Барсукова в рабочей одежде, 1943 год.

1 июня тяжелого военного 1943 года в Воркуте официально начало разворачиваться общественное движение под лозунгом «Девушки Воркуты, спускайтесь в забой». Его инициатором стала 19-летняя комсомолка Ванда Барсукова. Трогательное и проникновенное обращение юной чертежницы было опубликовано в газете «Заполярная кочегарка». Отвечая на ее призыв, на работу в шахты перешли сотни девушек Воркуты. Некоторые трудились на других работах, подчас далеких от шахтерской, а в забой спускались в свой законный выходной – на воскресник.

В годы Великой Отечественной войны имя Ванды Барсуковой знали не только в Воркуте и Коми АССР, но и в далеком героическом Ленинграде. Об этой мужественной девушке и ее последовательницах – горнячках военной Воркуты – 27 августа 1943 года писала газета «Ленинградская правда» в статье «Горняки Заполярья – Ленинграду»: «Чертежница Ванда Барсукова обратилась к девушкам бассейна с призывом овладеть новой специальностью и взяться за добычу угля. Сама она пошла в забой навальщиком и с первых же дней стала вдвое перевыполнять норму. Ее примеру последовали комсомолки Позднякова, Сахарова, Тейлова, Осинина, Пластинина и другие. Все они стали теперь квалифицированными навальщиками и не отстают от мужчин».

Труд девушек-комсомолок был по-настоящему самоотверженным. Об этом уже 23 июня 1943 года написала газета «Заполярная кочегарка». Сама Ванда Барсукова по итогам работы во время фронтового месячника была удостоена почетного звания «Мастер угля» и уже 15 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом «Знак Почета».

Ванда Барсукова на репетиции пьесы, 1940-е годы.

О Ванде Барсуковой известно немного. В ее персональной карточке, которая хранится в фондах Воркутинского музейно-выставочного центра, указано, что родилась она 14 марта 1924 года в деревне Акимо-Анненка Кемеровской области. Отец Ванды был геологом, очевидно поэтому семья часто переезжала. Среднюю школу в 1941 году Ванда окончила в Ставрополе. А оттуда с родителями переехала в город Ковров Ивановской области. Глава семьи Модест Барсуков работал в геофизической партии, туда же устроилась на работу и Ванда – стала чертежником-вычислителем. С началом войны все сотрудники партии вместе с семьями были откомандированы в Заполярье, чтобы обеспечить скорейшую разведку Печорского угольного бассейна. В Воркуту Ванда Барсукова, как и вся геофизическая партия, прибыла 26 сентября 1941 года и вместе с отцом стала работать в геологоразведочной конторе комбината «Воркутауголь» чертежницей. Но она была недовольна этой работой. Ей казалось, что она приносит мало пользы Родине, фронту. В мае 1943 года девятнадцатилетняя комсомолка пошла в забой навалоотбойщиком на один из участков шахты. А 1 июня весь город всколыхнул ее призыв, положивший начало общественному движению воркутинских женщин и девушек.

«Работали вручную, кайлом и лопатой, уставали так, что еле добирались до дому. И так каждый день, почти без выходных, из месяца в месяц», – рассказала Ванда в интервью корреспонденту газеты «Заполярье» ко дню 50-летия Республики Коми в августе 1971 года.

14 декабря 1943 года Ванда Барсукова – «мастер угля» шахты №8 Воркутинского угольного бассейна, как инициатор массового трудового женского движения, стала делегатом X пленума Коми областного комитета ВЛКСМ и выступила с речью, стенограмма которой и сейчас хранится в партийном архиве Коми обкома КПСС: «…Я работала чертежницей. Но осознавая, как наша страна нуждается в топливе, когда Донбасс был временно занят врагом, я решила пойти в шахту, в забой, и вот уже полгода работаю навалоотбойщицей. Я отдавала все свои силы – лишь бы больше нагрузить угля. И как приятно сознавать, что вот сегодня я дала своей матери-Родине лишнюю тонну угля, которая пойдет на укрепление нашей героической Красной армии, победоносно идущей на запад! С первых же дней в забое я стала перевыполнять нормы и вскоре стала «мастером угля». И теперь работаю за двоих, без 200 процентов не выхожу на-гора. Участок, на котором я работаю, досрочно закончил ноябрьский план и дал 500 т угля сверх плана. Я на своем фронтовом счету имею более 1200 т сверхпланового угля…»

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», принадлежавшая навалоотбойщице шахты №8 Евстолии Дмитриевне Ильиной.

Орден «Знак Почета».

По сведениям Воркутинского музейно-выставочного центра, Ванда Барсукова стала первой в Печорском угольном бассейне женщиной, перешедшей на постоянную работу в шахту. Позже из навалоотбойщиц она была переведена на работу инспектором по качеству угля той же шахты №8. Ванда вышла замуж и стала носить фамилию Силина. С 1947 года работала на поверхности – сначала в поселке Рудник, а потом в филиале Ленинградского горного института. В мирное время, оставаясь тихим и скромным человеком, Ванда была рядовым работником и растила детей, затем вышла на пенсию. Она скончалась в 1979 году. Но до сих пор призыв и трудовой подвиг 19-летней Ванды Барсуковой остается примером мужественного и самоотверженного труда на благо Родины. Во время масштабного переименования улиц Воркуты в поселке Горняцком улицы Молодежная и Моховая объединили в улицу Ванды Барсуковй в честь первой навалоотбойщицы.

Новым поводом для того, чтобы вспомнить и по достоинству увековечить имя и трудовой подвиг юной навалоотбойщицы стало знаковое для города событие – присвоение Воркуте в сентябре 2021 года почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести». В оформлении мемориальной композиции, которая установлена на Центральной площади города в честь трудового подвига воркутинских горняков, центральное место на одной из плоских граней 9-метровой стелы заняло изображение Ванды Барсуковой в рабочей одежде, скопированное с подлинной ее фотографии 1943-1944 годов из фондов Воркутинского музейно-выставочного центра.

Примеру Ванды последовали десятки девушек. Уже через месяц ее подруги – Осинина и Репкова – также перешли на работу навалоотбойщицами.

К концу июля «Заполярная кочегарка» сообщила о высоких трудовых достижениях женщин-шахтеров Веселовой, Кузнецовой, Ксенафонтовой и Клинковой. Новый подвиг комсомолки-навалоотбойщицы совершили во время трудовой вахты в честь освобождения Красной армией города Харькова. Особо отличились Ксенафонтова, Кузнецова, Чичель, Путилина, Веселова, Смирнова и Барсукова. Слава о воркутинских женщинах-шахтерах широко распространилась не только в Коми АССР, но и за ее пределами.

Особенно примечательным стало решение, принятое общим собранием женщин комбината «Воркутстрой» 11 августа 1943 года: в помощь горнякам к XXVI годовщине Великого Октября каждая работоспособная женщина взяла обязательство поднять на-гора или погрузить не менее 100 тонн угля. Выполнение этого решения принесло новые высокие достижения и открыло новые имена женщин-шахтеров: Лупаковой, Поповой, Ляликовой, Кожевниковой и Пряничниковой. 165 тонн сверхпланового угля женские комсомольские бригады выдали на-гора к Международному юношескому дню.

Таисия Павловна Истомина (Трякина) – старший техник-геолог объединения «Полярноуралгеология», 1940-е годы.

Шахтерский труд воркутинок страна отметила государственными наградами. Так, например, в фондах Воркутинского музейно-выставочного центра хранится медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» навалоотбойщицы шахты №8 Евстолии Ильиной.

Число воркутинок, которые переходили на работу в забой, увеличивалось из месяца в месяц. Но еще больше женщин трудились под землей в свободное от основной работы время. Так, например, было в жизни заслуженного работника народного хозяйства Коми АССР, геолога Таисии Истоминой (Трякиной). Семнадцатилетней девушкой в конце августа 1941 года она приехала с геологической экспедицией в необжитый северный край, влилась в немногочисленную тогда еще семью шахтеров и геологов.

Хася Рувимовна Домбровская – ветеран Воркуты, 1940-1950-е годы.

Несколько раз просилась Тая с подругами на фронт, но им отвечали, что здесь они нужнее. Их геологическая экспедиция исследовала Печорский угольный бассейн, потому что уголь Заполярья был очень нужен сражающейся стране. Геологи понимали это, поэтому трудились с полной самоотдачей, особенно в экспедициях, проходя по 50 километров пешком по болотным кочкам и трясине, имея на руках только очень приблизительную карту местности. Но и в межсезонье молодые геологи работали как в экспедиции – без выходных. Вместо выходных у них были воскресники, когда вместе с шахтерами работать в шахту шли буровики, рабочие, чертежники, геологи.

«Страшной была для девочек километровая лестница, по которой спускались они под землю, и очень высокой казалась каждая ступенька ее после девятичасовой работы в лаве, где вручную грузили на рештаки уголь. А через несколько часов, после ночевки в бараке, нужно было вставать и идти на работу», – так по рассказам Таисии Трякиной описывает подземную вахту девушек автор очерка «Ощущение счастья» в сборнике «Идущие впереди», изданном в 1987 году к 50-летию объединения «Полярноуралгеология».

Ксения Андреевна Пластинина в годы Великой Отечественной войны.

Они трудились под девизом: «Все для фронта, все для Победы над врагом!». Молодые, сильные, энергичные комсомольцы задавали тон во всем. Каждый знал: главная помощь фронту – уголь! Тая Трякина с гордостью вспоминала тот торжественный момент, когда секретарь комсомольской организации Владимир Прискока в 1943 году вручал ей почетную грамоту за отгрузку угля осажденному Ленинграду, на которой она трудилась вместе с подругами по шахтерским воскресникам – Домбровской, Бешенковской, Колыбиной и Романовой.

О трудовом героизме женщин Коми и Воркуты, а также о врученных им государственных наградах 8 марта 1944 года писала газета «За новый Север» в статье «На фронте и в тылу»: «…Самоотверженным трудом помогают бить врага патриотки республики Коми. Сотни из них за трудовые подвиги отмечены высокой правительственной наградой. Только указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 сентября 1943 года было награждено орденами и медалями Советского Союза 8 женщин Воркуты».

Елена Ивановна Сагайдак.

В их числе Елена Сагайдак – машинист паровой подъемной машины шахты №8, которая в сентябре 1943 года была награждена медалью «За трудовою доблесть». На берег реки Воркуты Елена приехала в 1934 году и стала одной из первых женщин-шахтеров: 38-летнюю женщину назначили работать лебедчицей на единственной действовавшей тогда шахте. 28 августа 1954 года она стала первой женщиной в Печорском угольном бассейне, награжденной орденом Ленина. Тогда, в свои 60 лет, Елена Сагайдак продолжала трудиться все на той же самой первой шахте Воркутского угольного месторождения, ставшей к тому времени шахтой №8. Отработав на шахте более 20 лет, Елена Сагайдак отгрузила многие сотни тысяч тонн угля, добытого шахтерами Воркуты, героическому Ленинграду, заводам и фабрикам страны.

Рассказ о женщинах-горняках Воркуты будет не полным без упоминания самой известной из них – Ксении Пластининой. 37 лет отработала она в угольной отрасли Воркуты на инженерно-технических и руководящих должностях, стала первой и единственной в Печорском угольном бассейне женщиной – директором шахтоуправления. Но ее судьба – повод для отдельной статьи.

Наталья БОГУШ, старший научный сотрудник Воркутинского музейно-выставочного центра

Фото из фондов ВМВЦ

Оставьте первый комментарий для "Ванда и другие горнячки"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.