Наталья Якимова: «Альтернативы ЕГЭ пока не предвидится»

По поручению Главы Коми Владимира Уйба организован цикл неформальных встреч руководителей министерств и ведомств с журналистами. В рамках этого проекта состоялась встреча с министром образования и науки РК Натальей Якимовой, в ходе которой она рассказала о новациях в системе ЕГЭ, снижении школьной нагрузки и о многом другом.

Журналисту «Республики» была предоставлена возможность первой задать свои вопросы.

– В центральных СМИ в очередной раз возобновилась дискуссия о ЕГЭ. Противники Единого государственного экзамена говорят о том, что учеба в выпускных классах превращается в «натаскивание», что без репетиторов сдать экзамен невозможно. В целом отношение в обществе к ЕГЭ по-прежнему крайне неоднозначное. Какие изменения в связи с этим происходят в системе Единого государственного экзамена?

– ЕГЭ уже больше двадцати лет, и все прекрасно знают и его плюсы, и минусы, я обеими руками за единый государственный экзамен, потому что он уже практически совершенен: нет вопросов на «угадывание», которые были раньше, нет утечки информации, очень объективно все проверяется, есть перекрестная проверка. И самое главное – у детей есть возможность, поняв, к какому результату они пришли, получив баллы за ЕГЭ, определиться в дальнейшей профессиональной траектории. Можно подать документы в пять вузов и не надо никуда ехать для поступления. Это очень хорошая форма проверки знаний, альтернативы ей пока нет и не предвидится, поэтому она должна работать эффективно, четко и слаженно.

Что касается подготовки к ЕГЭ. Конечно, к экзаменам необходимо готовиться. Реализуя учебный план в 10-11 классах, педагоги готовят школьников к Единому государственному экзамену, в том числе и на консультациях, и  на дополнительных занятиях. Ничего в этом негативного не вижу.

Результат такой подготовки очень хороший: у нас с каждым годом все больше высокобалльников – тех ребят, которые получили от 81 до 99 баллов.

В прошлом году число высокобалльников достигло почти 25 процентов. А высокие баллы – это хороший шанс поступить в ведущие вузы страны.

У нас стабильное число стобалльников и каждый год есть один или два мультистобалльника.

Если говорить про средний балл по предметам, которые выбирают дети, то постепенно растут результаты по физике, иностранным языкам, по русскому языку.

Я первая получаю результаты после каждого экзамена. Особенно тщательно разбираюсь в ситуациях, если кто-то не справился. Каждый год у нас снижается количество выпускников 11 классов, кто по причинам академической задолженности или недобора достаточного количества баллов на ЕГЭ не получает аттестат. Это практически единицы – 0,8 процента. ЕГЭ постоянно совершенствуется, и сейчас будут внесены очередные изменения. О них в своем Послании к Федеральному собранию сказал Президент Российской Федерации. Впервые на моей памяти Президент так детально затронул содержание учебного процесса, и в том числе Единого государственного экзамена.

Это изменение заключается в следующем. Как правило, в середине июня становятся известны результаты ЕГЭ, и, если какой-то результат по каким-то причинам выпускнику кажется недостаточно высоким, он вправе еще раз сдать этот экзамен. Условие: можно пересдать один экзамен, и, если результат пересдачи будет ниже, он будет окончательным. В чем плюс этой новации?

К сожалению, бывает, что на одном из экзаменов школьники не набирают пороговый балл, необходимый для аттестата и для поступления в тот или иной вуз. Сейчас им не надо будет ждать дополнительного периода для пересдачи обязательных экзаменов или ждать следующего года для пересдачи предметов по выбору, а можно пересдать экзамен в основную волну.

Еще один интересный момент этого года. Раньше выпускники должны были до 1 февраля выбрать, как они будут сдавать математику – на базовом уровне или на профильном. Сейчас поменять ЕГЭ по математике с базового на профильный или с профильного на базовый уровень можно за две недели до экзамена. Бывают всякие ситуации в конце учебного года, поэтому такая преференция появилась.

Уже не первый год проводятся пробные ЕГЭ для родителей, чтобы они не тревожились, убедились, что не так страшна эта процедура, и успокоили своих детей: «да, надо пройти этот период, ничего страшного не произойдет, все у нас получится!»

Давайте относится к этому позитивно и подбирать другие слова: не «натаскивание», а подготовка, не что-то страшное, а все преодолимо.

– К ЕГЭ надо много готовиться. Сейчас Президент предложил сократить количество домашних заданий, оптимизировать этот процесс. Как учителя и, конечно же, ученики отнеслись к такому предложению?

– По поводу первого вашего тезиса, что к ЕГЭ надо долго готовиться, скажу, что, если школьник учится прилежно, то он обязательно сдаст ЕГЭ. А если у ребенка есть определенные способности, и он учится в профильном классе, у него и притязания выше, и он сам больше готовится. И это не равно домашнему заданию, это дополнительная подготовка по выбору школьника.

По поводу объема домашних заданий. В санитарных нормах четко определено, сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание: первоклассники – максимум час, среднее звено – полтора, старшеклассники – до двух часов. Но, слушая родителей, которые делают домашнее задание вместе с детьми, и зная, что каждый ребенок индивидуален, понимаешь, что иногда это процесс более длительный. Поэтому важно скорректировать домашнее задание в рамках одного класса, чтобы учителя договаривались между собой. Я учителей тоже понимаю, им же кажется, что их предмет самый важный, и домашнее задание должно быть соответствующим. В данном случае очень хорошо работает принцип дифференциации: домашнее задание нужно задавать индивидуально, исходя из уровня подготовленности ученика, понимая, что у ребенка получается, что не получается. В целом инициатива хорошая, мы продолжим работу в этом направлении.

– У учителей нагрузка тоже немаленькая, а для талантливого педагога необходимы творческая свобода и время. Позволяет ли нынешняя система с ее многочисленными отчетами проявить себя учителям?

– В последние годы серьезно изменились подходы к подготовке документации учителем. Рабочая программа – это основной документ по планированию на учебный год. Есть конструктор рабочих программ, когда учитель выбирает определенные позиции, и программа формируется автоматически. С учетом особенностей детей в нее можно вносить свои добавления.

Очень хорошая система «Сферум» – бесплатная платформа для учителей и учеников. Здесь можно проводить онлайн-занятия, совершать видеозвонки, общаться в чатах, делиться документами, составлять расписание уроков и даже вести информационный канал школы. Это информационно выверенный контент для школьного просвещения. А дальше – уже применяется индивидуальный подход.

Почему я так подробно рассказываю? Потому что, действительно, педагогам необходимо снизить нагрузку, чтобы высвободилось время для профессионального творчества. Как проявляется творчество учителя? Через ребенка, через его достижения, через научно-исследовательскую и творческую деятельность. При этом у каждого учителя много времени уходит на подготовку к урокам. Моя мама более 45 лет работает учителем, и она ежедневно готовится к урокам. Это нормально. И для того, чтобы у учителя было вдохновение, надо, конечно, освобождать его от несвязанной с преподаванием работы.

– О работе ведомства в сфере образования информации очень много, а вот в сфере науки – мало. Какова роль Минобрнауки именно в научной сфере, как выстроена работа с научными институтами, чем министерство может помочь ученым?

– Для поддержки ученых у нас в республике предусмотрены конкурсные инструменты. Это и ежегодные премии Правительства Республики Коми в области научных исследований изобретателям, аспирантам и студентам – отдельным авторам или научным коллективам, и, конечно, грантовая поддержка научных организаций. Министерство ведет работу по взаимодействию с научными организациями. В рамках Десятилетия науки и технологий в Коми на системной основе проводятся мероприятия, к реализации которых подключены все научные и образовательные учреждения региона, учреждения дополнительного образования, а также библиотеки и музеи Республики Коми.

Но будущих ученых нужно готовить еще в школе. И с целью поддержки интереса школьников к таким учебным предметам, как «физика», «математика» и «химия», министерство проводит работу по внедрению разработанной Минпросвещения России единой профориентационной модели мероприятий. Также для поддержки интеллектуальных и творческих способностей и школьников, и студентов, стимулирования научно–исследовательской, проектной деятельности и профессиональной ориентации молодежи ежегодно министерство совместно с Ухтинским государственным техническим университетом и Ухтинским техническим лицеем имени Рассохина проводит такие мероприятия, как республиканская научно–практическая конференция – конкурс «Интеграция», открытая республиканская олимпиада по химии и другие. Ребят необходимо готовить еще со школы, развивая в них соответствующие умения и навыки, способность ставить задачу и искать пути ее решения.

Галина ВЛАДИС

Фото пресс-службы Минобрнауки Коми

Оставьте первый комментарий для "Наталья Якимова: «Альтернативы ЕГЭ пока не предвидится»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.