Сыктывкарец Павел Симкин рассказал о жизни в зоне СВО
Слова «честь, доблесть и самоотверженность» – не пустой звук для жителя Коми Павла Симкина. Сыктывкарец до начала специальной военной операции не имел опыта участия в боевых действиях, но решил помочь Родине в борьбе с неонацизмом. За его плечами уже не одна командировка в зону СВО. Сейчас Павел состоит в Союзе добровольцев Донбасса по Республике Коми, а также активно сотрудничает с фондом «Защитники Отечества». В преддверии второй годовщины с начала проведения СВО он рассказал журналисту «Республики» о жизни на гражданке, добровольчестве и боевых буднях.
Защитить мирных жителей
Сразу после того, как 24 февраля 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о начале проведения специальной военной операции Павел Симкин стал искать возможность отправиться на помощь жителям Донецкой и Луганской народных республик.
– Смотрел новости, на душе было неспокойно. Неонацисты творили беспредел в отношении мирных жителей, дети гибли. Даже сейчас это тяжело вспоминать. Хотелось защитить их от этого произвола. Решил идти добровольцем. На собеседовании сказал, что хочу защитить мирных людей, иду из патриотических чувств. С одной стороны, один в поле не воин, а если таких соберется один-два-три, то это уже сила! Обучение прошел отличное, – рассказал сыктывкарец.
В девяностые годы Павел служил в армии – в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Прошло больше двадцати лет, но тот опыт армейской службы очень пригодился в зоне СВО.
– У меня звание рядовой. В армии мы довольно часто стреляли из автомата. Вспомнилось все очень быстро. Да, сначала пришлось даже вспоминать, как разбирать и собирать автомат. Обучение, конечно, было другое. Сейчас в сравнении с девяностыми многое изменилось. Стойки поменялись, методика ведения стрельбы и так далее. На срочке нас даже не учили, что есть четыре правила обращения с оружием. Тут же в нас это каждый день вдалбливали. Все это потом очень помогло, – рассказал он.
Близкие Павла Симкина не сразу поняли и приняли его решение отправиться в зону боевых действий, переживали за него. Поначалу супруга даже отговаривала, но потом поняла, что это бесполезно.
– Даже на работе коллеги переживали. Директор волновался. Причем еще до того, как был издан указ о закреплении рабочих мест за теми, кто уходит на СВО, мне директор сказал, что, как вернешься обратно, сразу на работу возьмем без вопросов. И как только я приезжал из очередной командировки, то некоторое время отдыхал, а потом выходил на работу, – сказал житель Коми.
Испугаться не успеваешь
Павел Симкин отметил, что на СВО важно иметь широкий спектр знаний и быть универсалом. Там он освоил разные военные специальности. Был штурмовиком, гранатометчиком, наводчиком минометного расчета. Всего за его плечами четыре командировки. На вопрос, не страшно ли было участвовать в штурмовых действиях, где дело порой доходит и до рукопашных боев, собеседник издания ответил коротко: «Испугаться не успеваешь».
– Там просто приходит приказ, выдвигаешься и идешь. Это работа, – пояснил ветеран. – Как-то шли на штурм, и у нас один парень подорвался на растяжке. Ему ногу посекло, жив остался. А впереди на звук сразу начал работать пулемет. Мы залегли, причем место было открытое. Вот вы спрашиваете, страшно или нет. Не было никакого страха. Просто лежали и смотрели вперед. Также поглядывали назад. С одной стороны БТР подъезжал, по нам работал, а с другой пулемет. Командиры по рации нас просили продвигаться вперед, но мы отвечали, что не можем. Не могли, потому что не видели, куда стрелять. Пришлось отойти на свои позиции.
Павел добавил, что, естественно, здоровое чувство самосохранения и в зоне боевых действий присутствует, ведь самона-деянность и излишняя уверенность в себе ни к чему хорошему не приведут. Перечисляя советы для тех, кто только собирается отправиться в зону боевых действий, воин сделал особый акцент на том, что никогда нельзя терять бдительность:
– Надо прислушиваться к небу и смотреть на землю. Над головой летают вражеские коптеры, под ногами мины и растяжки, как семечки, рассыпаны. Также надо быть осторожнее при общении с незнакомцами, подарки, продукты от них лучше не брать – мало ли что…
Собеседник рассказал о примерах героизма сослуживцев, о том, как под градом пуль наши солдаты спасали мирных жителей, о ночах в холодных окопах:
– Зима. А обычную, даже окопную, свечку и то нельзя было зажечь, потому что коптеры с тепловизорами сразу определяют, где люди, и туда начинаются прилеты. По ночам к нам часто подкрадывались диверсионные группы. Мы находились в таком населенном пункте, где мирных жителей уже почти не осталось. Была только одна бабушка. Наши парни ее на «Ниве» эвакуировали. Они попали под пулеметный обстрел. Я потом, когда увидел эту машину, поразился: на ней не было ни одного живого места. Не понимал, как они вообще в живых остались, это просто чудо.
А самый первый штурм для Павла Симкина и вовсе прошел на своей позиции:
– Объявили, что утром будет штурм. Назвали, какие отделения пойдут. Утром все выдвигаются, а наше отделение почему-то нет. Мне старший отделения говорит: «Беги до командира, пока они еще далеко не ушли, и спроси, что нам делать-то». Командир сказал мне, чтобы мы стояли на своем месте. Всегда группу позади оставляют, чтобы штурмующих враги не обошли. И вот мы стояли наготове. Так и прошел первый штурм.
Без юмора там нельзя
По мнению Павла, в зоне СВО среди наших бойцов царят настоящая дружба народов и межрелигиозное согласие. В пример привел случай с приготовлением пищи. Как-то солдаты варили суп, вспомнили, что один из них по религиозным соображениям не употребляет свинину. А другой тушенки не было – только свиная. В итоге решили не добавлять мясо в общий котелок, каждый клал себе в тарелку.
Также Павел выразил благодарность тем, кто оказывает гуманитарную помощь бойцам. Сейчас по состоянию здоровья он уже не может сражаться, но активно участвует в сборе помощи:
– Одежда там быстро приходит в негодность. Постоянно нужны носки, трусы. Большое спасибо всем, кто оказывает такую помощь. Дух бойцов очень поднимают письма детей. У меня до сих пор глаза на мокром месте, когда вспоминаю эти письма. А летом, например, сухой душ очень помогает, потому что там с водой бывают проблемы. Это неоценимая помощь.
Ветеран СВО добавил, что без юмора в зоне боевых действий нельзя, смех – лучшее лекарство от стресса:
– Был случай, когда нас накрыло минометным огнем. Очень рядом прилетело. Все в пыли. Я повернулся и сказал: «О, ежики в тумане». Меня здесь спрашивали, как мы там относились к тому, что люди на гражданке праздники справляют. Мы об этом там не думаем. Да и себе тоже как-то праздники устраивали: День Победы, Новый год, дни рождения. Без особого размаха, конечно, праздновали, но все же радость. Людям нужны праздники даже в самых тяжелых условиях.
Постоять за Родину – постоять за семью
За участие в боевых действиях Павел получил медали участника СВО и «За храбрость» второй степени. Сейчас сожалеет, что не может помочь боевым братьям непосредственно в зоне конфликта. Однако на гражданке мужчина не только занимается сбором гуманитарной помощи, но и участвует в патриотических акциях, вместе с другими ветеранами СВО посещает школы и детские дома:
– Как представитель Союза добровольцев Донбасса хожу с ребятами по школам. Общаемся с детьми. Дети рады, довольны. У меня дома есть бронежилет и каска. Беру в школу, дети меряют. Недавно в детский дом ходили. Эта работа имеет большое значение. Патриотическое движение в школах возрождается, и это хорошо, ведь сегодня многие дети историю своей страны не знают. Сыну сейчас я многое объясняю из истории, воспитываю в нем уважение к старшим. Живем в такой стране, что другие могут только позавидовать. Да, были плохие времена, разруха девяностых, но мы же все выдержали. Сейчас надо ценить то, что имеем.
Президент России Владимир Путин объявил 2024 год Годом семьи. Для человека, который в числе первых в Коми добровольно отправился защищать Родину, семья имеет особое значение.
– Любой нормальный человек должен постоять за свою страну. Семья – это олицетворение страны, только в другом масштабе. Я своей семье защитник, своей стране тоже защитник, – считает Павел Симкин.
Мысли о семье поддерживали боевой дух Павла в каждой командировке. Летом, когда возвращался, вместе с сыном ходил гулять в лес и на рыбалку. Ему важно, что сын знает: его отец не спрятался в непростое для страны время, а пошел на передовую защищать Родину.
Ярослав СЕВРУК
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "«Прислушиваться к небу и смотреть на землю»"