Кампания по выборам Президента Российской Федерации приближается к экватору: завершен этап регистрации кандидатов, претендующих на должность главы государства, и начинается предвыборная агитация в средствах массовой информации. Об особенностях этой фазы избирательной кампании рассказал журналистам председатель республиканской избирательной комиссии Дмитрий Митюшев.
Четыре кандидата
Руководитель РИК напомнил, что первоначально о своем намерении участвовать в выборной кампании в качестве кандидатов на должность Президента РФ заявили 33 гражданина (24 независимых и девять представителей партий). 15 из них подали документы для регистрации в качестве кандидатов (шесть независимых и девять выдвиженцев политических партий). Выдвижение от партий происходило на предвыборных съездах, самовыдвиженцы приступили к формированию инициативной группы для первичной поддержки своего выдвижения.
– У этих пятнадцати человек по-разному сложились обстоятельства: кто-то не смог провести собрание инициативной группы, кто-то провел, но оформил документы несоответствующим образом. Таким образом, часть претендентов уже на этом этапе не пошла дальше, то есть не приступила к сбору подписей в поддержку своего выдвижения. В итоге в избирательный бюллетень по выборам Президента Российской Федерации 15, 16, 17 марта 2024 года будут включены четыре кандидата, которые прошли процедуру регистрации. Такое же количество кандидатов было в 2008 году, когда в качестве одного из кандидатов выдвигался Дмитрий Анатольевич Медведев. Сейчас претендовать на должность Президента Российской Федерации будут три представителя политических партий – Даванков Владислав Андреевич («Новые люди»), Слуцкий Леонид Эдуардович (ЛДПР), Харитонов Николай Михайлович (КПРФ) – и Путин Владимир Владимирович, который выдвигался в порядке самовыдвижения, – сообщил Дмитрий Митюшев.
Число участников выборной гонки определено, поэтому можно приступать к изготовлению информационных плакатов и избирательных бюллетеней. К началу поквартирного обхода избирателей, то есть к 17 февраля, все члены участковых избирательных комиссий будут снабжены буклетами с информацией о кандидатах на должность Президента РФ.
Брендирование обходчиков
Сейчас члены УИК осваивают навыки работы с мобильным приложением, которое будет использоваться при проведении поквартирного обхода. В ходе тренировок выявляются возможные недостатки и отклонения в работе системы. В ближайшее время все будет отлажено, заверил председатель РИК, пояснив, что в подавляющем большинстве случаев программное обеспечение будет закачано на личные смартфоны членов участковых избирательных комиссий.
– При подготовке была проделана серьезная работа и в части адресного плана. Корректировки пришлось вносить применительно к каждому району, к каждому округу, поскольку при перезагрузке системы были выявлены определенные отклонения. Вся эта работа завершена. Точечный адресный план будет у всех членов УИК, принимающих участие в обходе, – сообщил Дмитрий Митюшев.
Важнейшая составляющая проекта «Информ УИК» – брендирование, то есть форма одежды и атрибуты, по которым избиратели смогут распознать обходчиков.
– Это белая жилетка с логотипом выборов Президента РФ, бейдж с фамилией, именем, отчеством члена УИК с печатью и подписью председателя УИК, удостоверение члена УИК, программное обеспечение, закачанное на смартфон. В процессе встреч и бесед с избирателями будут раздаваться буклеты с информацией о кандидатах на должность Президента РФ и о порядке и способах голосования. Кроме того, избирателям вручат небольшой памятный подарок – шариковую ручку. Надеемся по максимуму обойти наших избирателей и ответить на все их вопросы, чтобы они осознанно принимали участие в избирательной кампании по выборам Президента РФ, – отметил председатель республиканского избиркома.
Он напомнил, что проект «Информ УИК» реализуется с сентября 2023 года, но в прошлую выборную кампанию применялся лишь в некоторых регионах. Коми в тот раз в проекте не участвовала, однако впервые подомовой и поквартирный обход в республике провели еще в 2018 году. Правда, тогда не было программного обеспечения и геолокации. Теперь все будет проходить в режиме онлайн: сразу же станет известно, сколько домов и квартир обошли, удалось ли поговорить с избирателями в том или ином районе.
Всего в Коми осуществлять поквартирный обход будут 2125 членов УИК. Их число на конкретных участках – от двух до четырех – зависит от численности избирателей. В целях безопасности обходчикам предлагается работать парами. Договоренность с правоохранительными органами достигнута, маршруты заранее согласуют, чтобы полиция была в курсе, в каком районе, на какой улице, в каком доме работают члены УИК.
Предупреждены будут и жильцы домов: за день-два до обхода на дверях подъездов появятся соответствующие объявления. А граждане, усомнившиеся, что пришли настоящие обходчики, могут обратиться в дежурную часть МВД и уточнить, действительно ли в этот момент по этому адресу работают члены участковой избирательной комиссии в рамках проекта «Информ УИК». Уточнить фамилии членов УИК также можно, позвонив в территориальную избирательную комиссию.
О чем спросят
Вопросы, которые зададут избирателям обходчики, уже зашиты в программном продукте.
– В программе указан номер квартиры и ФИО гражданина, который там зарегистрирован. Больше никакой информации у членов УИК нет. При обходе они не попросят показать паспорт или другие документы. Спектр вопросов жестко ограничен: «Планируете ли вы принять участие в голосовании? Зарегистрированы ли вы здесь?». Если выяснится, что гражданин давно снялся с регистрационного учета по данному адресу, эта информация будет использована для уточнения данных. Мы сделаем запрос в МВД, и, если подтвердится, что гражданин снят с учета, но по какой-то причине информация об этом не поступила в государственную автоматизированную систему «Выборы», будем вносить исправления. Задача обходчиков – уточнить список зарегистрированных избирателей, рассказать, где, когда и как можно проголосовать, а также оказать содействие в оформлении заявления о голосовании вне помещения для голосования. Избиратели, которые по уважительной причине 15, 16, 17 марта не смогут прибыть в помещение для голосования, оповестят об этом обходчиков, и в дни выборов к ним на дом приедут члены УИК с переносным ящиком для голосования, – рассказал Дмитрий Митюшев.
На подомовой обход отведено 20 дней, он завершится 7 марта. Если с первого раза обходчикам не удастся пообщаться с избирателями, они придут во второй раз. Если снова не застанут никого в квартире, повесят на дверную ручку картонный крючок (хенгер).
– На крючке – выражение глубокого сожаления о том, что мы вас не застали, и надежды на встречу. Кроме того, на листовке будет напечатан QR-код. Наведя на него камеру смартфона, вы сразу попадете на сайт избиркома и сможете получить подробную информацию о выборах. Будет и третий визит, если он тоже окажется безуспешным, буклет с информацией о порядке и формах голосования обходчики опустят в почтовый ящик. Что касается информации о кандидатах, то она будет передаваться только лично в руки избирателя, – пояснил председатель РИК.
Если в квартире окажутся люди, которые там не зарегистрированы, обходчики им объяснят, как подать заявление о голосовании по месту нахождения, расскажут, где расположена ближайшая участковая избирательная комиссия, как можно проголосовать. Это важно, чтобы граждане успели вовремя подать заявление, ведь после 11 марта сделать это будет уже невозможно.
Агитация в СМИ
13 февраля состоялась жеребьевка по распределению эфирного времени на региональных каналах телерадиовещания.
– Для совместных агитационных мероприятий – дебатов будет предоставлено эфирное время, но императива здесь нет – кандидат сам определяет возможность и степень участия в мероприятиях. Безусловно, кандидаты лично не смогут объехать всю Российскую Федерацию, их интересы на выступлениях будут представлять доверенные лица. Кроме того, эфирное время будет предоставлено тем политическим партиям, которые выдвинули зарегистрированных кандидатов, они тоже будут запускать свою агитационную продукцию, – сообщил председатель РИК.
Досрочное голосование
Кульминация избирательной кампании – голосование. Его первый этап – досрочное голосование отдельных групп избирателей. В Коми с 8 по 14 марта члены 121 участковой избирательной комиссии отправятся по 197 маршрутам – в отдаленные поселки вахтовиков и лесозаготовителей, а также в населенные пункты, транспортное сообщение с которыми затруднено или отсутствует. Такие труднодоступные места есть во всех районах республики, за исключением Сыктывкара и Усть-Вымского района.
– Добираться до мест члены участковых избирательных комиссий будут на снегоходах, вертолетах и других видах транспорта. Запланированы вылеты в Большеземельскую тундру к оленеводам и выезды на компрессорные станции компании «Газпром трансгаз Ухта». То есть охватим всех избирателей, где бы они ни находились, и обеспечим возможность принять участие в выборах Президента РФ, – сказал Дмитрий Митюшев.
В Коми традиционно досрочно голосуют около 2 процентов избирателей – примерно 12 тысяч человек.
Галина ВЛАДИС
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Избирательная кампания вступает в решающую стадию"