Сегодня исполнилось 35 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года наши солдаты покинули территорию соседнего государства, раздираемого междоусобицей, которую подстегивали страны НАТО. Для тех, кто там сражался, для «афганцев» это еще один День памяти и скорби.
Начальник ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» полковник полиции Валерий Стадиенко о своей службе в Афганистане вспоминает неохотно, еще менее охотно говорит о чувствах, которые испытал, когда узнал о выводе войск. Он, как и многие «афганцы», до сих пор уверен: надо было биться до победы. Может, тогда иной, более благополучной, была бы дальнейшая история не только Афганистана, но и Советского Союза.
Валерия Стадиенко призвали в армию в 1985 году. К службе был готов: кандидат в мастера спорта по дзюдо, за плечами – прыжки с парашютом, в ДОСААФе получил военную специальность – водитель КамАЗа. Уже на сборном пункте сказали, что он отправится в Афганистан. У многих советских юношей и их родителей название этой страны тогда вызывало панику. Валерий был не из их числа. Сейчас вспоминает, что тогда, на сборном пункте, можно было отказаться, но даже мысли такой у деревенского парнишки из советской Белоруссии не возникло. Его родители еще детьми пережили самую страшную войну в истории человечества, дед с Великой Отечественной вернулся – вся грудь в орденах и медалях. А он каких-то афганских бандитов испугается? Да как после этого родным и знакомым в глаза смотреть! Тогда ни один из призывников, которых выбрали для службы в Афганистане, не отказался.
Три месяца в учебке в Самарканде (Узбекская ССР) пролетели удивительно быстро. Однажды ночью подняли по тревоге, отвезли в аэропорт. Затем долгий перелет и небо чужой страны. А вот там впервые стало не по себе – борт с военнослужащими к посадочной полосе аэропорта Кабула сопровождали вертолеты, чтобы уберечь от обстрела с земли. Моджахеды могли использовать переносные зенитно-ракетные комплексы «Стингер», которыми их щедро снабжали заокеанские покровители. К счастью, приземлились благополучно.
После Самарканда акклиматизация в Афганистане прошла незаметно. Уже через несколько дней Валерий, попавший в отдельный батальон материального обеспечения, выполнял свою первую боевую задачу – в составе колонны вел КамАЗ, груженный авиационными бомбами, от границы с СССР. Груз доставляли в разные районы Афганистана на советские авиационные базы, дорога занимала до трех дней.
Афганская война (1979-1989) – военный конфликт в Демократической Республике Афганистан. С одной стороны в нем участвовали войска Афганистана и ограниченный контингент советских войск, поддерживавший действия руководства этой страны. С другой выступали вооруженные группировки афганских моджахедов, спонсируемых странами НАТО, в первую очередь США.
Правительство Афганистана не раз обращалось к руководству СССР с просьбами оказать военную помощь в борьбе против моджахедов. Эти просьбы отклонялись. Но в декабре 1979 года, после очередного обращения правительства Афганистана, было принято решение о вводе ограниченного контингента советских войск.
По официальным данным, в Афганской войне погибли более 15 000 советских военнослужащих, количество раненых превысило 53 000 человек.
Путь шел и через знаменитый перевал Саланг – рукотворный тоннель в горах Гиндукуш, делящих Афганистан на две части. В 1960-1970-х годах советские инженеры и строители проложили здесь дорогу и пробили тоннель, соединив тем самым север и юг страны. В 1980-х годах перевал стал ареной ожесточенного противостоянии между советскими войсками и вооруженной оппозицией за право контролировать стратегическую коммуникацию. Длина тоннеля – пять километров, на машине можно проехать за пятнадцать минут. Но большие колонны грузовиков двигались медленно, времени на преодоление перевала уходило намного больше.
По воспоминаниям наших «афганцев», Саланг даже в самую солнечную погоду выглядит неприветливо: узкий, плохо освещенный проезд, в котором с трудом могут разъехаться два грузовика, горная порода угрожающе нависает над головой. Кажется, что где-то совсем рядом притаился враг. С южной стороны тоннеля дорога, извиваясь серпантином, спускается вниз. С одной стороны поднимаются утесы и горы, с другой – обрыв: подходит для засады. Впрочем, на долгом пути подходящих мест для засады было немало. А колонна советских грузовиков – привлекательная цель для душманов.
– Представьте, идет колонна из двадцати КамАЗов, все они загружены авиационными бомбами. Обстрел, один фугас – и колонны нет, – описал военные будни в Афганистане Валерий Стадиенко.
Если попадали в засаду, то тем, кто сидел «за баранкой», было не до ответного огня, задача – как можно быстрее уехать подальше от опасного участка. Отбивалась от нападавших группа сопровождения. Да и то только для того, чтобы дать водителям возможность увести грузовики. Потом сами уходили. Конечно, координаты нападавших передавали в «центр», оттуда отправляли вертолеты для ликвидации противника. Когда-то это удавалось, когда-то нет. Впрочем, вырвавшиеся из засады редко интересовались, чем закончилось очередное столкновение: сами остались живы – молодцы, повезло. Но так везло не всем.
Валерий и трех месяцев не прослужил в Афгане, как узнал о трагедии. На перевале Саланг душманы устроили засаду и расстреляли нашу колонну. Погибли восемнадцать советских солдат. В память о них сослуживцы сами сделали памятный знак из обломков разбитых машин и разорвавшегося снаряда. Монумент установили недалеко от места трагедии. А по весне там распустились тюльпаны – алые, как кровь…
– Не верьте тем, кто скажет, что на войне не страшно. Страшно всем, и страх этот никуда не уходит, просто со временем к нему привыкаешь, – поделился впечатлениями Валерий Стадиенко.
Но свой страх советский солдат – а по сути восемнадцатилетний мальчишка – старался не проявлять. Да и сослуживцы показывали пример – не ныли, не жаловались на трудности. Наоборот, находили что-то позитивное даже в тех непростых условиях. Например, сколько радости нашим мальчишкам на первых порах доставляла возможность «по сходной цене» приобрести дефицитные в Союзе товары! Скажем, жевательную резинку. Импорт, в том числе американского производства, свободно продавался даже в небольших сельских киосках-дуканах. Торговцы и рекламу писали на русском языке – заманивали платежеспособных клиентов. Рано или поздно практически каждый советский солдат обзаводился импортными кроссовками. Афганскую цену обуви, считавшейся престижной в СССР, Валерий Стадиенко помнит до сих пор – два сухпайка или пять банок сгущенки. Ради такой обновки можно было посидеть на диете.
Кстати, кормили военнослужащих в Афганистане неплохо – без местных кулинарных изысков, но вкусно и сытно. Вот только хлеба не хватало, его чаще всего заменяли сухари. Поэтому иногда желаннее всякой жвачки была обычная горбушка черного хлеба – но вот ее-то в Афганистане взять было негде.
Если сейчас солдаты в зону боевых действий часто берут с собой какую-нибудь вещь в качестве талисмана, то тогда такой моды не было: советская молодежь верила только в свои силы, дружескую взаимовыручку и… все же немного в удачу. Валерий в Афганистане часто вспоминал слова деда-фронтовика. Тот учил внука никогда ничего не бояться, поскольку все в жизни делается по воле высших сил, а от беды каждого человека бережет ангел-хранитель.
Может, этот ангел и спас Валерия во время спецоперации в долине Панджшера, когда обстановка накалилась до предела. Советские войска выбивали из укрытий банду душманов. Те отчаянно сопротивлялись. Ликвидировать всех бандитов не удалось – они ушли по тайным проходам в горах.
Валерий Стадиенко служил в Афгане почти два года. Говорит, что там, в чужой стране, не было тех споров, которые шли тогда в Союзе: нужна ли нам эта война, за что мы воюем в Афганистане? Советские военные, принявшие присягу, выполняли приказ, защищали мирное население Афганистана от бандитов. Демобилизовался Валерий в 1987 году. Через два года состоялся вывод советских войск из Афганистана. Но и сейчас Валерий Стадиенко убежден, что до победы оставалось совсем чуть-чуть.
– Еще год, два – и все бы закончилось. Ведь там же не только наш военный контингент присутствовал. Советский Союз строил в Афганистане дороги, дома, промышленные предприятия – для местных жителей. Наверное, каждый народ хочет спокойной мирной жизни. С помощью Союза у афганского народа она могла бы быть, – убежден Валерий Стадиенко.
В наше время некоторые поклонники альтернативной истории считают, что успех советских войск в Афганистане мог бы предотвратить развал СССР. Впрочем, реальная история не знает сослагательного наклонения…
Людмила ВЛАСОВА
Фото пресс-службы управления Росгвардии по Коми и из личного архива Валерия Стадиенко
Оставьте первый комментарий для "Афганский серпантин Валерия Стадиенко"