Академик из рода Жаковых

внесла свой вклад в восстановление московского храма Христа Спасителя

Евгения Кириченко – исследователь русской архитектуры, автор книг и статей по истории отечественного зодчества, благодаря работам которой был восстановлен храм Христа Спасителя в Москве. Но мало кто знает, что ее семья родом из Коми края и принадлежит к известному роду Жаковых.

Подробно узнать о жизни и творчестве Евгении Кириченко все желающие сыктывкарцы смогли на прошедшей в Национальной библиотеке Коми публичной лекции доктора культурологии, профессора Майи Бурлыкиной (на снимке). Как она сразу отметила, биография Кириченко еще мало изучена.

– Недавно нам удалось впервые ознакомиться с неопубликованными источниками из ее домашнего архива, которые проливают свет на многие события, – рассказала докладчик. – В декабре я побывала в московской квартире Кириченко, где прочитала ее письма 1940-х годов. Жизнь Евгении Ивановны была яркой и насыщенной. Она верила в судьбу, сохраняя до конца жизни светлый ум и феноменальную память. Была смелой и решительной.

Академик Российской академии архитектуры и строительных наук, почетный академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии России, доктор искусствоведения Евгения Кириченко (1931-2021) является одним из самых авторитетных и известных искусствоведов России. Ее труды по истории архитектуры XIX и начала XX века признаны искусствоведческой классикой. Она стала первооткрывателем творчества известного архитектора Федора Шехтеля, посвятив ему ряд монографий и множество статей, и «вытащила» из небытия десятки других имен архитекторов.

Жаковы – одна из известных коми фамилий. Представителем этого рода является философ, литературовед, писатель Каллистрат Жаков (1866-1926). Он был троюродным братом деда Евгении Кириченко – Ивана Жакова, в семье которого все получили высшее образование, занимались научными исследованиями. Их добротный дом с мастерской на первом этаже был построен в 1892 году в Давпоне. В семье Ивана Жакова родились пятнадцать детей, из которых выжили только пятеро. Старший сын Александр погиб в годы Первой мировой войны. Остальные стали известными специалистами. Дядя Евгении Степан Жаков (1913-1987) был участником Великой Отечественной войны, крупным ученым-климатологом, доктором географических наук, профессором. Тетя – Александра Жакова (1915-2006) – кандидат филологических наук, в должности доцента преподавала старославянский язык в Даугавпилсском педагогическом институте, изучала лексику русских говоров Латвии. Еще один дядя Евгении Кириченко – Василий Жаков (1911-2000) почти всю войну провел в прифронтовых госпиталях за операционным столом. Демобилизовался в звании майора медицинской службы, был награжден медалями, орденом Кутузова. После войны жил на Кубани, на родине своей супруги, отдал медицине более полувека. Мама Евгении – Мария Жакова (1902-1980), по мужу Кириченко – также была врачом. Окончив школу в Усть-Сысольске, в 1920 году поступила в Томский государственный университет на физико-математический факультет. Через год перевелась в Ленинградский медицинский институт, который окончила в 1926 году. Работала в различных медицинских учреждениях. В 1928-1929 годах трудилась в Коми областной больнице и поликлинике Сыктывкара в качестве врача акушера-гинеколога. Но в 1930 году был арестован ее отец – Иван Жаков. После его раскулачивания в родовом доме в 1930-1970-е годы размещалась школа, а затем до 1990-х годов – общежитие для учителей.

Мария Жакова вместе с матерью и младшей сестрой уехала в Харьков, где в это время работал инженером ее муж Иван Кириченко. Свой брак они зарегистрировали еще в студенчестве, расписались в 1924 году в Ленинграде. 5 января 1931 года в семье родилась Евгения, ставшая их единственным ребенком. Через несколько дней семья переехала в Запорожье. Сюда вместе с семьей Кириченко переехали и мать Марии, и сестра, а позднее – освободившийся из мест заключения отец. Они активно участвовали в воспитании маленькой Жени. Дома говорили на коми языке, который Евгения Кириченко помнила всю жизнь.

В 1939 году Иван Кириченко переехал работать в Москву, а Мария с родителями и Женей осталась в Запорожье. Они испытали все тяготы Великой Отечественной войны, голод, холод, немецкую оккупацию.

В начале войны Жене было всего 10 лет. До и после оккупации она вела переписку с отцом. Как отметила Майя Бурлыкина, эти письма представляют историческую и культурную ценность. В них отражены бытовые зарисовки, новости о родных и близких, о ней самой.

В Национальной библиотеке Коми на лекции были показаны труды Кириченко, за которые она в свое время получила правительственную премию. Это «Архитектурные теории XIX века в России», «Русский стиль», «Русская архитектура 1830-1910-х годов», «Храм Христа Спасителя». Все они доступны для читателей и выдаются на дом.

– Письма сохранились в личном архиве Евгении Ивановны, частично опубликованы в первом номере научного журнала Томского университета за 2024 год, – рассказала Майя Бурлыкина. – Сейчас готовится к изданию сборник материалов, посвященный Евгении Кириченко и ее родным. В своих коротких письмах Женя никогда не жаловалась на невзгоды. Девочка старалась не огорчать своих близких, подмечала то, что могло бы их порадовать, приободрить, дать надежду на будущее. Фраза «мы живем хорошо» присутствовала в каждом послании. От отца она нередко получала денежные переводы, посылки с необходимыми учебниками, продуктами, обувью и одеждой. Всегда была очень благодарна: «Сегодня я получила деньги от тебя. Напрасно ты, папочка, беспокоишься и присылаешь их. За беспокойство и за заботу спасибо очень большое, но ты все же лучше не присылай, ведь тебе самому нужны деньги, да и книги недешево стоят».

О награждении отца Сталинской премией девочка узнала от посторонних и написала ему: «Папочка, какой ты у меня скромный! Ну, не скромничай, я все знаю. Поздравляю тебя с лауреатом Сталинской премии. Желаю получить еще не одного лауреата… Обо мне не беспокойся, мне ничего не нужно, только приезжай поскорей». В одном из писем восторгается: «Милый папочка! Какой ты счастливый, что видел Сталина и всех членов правительства. Совсем ли Сталин такой, как на портрете? Папа, а Будённого видел?». Позднее Евгения Кириченко тоже получала награды из рук первых лиц страны.

Влияние на выбор Евгенией профессии оказали в первую очередь родители, которые привили девочке любовь к прекрасному. Когда ребенку было около пяти лет, отец повел ее в машинный зал ДнепроГЭСа. Это было так невероятно мощно, грандиозно, красиво, что стало первым ярким архитектурным впечатлением Жени. Мама увлекалась изобразительным искусством. Она узнала, что в Запорожье прибыли произведения из Третьяковской галереи, но сама пойти не смогла, поскольку болела, зато отправила на выставку восьмилетнюю дочь. И позднее, приехав в Москву, первым делом повела подростка в Третьяковскую галерею.

После войны Евгения окончательно перебралась в Москву. В 1948-1953 годах она училась в Московском университете имени Ломоносова по специальности «История и теория искусства». После окончания вуза молодого специалиста распределили в Музей архитектуры Академии архитектуры СССР, расположенный в Донском монастыре. Первая творческая командировка состоялась в Башкирию, где она сделала для себя множество интересных открытий. Уже тогда поняла, что архитектурные объекты необходимо рассматривать «вкруговую», со всех сторон, не ограничиваясь изучением фасада.

Первое в отечественном искусствоведении обстоятельное исследование Евгении Кириченко «Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. 1813-1931», изданное в 1992 году, положило начало не только воссозданию храма-памятника, но и знаковому восстановлению разрушенных революцией и войной произведений архитектуры по всей стране.

В 1965 году Евгения Кириченко получила диплом кандидата архитектуры, защитив диссертацию по теме «История развития многоквартирного жилого дома с последней трети XVIII по начало XX века (Москва, Петербург)», в 1991 году – диплом доктора искусствоведения. Диссертацию защищала в форме научного доклада по теме «Проблемы развития архитектуры середины XIX – начала XX века».

Местом основной ее работы были научно-исследовательские институты Москвы. В 1960-х годах Кириченко провела первые в отечественной науке исследования по архитектуре Испании, Швейцарии, Канады, Португалии, балканских стран, стран Латинской Америки. Итогом деятельности стала авторская монография «Три века Латинской Америки».

Ряд ее фундаментальных исследований анализирует проблему содержания и эволюции понятия «национальный» в русской архитектуре. Знаковая книга «Русский стиль» вышла в Москве и в зарубежных странах. Среди изданий Кириченко можно также отметить путеводители. Один из них был подготовлен к 100-летию Государственного исторического музея. В целом Евгения Кириченко является автором около 500 научных публикаций, в том числе свыше 40 авторских и коллективных монографий.

Не стало Евгении Кириченко 1 июля 2021 года. Она похоронена в Москве на Введенском кладбище, рядом со своими родителями. Ее друзья – Татьяна Шестакова и Леонард Марцонь – установили памятник. Они же побывали на родине предков Евгении Ивановны в Давпоне с намерением создать в родовом доме музей. Однако после тщательного обследования деревянного здания, которому более 130 лет, вынуждены были отказаться от этой идеи, так как дом уже не подлежал восстановлению по техническим причинам. Тогда они передали книги, документы, фотографии, семейные реликвии, принадлежавшие Кириченко, в Музей истории и культуры Сыктывдинского района имени Налимовой (Выльгорт). Книги, фотографии, документы, предметы в музей Выльгорта привезли директор Сыктывдинского музейного объединения Владимир Муравьев и экскурсовод Светлана Тюрнина.

– Изучение творческой биографии академика архитектуры Евгении Кириченко, ее вклада в мировую культуру продолжается, – добавила Майя Бурлыкина.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Академик из рода Жаковых"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.