4 февраля исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося ученого-социолога XX века Питирима Сорокина. К знаменательной дате Центр «Наследие» приурочил издание последнего тома русскоязычных работ нашего земляка, куда вошли статьи, написанные им с 1915 по 1918 год. На Сорокинских чтениях, которые прошли в Сыктывкаре 2 февраля в Доме дружбы народов, этой малоизученной теме уделили особое внимание.
«Прачечная человеческих душ»
Всего центром подготовлено 14 томов сорокинских трудов, из них девять состоят из русскоязычных произведений Сорокина. Но если приплюсовать к ним «Социологию революции», написанную изначально на русском языке, а потом уже переведенную автором на английский и ставшую его первой англоязычной книгой, то получится десять томов.
«В 1923 году, когда Питирим Сорокин уехал в США, ему было всего 34 года. Десять томов сочинений – неплохо для молодого человека», – резюмировал исследователь этого периода творчества ученого, старший научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Вадим Сапов. Докладчик не смог присутствовать на круглом столе в Сыктывкаре, поэтому его выступление представила модератор мероприятия, директор Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина Ольга Кузиванова.
Вадим Сапов исследовал творчество ученого в трудные 1915-1918 годы, на которые приходятся события Первой мировой войны, революции и начинавшейся Гражданской войны. Но молодой Питирим Сорокин в этот период войной совершенно не интересовался. Его больше занимали вопросы преступности, нравственности, и он был увлечен так называемой новой педагогикой, суть которой изложил в своем фантастическом романе «Прачечная человеческих душ». Автор убежден, что, когда заработает его «прачечная» и очистит человеческие души от всякой скверны, преступления и войны прекратятся сами собой.
В 1916 году он написал научные статьи «Государственные преступления в России с 1906 по 1914 год», «Кризис современной семьи», «Знание как фактор поведения». Последняя из статей заканчивается оптимистическим прогнозом: «Новый кузнец жизни, помимо крепких мышц и мускулов, должен владеть всем тем духовным сокровищем, которое накопило человечество за свою жизнь».
В 1920 году вождь мирового пролетариата Владимир Ленин, выступая на III съезде комсомола, практически повторил эту мысль: «Коммунистом стать можно только лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех богатств, которые выработало человечество».
Но Сорокин появление нового человека связывал с победой демократии, а Ленин – с победой коммунизма.
1915-1916 годы были омрачены смертями двух выдающихся учителей Питирима Сорокина – в 1915-м погиб русский социолог, философ-позитивист и экономист Евгений Де Роберти, в 1916-м умер историк, публицист, социолог Максим Ковалевский. В новом томе помещены неопубликованные статьи Сорокина, посвященные памяти Де Роберти, и семь статей о Ковалевском. В 1916 году в архангельской газете «Северное утро» Сорокин опубликовал статью «Под флагом общественности», в которой яростно защищал от нападок критика Сумского еще одного своего учителя – писателя и философа Каллистрата Жакова.
1917 год был настолько богат на события, что Вадим Сапов разделил творчество Сорокина этого периода на два раздела. В первый вошли брошюры, журнальные статьи и рецензии, во второй – революционная публицистика в газетах – всего около 160 статей. Еще пять статей Питирим Сорокин написал в 1918 году, находясь в заключении в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. Эти статьи он каким-то образом умудрился переправить на волю.
Первый раздел 1917 года заканчивается неопубликованной при жизни Сорокина статьей «Существует ли нравственный прогресс человечества?». Статья датирована 1 июня 1918 года (Москва). В конце июня Сорокин оказался уже в Великом Устюге, где принял участие в подготовке восстания против большевиков. Статья заканчивается на оптимистической ноте: «Как бы ни была тяжела действительность наших дней, как бы ни были ужасны те зверства, которые мы видим сейчас… подобно Галилею мы можем сказать: «И все-таки она вертится!»
Он искренне считал, что история все-таки движется в сторону нравственного прогресса, а не регресса.
«Известно, однако, какой глубокий мировоззренческий кризис пережил Сорокин, скрываясь с лесах от большевиков до глубокой осени 1918 года. Ничего не останется и от его прекраснодушной веры в нравственный прогресс человечества. Это не значит, что Сорокин сделается с тех пор пессимистом и певцом мировой скорби. Но он радикально пересмотрит ту точку зрения, согласно которой нравственный прогресс осуществляется закономерно и автоматически. Евангельские слова о том, что царство небесное сбудется, которые он выбрал для своей первой книги «Преступление и кара», наполнятся для него теперь другим смыслом и в конце концов превратятся в учение об амитологии (термин, предложенный Сорокиным для обозначения прикладной науки, предметом которой является дружба, взаимопомощь и любовь в индивидуальных и межгрупповых отношениях) и творческом альтруизме», – констатирует автор доклада.
Том заканчивается покаянным письмом, отправленным в редакцию газеты «Крестьянские и рабочие думы», в котором Сорокин отказывается от политической борьбы, чтобы полностью посвятить себя науке. Вскоре письмо было перепечатано в газете «Правда», и Ленин откликнулся на него статьей «Ценные признания Питирима Сорокина», что в конечном итоге спасло ученому жизнь.
Диалог Востока и Запада
– То, что книги Питирима Сорокина сейчас есть в библиотеках страны и они доступны в цифровом варианте, – заслуга Республики Коми, которая сделала российской науке большой подарок. Благодаря этой издательской деятельности мы имеем возможность изучать наследие Сорокина. Это не просто дань памяти ученому, а значимый научно-исследовательский проект и наш культурный капитал, – начала на круглом столе свое выступление по видео-конференц-связи доцент кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета Марина Ломоносова.
На Сорокинских чтениях она представила свое исследование взглядов ученого на развитие взаимоотношений Востока и Запада, России и США.
Марина Ломоносова обратила внимание на то, что в книге американского исследователя Барри Джонстона «Интеллектуальная биография Питирима Сорокина» российскому периоду творчества посвящено всего несколько страниц.
– Понятно, что у Джонстона не было доступа ко всем источникам информации, он не мог работать с тем массивом литературы, которую издал Сорокин в России. Но, с другой стороны, это своего рода идеологический заказ, потому что Джонстону было важно показать, что именно благодаря Америке, благодаря тем возможностям, которые открылись в США перед Питиримом Сорокиным, он состоялся как социолог, – отметила исследователь. – Поэтому до сих пор в любом справочнике деление на российский и американский период есть, но мы прекрасно понимаем, что оно весьма условно.
По мнению Марины Ломоносовой, интерес Сорокина к проблемам взаимоотношений и диалога между Востоком и Западом, между Севером и Югом обусловлен в том числе местом его рождения. Он родился в Вологодской губернии, сейчас это территория Республики Коми, и уже тогда эту территорию называли «Европейский Северо-Восток». Люди, жившие там, тоже понимали свое уникальное место на географической карте Российской империи.
Место, где родился Питирим Сорокин и где он состоялся как личность, нашло отражение в его книге «Долгий путь», которая была им написана уже в преклонном возрасте на английском языке. Эта цитата хорошо известна: «Я рад, что прожил детство в этой девственной стране. Даже сейчас, если бы мог выбирать, не променял бы ее на самую цивилизованную среду обитания в самом лучшем городе…»
Юношей Сорокин приехал в Петербург и поступил на юридический факультет университета, это тоже был шаг в Европу. Годы его ученичества пришлись на переломный период в истории нашей страны. Началась Первая мировая война, изменилось название не только столицы, но и университета, он стал Петроградским. В это время студент юридического факультета работал над своим романом «Прачечная человеческих душ», который был неизвестен американским исследователям его биографии. Если бы роман был опубликован в Америке, Сорокин бы занял отдельное место как писатель-фантаст, считает Марина Ломоносова.
Она также акцентировала внимание на тогдашних псевдонимах Питирима Сорокина: Вадим Вьюгов, Коми морт (Коми человек), Чаадаев.
– Именно Петр Чаадаев вошел в историю русской социальной мысли как человек, благодаря которому был инициирован диалог между славянофилами и западниками. Этот диалог не утратил актуальности и в наше время, – напомнила докладчик.
В романе действует герой Михаил Каракозов. Автор наделяет его не только внешним сходством со своим учителем – Максимом Ковалевским, но и прямо указывает на научные труды Ковалевского – «Промышленное развитие Европы» и десять томов «Происхождения нового режима». Ковалевский был в чистом виде западным ученым, на его труды даже ссылались Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Еще один персонаж романа – знаменитый историк Востока Календарев. За ним скрывается российский историк, создатель отечественной школы Древнего Востока Борис Тураев. Эти два течения – западное и восточное – были в то горячее революционное время доминирующими и конкурировали между собой.
Значительное влияние на ученого оказал и его земляк Каллистрат Жаков. Когда Сорокин учился в Психоневрологическом институте, то посещал там кружок всемирной сказки, которым руководил Жаков. Студенты готовили доклады о фольклоре, сказках и традициях того региона, откуда они прибыли. Этот кружок пользовался очень большой популярностью. И, конечно, кружковцы тоже обсуждали проблему взаимоотношений Востока и Запада, Севера и Юга.
Петроградский историк Николай Андреев в своем очерке «По большой дороге истории» писал: «Чтобы не погибнуть в борьбе за существование, народам, живущим вдали от большой дороги истории, остается только идти в Европу, к ее теоретическому знанию, ее технике, как это сделала Россия на рубеже XVII-XVIII веков». То есть, как полагал Андреев, большая дорога истории имеет европейское направление. Иначе мыслил Максим Ковалевский. В «Истории политических учреждений России», обращаясь к летописям и трудам историков, он показал формирование особого взгляда на Россию и в то же самое время – особое восприятие самими русскими своего места в истории. В частности, их отличительная черта – «чрезвычайная враждебность ко всякому подчинению».
Питирим Сорокин в эти годы активно занимался политикой, и его тоже занимал вопрос соотношения Востока – Запада, Севера – Юга, сосуществования разных регионов нашей страны. Например, в дневнике он писал: «Распад России начинается нешуточный. Финляндия, Украина и Кавказ объявили о своей независимости. Кронштадт, Шлиссельбург и многие небольшие районы России тоже проголосовали за свою независимость. Вчера пришли ко мне зыряне, предложили нашей газете «Воля народа» объявить независимую зырянскую республику, а мне стать президентом нового государства. Сумасшествие охватило…»
Неудивительно, что в наше время эти работы Питирима Сорокина приобретают особую актуальность, подчеркнула докладчик.
– В зрелом возрасте в американский период своего творчества Сорокин в фундаментальной работе «Социальная и культурная динамика» говорит уже не о конфликте, не о противостоянии, не о том, что одна цивилизация должна подчинить другую или заместить ее. А говорит о диалоге соперничающих цивилизаций. Предсказывает, что западная цивилизация утратит свое лидирующее место, и в конечном итоге это лидерство будет смещено на Восток, – заключила Марина Ломоносова.
Галина ВЛАДИС
Фото из открытых источников
Оставьте первый комментарий для "Актуальные выводы Питирима Сорокина"