Покоривший полюс

Сыктывкарцам напомнили о подвиге Валерия Чкалова

В России 2 февраля отметили 120 лет со дня рождения советского летчика-испытателя Валерия Чкалова. Его экипаж совершил первый беспосадочный перелет через Северный полюс, и Чкалова знают не только в России, но и во всем мире. В его честь названы университеты, улицы, города и села.

К юбилейной дате в фойе второго этажа Национальной библиотеки Коми открылась книжно-журнальная выставка «Покоритель полюса». На ней представлено более двадцати изданий, знакомящих с биографией и профессиональными достижениями летчика.

Валерий Чкалов вошел в историю мировой авиации как командир экипажа, совершившего первый беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) 18-20 июня 1937 года. Подвиг экипажа в составе Валерия Чкалова (командир экипажа), Георгия Байдукова (сменный пилот, сменный штурман, сменный радиотелеграфист) и Александра Белякова (штурман и радист) разрушил мифы о невозможности перелета через Арктику на одномоторном самолете советского производства. Но еще в 1936 году экипаж Чкалова, Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальний Восток. За 56 часов беспересадочного полета в сложнейших погодных условиях было преодолено 9374 километра. Возвратившийся в Москву экипаж лично встречал глава советского государства Иосиф Сталин. С самолета Чкалов сошел уже в статусе всенародного героя. За перелет каждому члену экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза и вручен орден Ленина.

На выставке, в частности, можно увидеть уникальное свидетельство перелета Чкалова, Байдукова и Белякова через Северный полюс – «Штурманский бортовой журнал самолета № 025». Репринтное издание вышло в свет в 1940 году. Приложением к нему является изданная на английском языке книга с предисловием Александра Белякова, с картами полета и фотографиями. В раритетном издании можно прочитать записи, сделанные экипажем во время трехдневного полета.

Например, есть такая запись: «Начался слепой полет в облаках. Удары обледенения. Стали пользоваться антиобледенителем. Жидкость течет струей. Валерий отдыхает. Синее Баренцево море, впереди низкие облака опять хотят закрыть море. Выхлоп в моторе. Снижаемся, слева были видны озера Кольского полуострова. Под нами пароход. Обнаружили трещину в мембране уровня секстанта. Идем выше черт его знает какого слоя облачности. Отказал водяной термометр. Байдуков подкачивает масло. У Валерия сводит ногу, требует частой смены. Первый завтрак – яблоки, апельсины отогревали на отоплении. Апельсины у нас померзли. Байдуков ведет по радиокомпасу. Кончился кислород, начинаем пробивать облачность. Море, берега не видно…». Последняя запись в журнале: «16.20. Посадка в Ванкувере. Всего были в воздухе 63 часа 16 минут, 20 июня 1937 г.». Писали не очень аккуратно и выражения использовали непротокольные. Не до каллиграфии было в экстремальных условиях, когда в промерзшем самолете не хватало кислорода, приходилось на лету ремонтировать «сдававшие» от мороза механизмы, из-за постоянной облачности часто лететь почти на ощупь, меняя высоту полета от 3 до 6 тысяч метров. Температура в кабине доходила до минус 20 градусов, лед со стекол кабины срезали финкой, антенна бортовой радиостанции отказала, так что над Северным Ледовитым океаном экипаж шел без связи. Когда самолет проходил так называемый полюс неприступности, запасы кислорода иссякали, и маска переходила от одного к другому по очереди – вместе с дежурством у штурвала. Двое лежали в спальных мешках, экономя силы. От перегрузки и кислородного голодания у Чкалова пошла носом кровь. Еще лопнула трубка водяной системы охлаждения мотора, вылилась вода. Мотор мог взорваться. Пришлось слить в расширительный бачок всю оставшуюся на борту питьевую воду, скалывать лед со стекла.

18 июня 1937 года Валерий Чкалов поднял самолет АНТ-25 в воздух. Расстояние между точкой взлета на подмосковном Щелковском аэродроме (ныне – Чкаловский) и посадки в пригороде американского Ванкувера составляло 8504 километра, но встречные ветры и плохие погодные условия удлинили реальный путь до 9130 километров.

В США их встречали как героев, фотографии советских летчиков красовались на передовицах газет, в их честь устраивали банкеты и званые ужины, а президент Франклин Рузвельт лично поздравил их в Белом доме.

На выставке можно увидеть прижизненное издание Валерия Чкалова, переведенное на коми язык «Мijан лебзылöмлöн iсторijа» («История нашего полета»).

– Коми текст набран буквами молодцовского алфавита, – рассказала «Республике» библиотекарь отдела основного хранения фондов – куратор выставки Лилия Холопова. – Книга издана в Сыктывкаре в начале 1938 года тиражом в две тысячи экземпляров. В конце того года Чкалов погиб.

В своих воспоминаниях он писал о подготовке к первому беспосадочному перелету через Северный полюс, отмечал командный дух и уверенность в достижении намеченной цели. В первых главах книги рассказывается о подготовке к первому длительному перелету по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский. Затем он описывал, что предваряло перелет через Арктику.

Также на выставке представлены копии полос московских и сыктывкарских газет 1937 года, в которых были публикации о полете экипажа Чкалова.

Чкалов освоил технику пилотирования тридцати с лишним самолетов (всего за свою жизнь он испытал около 70 самолетов) и совершил более 800 испытательных полетов. Он разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа, в том числе наиболее известные – восходящий штопор и замедленную бочку. Погиб Валерий Чкалов в 34 года 15 декабря 1938 года при испытании самолета И-180. При заходе на посадку двигатель машины заглох. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой. Через два часа он скончался в Боткинской больнице.

Имя Чкалова носят несколько городов и сел, бесчисленное количество улиц и площадей, станций метро и заводов, снято несколько биографических фильмов. В России на октябрь 2017 года насчитывалось 1334 улицы, названные в честь Чкалова. В Сыктывкаре улица Чкалова появилась осенью 1939 года.

Выставка-признание «Покоривший полюс» будет работать до 1 марта.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Покоривший полюс"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.