В наступившем году практически все перекрестки в центре Сыктывкара были переведены на трехфазный режим работы, для пешеходов выделена отдельная фаза. У многих горожан новшество вызвало отрицательную реакцию: автомобилисты стали жаловаться на пробки, а пешеходы – на очень короткое время для перехода улицы. На организованной в Общественной приемной Главы Республики Коми по Сыктывкару прямой линии представители мэрии и автоинспекции разъяснили, почему трехфазные светофоры необходимы и как они способствуют профилактике аварийности на дорогах.
Напомним, в конце прошлого года в Общественной приемной состоялась аналогичная прямая линия, когда сыктывкарцев предупредили о переводе светофоров на трехфазный режим. Сейчас, когда новая схема заработала, поступило множество обращений от недовольных горожан, поэтому потребовались комментарии специалистов.
Начальник отделения по пропаганде безопасности дорожного движения отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Сыктывкару Артем Станкевич привел статистику аварийности на дорогах столицы республики за прошлый год.
За 12 месяцев произошло 341 дорожно-транспортное происшествие, в которых семь человек погибли, 416 участников ДТП получили травмы различной степени тяжести. Произошло 41 ДТП, где пострадали 47 детей младше 16 лет. На первом месте по видам происшествий – столкновения автомобилей (165), на втором месте – наезды на пешеходов (107).
– Перекресток, на котором за 12 месяцев произошло три дорожно-транспортных происшествия одного вида, где пострадали или погибли люди, либо пять происшествий разных видов, считается местом концентрации ДТП. Проводится анализ, почему так происходит, и ГИБДД и администрация города принимают меры по устранению мест концентрации ДТП, – пояснил Артем Станкевич.
Старший государственный инспектор отделения дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД УМВД России по РК Андрей Зебаров перечислил очаги ДТП. За прошлый год в Сыктывкаре было выявлено четыре места концентрации дорожно-транспортных происшествий: перекресток улиц Юхнина – Орджоникидзе, Домны Каликовой – Интернациональной, Маркова – Колхозной, Энгельса – Интернациональной.
– Чтобы предотвратить аварийность, исключить встречное столкновение, мы разделяем потоки во времени. Обратите внимание: 113 столкновений на перекрестках произошли именно при несоблюдении очередности проезда. В основном это левый поворот, когда по зеленому сигналу светофора транспортное средство поворачивает налево и не пропускает встречный транспорт. Гарантия жизни и здоровья граждан в приоритете, пусть даже в ущерб времени, – подчеркнул автоинспектор.
Заместитель начальника управления дорожной инфраструктуры, транспорта и связи администрации Сыктывкара Борис Зимин заверил:
– Из всех обращений по поводу работы светофоров, в первую очередь рассматриваются те, которые связаны с работой светофоров, переведенных на трехфазный режим. Если есть необходимость, вносятся корректировки в режимы работы. Но сразу скажу: трехфазные режимы светофоров останутся, потому что главный критерий – это безопасность. В связи с тем, что перевод светофоров начался только в 2023 году, говорить о динамике и статистике ДТП, которые удается предотвратить, пока рано. В течение 2024 года эта работа будет продолжена, проведем анализ, и надеюсь, мы увидим снижение как числа пострадавших пешеходов, так и количества получивших повреждения транспортных средств. Число ДТП с наездами на пешеходов благодаря соблюдению очередности движения автомобилей должно снизиться.
Позвонивший на прямую линию сыктывкарец пожаловался на появление огромных пробок на улице Карла Маркса.
– Перекрестки с улицей Красных Партизан и с улицей Чкалова буквально накапливают автомобили. Стало крайне неудобно ездить. Конечно, где-то такой режим работы светофоров оправдан. Очень удачно, на мой взгляд, работает такой светофор на углу Октябрьского проспекта и Сысольского шоссе. А на улице Карла Маркса – просто кошмар! Пробка стоит от улицы Орджоникидзе до следующего перекрестка. Я в принципе ваши аргументы понимаю, но мнение простого водителя, пожалуйста, учтите.
Андрей Зебаров заверил, что после анализа ситуации на аварийных участках режим светофоров будет откорректирован:
– Мы мониторим ситуацию на перекрестках Карла Маркса – Чкалова, Карла Маркса – Красных Партизан. Вы могли заметить, что в часы пик добавлены секунды как со стороны улицы Печорской – по утрам, так и со стороны улицы Орджоникидзе – в вечернее время.
Недовольны не только водители, но и пешеходы – им на переход улицы на многих перекрестках отведен мизер времени. Чтобы за 15 секунд перейти дорогу, нужно очень сильно ускоряться. Журналист «Республики» поинтересовался у представителя мэрии, много ли жалоб поступило в администрацию города после введения трехфазного режима работы светофоров.
– Вала жалоб не было, поступило два-три десятка. В основном жалобы связаны с недостаточностью фазы для пешеходов. Особенно тяжело пожилым гражданам, которые передвигаются с трудом. Если времени действительно недостаточно, увеличим пешеходную фазу. Несколько дополнительных секунд никак не повлияют на общий режим работы светофора. В частности, речь идет о перекрестке улиц Орджоникидзе – Интернациональной. Фаза здесь будет увеличена, надо только согласовать некоторые моменты. Корректировка будет произведена оперативно. Но дело в том, что многие граждане привыкли переходить перекресток по диагонали, а у нас в Сыктывкаре разрешенных пешеходных переходов по диагонали нет.
Далее участники прямой линии ответили на вопросы «Республики».
– Не проще ли вернуться к исходному состоянию? Двухфазный режим всех устраивал.
– Мы стремимся разделить пешеходную и транспортные фазы исходя из анализа аварийности. Почему мы вводим фазу для пешеходов? Значит, там были наезды при поворотах, водители не уступали пешеходам, и происходили ДТП, – пояснил Андрей Зебаров.
– Люди заявляют, что изменение режима работы светофоров способствовало появлению пробок, но это не совсем так. Улица Карла Маркса всегда отличалась пробками, особенно в утренние и вечерние часы. Вы знаете, что это связано с жилой застройкой в микрорайоне Орбита, оттуда идет большой поток автотранспорта. Улица Карла Маркса уже давно требует разгрузки, сейчас она перегружена. Администрация города над этим думает. В планах – продолжение улицы Первомайской до микрорайона Орбита, – сообщил Борис Зимин.
– Сейчас те, кто поворачивает налево, не успевают вписаться в свою фазу и вынуждены останавливаться в центре перекрестка либо стараются проехать, когда пешеходы уже вступили на переход. А пешеходы в свою очередь не могут уступить автомобилю, потому что на переход у них всего 15 секунд.
– Для этого существует промежуточный такт между включением зеленого сигнала светофора. Если не успевают, значит, водители уже проехали на запрещающий сигнал, что будет зафиксировано на камеру фотовидеофиксации. В любом случае надо стоять на перекрестке и ждать своей очереди. Как уже было сказано, если введен трехфазный режим, значит, на данном перекрестке были столкновения транспортных средств при повороте налево, – сказал Андрей Зебаров.
– Насколько это нововведение целесообразно для северных городов, где нет возможности сделать разметку по диагонали?
– Сыктывкар не приспособлен для данного трафика, и необходимо увеличивать ширину проезжей части. К примеру, чтобы разгрузить улицу Карла Маркса, там должно быть не две полосы – по одной с каждой стороны, а хотя бы по две полосы в каждом направлении. Сейчас мы совместно с администрацией думаем, как ее разгрузить, – ответил автоинспектор.
– У нас есть места концентрации ДТП, где по три происшествия одного вида или пять разного вида. Это очаги. А есть предочаги, где, допустим, произошли четыре ДТП разных видов. Еще одно ДТП – и будет очаг. Поэтому там три фазы светофора – профилактическая мера, – добавил Артем Станкевич.
– Получается, весь центр Сыктывкара – место концентрации ДПТ?
– Получается, что так. За прошлый год предочагов было 26. Это 26 перекрестков, где были совершены либо два наезда, либо два столкновения. Если совершены два одинаковых ДТП – это уже предочаг. Чтобы такой перекресток не стал местом концентрации дорожных происшествий, мы и вводим эти меры, – отметил Андрей Зебаров.
– А как эту проблему решают в других городах?
– Мы не пионеры в этой части. В отсутствие условий для увеличения пропускной способности дорог нам приходится решать проблему другими способами. Отмечу – те ДТП, о которых идет речь, официально зарегистрированы. Но ведь многие дорожно-транспортные происшествия не учитываются, не попадают в этот список, поскольку обошлось без последствий, пострадавших, слава богу, не было, и ущерб небольшой. Но надо понимать, что их количество в любой момент может перерасти в качество, – подчеркнул Борис Зимин.
Артем Станкевич уточнил:
– Места концентрации ДТП – это с пострадавшими, а еще более трех тысяч ДТП – административные, в которых нет пострадавших. И еще столько же ДТП оформляются водителями самостоятельно.
– Обратимся к практике прошлых лет: в 2022 году перекресток улиц Морозова – Димитрова был местом концентрации ДТП со столкновениями автомобилей. После того как светофор перевели на трехфазный режим, там не произошло ни одного ДТП. Есть положительная динамика, – добавил Андрей Зебаров.
– А недовольство у горожан было, когда вы вводили три фазы на этом перекрестке?
– Недовольство, когда меняются фазы светофора, конечно, есть. Людям надо заново привыкать к этому новшеству.
Галина ВЛАДИС
Фото автора
Перевод светофоров на трехфазный режим обсудили и на общегородской планерке в мэрии 30 января. Руководитель администрации Сыктывкара Владимир Голдин отметил, что нововведение вызвало большой резонанс среди горожан.
– На новый режим работы были переведены 15 светофорных объектов, после чего автолюбителям показалось, что снизилась транспортная проходимость дорог. По согласованию с ГИБДД были произведены определенные корректировки оснащенности светофоров, ряд светофорных объектов пришлось заменить и снабдить новым программным обеспечением, – доложил руководитель МПК «Дорожное хозяйство» Дмитрий Дмитриев.
Он также напомнил, что в Сыктывкаре узкие улицы, которые физически не вмещают большие транспортные потоки. Поэтому городские власти призывают автолюбителей по возможности выбирать другие маршруты, а не ехать через центр города.
– В настоящее время жалоб по поводу светофоров к нам не поступает. Но, насколько я знаю, отрицательное отношение у горожан пока остается, зачастую в виде: «Верните все назад». Давайте продолжим наблюдение. Если потребуется, будем вносить корректировки, – заключил руководитель «Дорожного хозяйства».
Владимир Голдин поручил продолжить мониторинг напряженных перекрестков в часы пик, особенно на тех участках, откуда идут сигналы граждан.
– На сайтах ЦУР и муниципального центра управления можно посмотреть количество сигналов с адресами перекрестков и оптимизировать на этих участках настройку светофоров, чтобы регулировка устроила как пешеходов, так и водителей, – резюмировал мэр Сыктывкара.
Оставьте первый комментарий для "Три фазы безопасности"