Если дом стал застенком

Дом принято считать самым спокойным местом, где человек чувствует себя комфортно. Увы, не каждый житель республики может утверждать, что дома он в безопасности. С тяжелым сердцем живут в своих четырех стенах жертвы домашнего насилия – и это не только жены и дети «кухонных тиранов», но и пожилые люди, «серебряные» годы которых отравляет самая настоящая жестокость.

Если жестокое обращение с детьми и противодействие ему – тема, широко обсуждаемая, то о жестокости в отношении пожилых говорят значительно меньше. Вроде бы понятно: дети беззащитные, постоять за себя не могут, им помощь общества нужна, а люди пожилые вроде как должны бы знать, как отстоять свои права. Да вот беда: порой не знают, поскольку жизнь подкидывает такие задачи, с которыми в одиночку не справиться. Даже с «чистым» криминалом не понимают, что делать, не говоря уж о явлении, называемом сейчас модным словом «абьюз», которое включает в себя не только физическое, но и психическое, экономическое насилие.

…Тете Тамаре ближе к 80 годам. Невысокая, худенькая, уже плоховато ходит, с трудом поднимается на свой третий этаж. Живет с внуком Сергеем, которого когда-то оставила на воспитание старшая дочь, занявшаяся обустройством своей личной жизни. Озорной мальчонка в детстве был очень привязан к бабушке, которая заменила ему и отца, и мать, а как подрос – изменился, стал попивать в компаниях, дерзить. Учебу забросил, работать не хотел. Мало того что жил на бабушкину пенсию, так еще начал у нее деньги требовать на выпивку и развлечения. Если не давала, сначала скандалы устраивал, потом кулаки в ход пускать стал. Тетя Тамара терпела, молчала. В полицию не обращалась: не верила, что есть способ его издевательства прекратить. Не сажать же родного внука? Да и не посадят надолго-то. А вернется – только злее станет. И самой уйти некуда, и Сергея никуда не отправишь, нет у него своего жилья. Перспектива им обзавестись только одна: дождаться наследства от бабушки. Судя по выкрикам в пылу участившихся домашних скандалов, ждет он этого наследства с нетерпением, даже задумывается о том, как его получение ускорить.

У тети Маши вроде все неплохо: живет вместе с дочерью, зятем и внуками, сыта, одета, обута. Да только глаза грустные. Подругам на лавочке у подъезда рассказывает, что зять и прикрикнуть на нее может, и обозвать, дочь мужу слово поперек сказать боится, а внуки с папы пример берут – тоже на бабушку голос повышают. «Хоть из дома уходи», – тяжело вздыхает иногда тетя Маша. Но понимает, что идти-то некуда, да и боится, что не проживет одна, – возраст дает о себе знать: уже и сумку из магазина сама не донесет, и в поликлинике нужный кабинет не отыщет…

И в первом, и во втором случае пожилые женщины подвергаются жестокому обращению. Вариантов его множество – это не только побои, оскорбления и издевательства, но и игнорирование потребностей пожилого человека, ограничение свободы общения, лишение финансовой самостоятельности. Причем львиная доля случаев жестокого обращения с пожилыми людьми замалчивается, остается в семье. Причин тому великое множество, главная – пожилые люди не видят решения проблемы, считают, что выхода из сложившейся ситуации нет. Могут ли помочь, например, соцработники, которые осуществляют уход за пенсионерами?

По данным заместителя директора регионального центра развития соцтехнологий Нины Жильцовой, сотрудники центров соцзащиты городов и районов республики за 2023 год зафиксировали всего восемь фактов жестокого обращения с пожилыми людьми. Например, в Печоре лежачий больной рассказал, что дочь не осуществляет уход за ним вовремя. На момент посещения квартиры соцработником женщина находилась в состоянии алкогольного опьянения. Позже с ней была проведена профилактическая беседа. Сотруднику центра соцзащиты Сыктывдинского района один из пожилых подопечных пожаловался на оскорбление со стороны родственника. С нарушителем правил приличия также проведена профилактическая беседа. А вот работникам центра соцзащиты Ухты пришлось обращаться в полицию: пожилая женщина заявила, что дочь отобрала у нее паспорт и угрозами заставляет отдавать пенсию. Сотрудники соцзащиты еще и направили письмо родственникам пенсионерки, которые проживают за пределами Коми с просьбой помочь пожилой женщине, возможно, забрать ее к себе.

Нина Жильцова уверена, что эти случаи – далеко не в полной мере отражают действительность, фактов домашней жестокости, которой подвергаются пожилые люди, может быть больше. Проблема в том, что сами жертвы иногда даже не понимают, что к ним применяют насилие: не бьют ведь, голодом не морят. А оскорбления и пренебрежение потребностями иной пожилой человек без жалоб снесет – всякое ведь бывает в семье, перетерпеть можно.

– В Сыктывкаре прошел круглый стол «Профилактика жестокого и пренебрежительного отношения к пожилым людям». В ходе обсуждения участники выявили основную проблему: на сегодня нет алгоритма действий при выявлении случаев жестокого обращения с пожилыми людьми, схемы взаимодействия специалистов организаций соцобслуживания с организациями, которые могли бы принять меры, – сообщила Нина Жильцова.

Она подчеркнула, что сами пожилые люди очень редко говорят о том, что им тяжело приходится дома, – привыкли «не выносить сор из избы». Соцработник, конечно, может заметить неблагополучие в семье, но, если пожилой подопечный отрицает, что родственники жестоко с ним обращаются, принять какие-то меры крайне сложно.

– В связи с конфликтными ситуациями в семье пожилой человек может обратиться в центр соцзащиты по месту жительства, там будет рассмотрен вопрос о признании его нуждающимся в социальном обслуживании, при наличии психолога будет оказана и психологическая помощь, – пояснила Нина Жильцова.

При этом надо признать, что если уж пожилой человек решился «сор из избы вынести», то, значит, ситуация дошла до такой стадии, когда, возможно, уже не помощь психолога требуется в первую очередь, а срочное переселение жертвы домашнего насилия хотя бы в кризисный центр – во избежание усугубления проблемы. Но как бы плохо ни было дома, пожилые люди чаще всего не соглашаются переселяться под казенный кров.

Для решения проблемы, по мнению Нины Жильцовой, нужен единый, утвержденный на федеральном уровне алгоритм действий в случае выявления фактов жестокого обращения с пожилыми людьми. Кроме того, необходимо широкое распространение информации о жестокости в отношении пожилых в средствах массовой информации. Чтобы все потенциальные жертвы насилия знали: когда дом становится застенком – это не норма. И, безусловно, нужна система воспитания уважения к старшим – еще с детского сада. Она, конечно, даст плоды только через много лет, но проводить активную работу нужно уже сейчас.

ВИДЫ НАСИЛИЯ

Физическим насилием является использование силы, приводящее к физической или психологической травме или чувству дискомфорта. Оно состоит в нанесении ударов, толчках, встряске, побоях, избиении, ограничении свободы, насильственном кормлении и самовольном введении лекарственных препаратов. Оно может включать в себя и сексуальное насилие в любой форме половой близости без согласия или путем применения силы или угрозы ее применения.

Психологическое насилие – это использование слов, поступков или других способов причинения эмоционального стресса или психологического ущерба. Подразумевается произнесение угрожающих фраз, произведение действий в виде оскорблений, резких команд или, наоборот, сохранение напряженного молчания и игнорирование личности пожилого человека. Оно также включает в себя и инфантилизацию, то есть покровительственную форму дискриминации по возрасту, когда правонарушитель обращается с пожилым человеком как с ребенком, что в результате стимулирует развитие зависимости пожилого человека от правонарушителя.

Пренебрежение подразумевает необеспечение или отказ в пище, медикаментах, средствах личной гигиены или других предметах первой необходимости. Также это проявляется в заброшенности.

ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ АГРЕССОРА

Попросить помощи у других родственников

Если жестоко обращается с пожилым человеком один из членов семьи, то жертве необходимо сообщить об этом другим родственникам, чтобы те провели беседу с агрессором, осудили его действия и в дальнейшем контролировали его поведение.

Дистанционирование

Если жертва и агрессор не проживают в одном доме, квартире, пожилому человеку лучше оборвать все контакты с родственником, который жестоко с ним обращается: не открывать дверь, не отвечать на звонки. Если у родственника есть ключ от входной двери, надо сменить замки.

Социальные службы

Если пожилой человек не в состоянии обслуживать себя самостоятельно и зависит от тирана в бытовых вопросах, можно обратиться в социальную службу или в официальную волонтерскую организацию.

Правоохранительные органы

Если насилие не удается остановить, необходимо обращаться в полицию с заявлением. Хотя в этом случае агрессор может начать уговаривать жертву забрать заявление. Практика правоохранителей показывает, что в случае, если пенсионер выполнит эту просьбу, ситуация только усугубится, поскольку домашний тиран почувствует свою безнаказанность.

Переезд

Довольно трудоемкий, но действенный способ: продать или сдать жилье, чтобы купить или снять квартиру, о которой не будет знать агрессор. Возможно, переехать в другой город, где живут другие родственники, согласные оказывать помощь пенсионеру.

 

Людмила ВЛАСОВА

Фото babyzzz.ru, mavink.com

Оставьте первый комментарий для "Если дом стал застенком"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.