Экотуризм: перезагрузка

21 сентября в конгресс-холле Финно-угорского этнопарка прошла стратегическая сессия «Приоритетные направления развития туризма в Республике Коми». Участники мероприятия подготовили предложения, которые лягут в основу новой концепции по развитию туризма в Коми, которую поручил разработать глава региона Владимир Уйба.

С приветственным словом выступила первый заместитель председателя правительства Коми Эльмира Ахмеева. В роли спикеров в сессии участвовали заместитель председателя правительства Коми – министр экономического развития, промышленности и транспорта региона Евгений Пономаренко, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Екатерина Киселевич.

Напомним, что в апреле глава Коми подписал указ, наделив министерство экономического развития, промышленности и транспорта функциями по развитию туризма. Ранее они были закреплены за минкультом. Изменения вступили в силу с 20 июня.

Впервые вопросы туризма обсуждались при поддержке мощного правительственного десанта и с участием коллег из других регионов. В первую очередь специалисты обсудили успешные практики развития туристических территорий и проанализировали ресурсный потенциал республики.

Туристы бывают разные

По словам Евгения Пономаренко, сейчас в Коми работают десять туроператоров, 180 турагентств и есть 112 мест для коллективного размещения гостей из других регионов. Для увеличения потока туристов и их информирования в республике запланировано строительство модульных информационных туристских центров.

Заместитель директора инвестиционного департамента АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Мария Бадмацыренова уверена, что Коми может привлекать туристов с различными запросами. Главное – создать хорошую инфраструктуру, магниты, которые будут притягивать людей и монетизировать территорию. В республике может процветать автотуризм (при наличии хороших дорог). В частности, в Воркуте можно развивать туристические продукты, связанные со сталкерством, магнитом для привлечения туристов может стать старообрядческая история Усть-Цильмы.

Все участники сессии согласились с тем, что, говоря о Республике Коми, необходимо определиться, какой туризм мы хотим продавать. Существует великое множество направлений для развития индустрии отдыха: рекреационный, паломнический, познавательный (экскурсионный) туризм и гастрономические путешествия.

У нас все эти ресурсы есть: что-то уже развивается по инициативе энтузиастов и с помощью правительства республики, где-то проекты тормозит отсутствие денег, кадров, инфраструктуры. Для прорыва требуется объединить усилия государства и частного бизнеса, во главу угла поставив нужды современного путешественника.

В случае с Коми можно смело говорить, что наш самый главный турпродукт – это девственная природа. В регионе четыре особо охраняемые природные территории федерального значения и 238 – республиканского. Но, как говорится, современная цивилизация – это обмен ценностей на удобства, особенно в индустрии отдыха, а создание удобств для туристов предполагает хозяйственную деятельность.

Эпоха самодеятельности с рюкзаками, кострами и брезентовыми палатками – в прошлом. Современный путешественник, бронируя тур, за свои деньги требует номерной фонд с высоким уровнем комфорта, транспортную доступность, профессиональное обслуживание и безопасность. Все эти условия подразумевают высокую степень антропогенного воздействия на территории.

Можно ли сохранить природу и получать доход от туризма на особо охраняемых природных территориях? Ведь иногда даже самый обычный семейных отдых на природе заканчивается тем, что окружающая среда страдает от огня или загрязнения мусором.

С заботой о природе

1 сентября 2023 года вступил в силу базовый федеральный закон о развитии туризма на особо охраняемых природных территориях, который будет способствовать в том числе и развитию экологического туризма.

Что такое экологический туризм? Во-первых, это наблюдение за природой при минимальном воздействии на окружающую среду, во-вторых – использование уникальных возможностей территории. Например, развитие местных народных промыслов, популяризация уникальных обрядовых праздников, мифы и история коренных народов. И вишенкой на торте – грамотное информационное сопровождение.

У нас в республике давно ведется работа по развитию маршрутов и экотроп, есть удачные примеры: так, Русское географическое общество у себя на сайте предлагает арт-тур «За Кандинским в Коми». В программе поездки – Ыб с посещением смотровой площадки в заказнике «Каргортский», Усть-Кулом, Керчомъя, Ульяново, рассказ про родовой знак (родовой пас), что такое пасы и как они использовались, что означают коми орнаменты.

????????????????????????????????????

В Коми 1200 километров экотроп, в том числе «В гостях у Вэрсы» (заказник «Белый»), «Параськины озера», «Ордым» (заказник «Важъелью»).

Организованная экотропа с установленными местами для сбора мусора, лавочками и возможностью перекусить в конце пешего похода окажет лучшее влияние на природу, чем нерегулируемое ее посещение, когда после туристов остаются пустые бутылки, банки и полиэтилен. Да и затраты на такие маршруты сравнительно невелики.

По мнению федеральных экспертов, было правильным решением позиционирование Коми как экореспублики. Еще несколько лет назад экотуризм был нетипичным рыночным продуктом, но сейчас становится все более популярным среди жителей крупных городов.

О том, как увеличить поток экотуристов, на сессии говорили предприниматели республики. Например, одним из популярных трендов в экотуризме является глэмпинг (разновидность кемпинга, сочетающая комфорт гостиничного номера и отдых на природе). Сейчас представлено большое разнообразие форм и размеров: прозрачные сферы, юрты, деревянные домики на деревьях. Такой отдых и комфортный, и экологичный одновременно, ведь снаружи – дикая природа, а внутри – мебель и электричество. Также в числе основных задач развития туризма на особо охраняемых природных территориях республики эксперты стратегической сессии назвали обеспечение транспортной доступности территорий, расширение линейки туристических услуг, повышение их качества, популяризация направления среди населения.

Кадры решают все

Чтобы повысить спрос на экологический туризм, нужны четкая стратегия и грамотные специалисты. Подготовка кадров, умеющих вести рыночные отношения, и наличие таких специалистов в штате особо охраняемых природных территорий позволило бы значительно повысить качество экотуризма и удовлетворенность посетителей даже без изменения имеющейся инфраструктуры. Сотрудники республиканских заказников, заповедников, парков – прежде всего ученые и экологи и не имеют должного опыта и знаний, необходимых для успешной организации туризма. Ведение коммерческой деятельности исторически не свойственно заповедникам, поэтому качество услуг и правильное ценообразование не соответствует рыночным представлениям. В результате охраняемые природные территории не в состоянии предоставить туристам разнообразные платные услуги, и, как следствие, их доходы от туризма значительно ниже, чем могли бы быть при рыночном ведении хозяйства.

Изменение сознания людей и тренд на разумное потребление будут набирать популярность, и экотуризм прекрасно вписывается в новую философию. Если раньше было достаточно много туристов, которые приезжали на природу, как принято говорить, «на шашлыки», то сейчас отношение к отдыху на природе изменилось. Это совпало с увлечениями здоровым образом жизни, ответственным потреблением, «коллекционированием» впечатлений. Новое поколение предпочитает отдыхать на природе и умеет это делать. Главное – грамотно выстроить стратегию по развитию туризма в Коми с учетом новых тенденций.

Идеи и предложения, озвученные во время стратегической сессии, будут учитываться при разработке концепции развития туризма в регионе. По словам первого заместителя председателя правительства Коми Эльмиры Ахмеевой, эту концепцию планируется разработать до конца года.

Топ-4 достопримечательностей Республики Коми по результатам исследования сервиса путешествий «Туту»:

  1. Плато Маньпупунёр

  2. Печоро-Илычский заповедник

  3. Гора На́родная

  4. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар

 

По данным Росстата, туристический поток в Республике Коми в прошлом году составил 435 тысяч человек. Почти 40 процентов гостей – москвичи, чуть отстает Санкт-Петербург, на третьем месте Краснодарский край.

 

Елена АЛЕКСЕЕВА

Фото Купавы ВОЛКОВОЙ

Оставьте первый комментарий для "Экотуризм: перезагрузка"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.