Премьерой спектакля «А зори здесь тихие. Лебедушки» (12+) по мотивам повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» 20 сентября открыл 94-й творческий сезон Академический театр драмы имени Виктора Савина. Режиссером спектакля выступил актер и режиссер драмтеатра Денис Рассыхаев. Над спектаклем также работали художник Анна Голенок, хореограф Елена Ноткина и автор аранжировок композитор Николай Григорьев.
История пяти девушек и старшины Федота Васкова, которые остановили в лесах Карелии немецких диверсантов, хорошо известна всем российским читателям и зрителям. Даже те, кто не читал повести Васильева, смотрели ее экранизацию. Существует четыре фильма и один телеспектакль по этой повести. По одному фильму сняли в Китае и Индии, и два фильма в нашей стране. Но, пожалуй, самым известным можно назвать фильм Станислава Ростоцкого 1972 года. Множество раз эту повесть воплощали и на театральной сцене. Но в Сыктывкаре ее поставили впервые.
– Тема Великой Отечественной войны для нашей страны остается актуальной и лейтмотивом звучит в самых разных произведениях искусства. «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева – особенное произведение для театральной и киноистории, – сказал директор драмтеатра имени Савина Михаил Матвеев. – В нашем театре тоже давно обсуждалось это название, и, надеюсь, нам удалось поставить спектакль, который будет интересен и взрослому зрителю, и обязательно молодежи.
Как отметил Денис Рассыхаев, для него главным было показать роль женщины на войне:
– Этот спектакль не только про войну, но и про судьбы девушек, которые могли бы стать матерями, кто-то из них не успел полюбить, кто-то полюбил и уже потерял. В спектакле три временных плана: довоенное время, война и настоящее, в котором Васков рассказывает эту историю как воспоминание.
В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, которая вызвала большой резонанс в читательской среде, став одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне.
Театральный критик Вера Морозова поделилась с «Республикой» своим мнением о премьере:
– Кажется, чем можно удивить сегодняшнего зрителя, который и книгу прочел, и фильм посмотрел, а, возможно, видел спектакль в другом театре. Оказывается, есть чем. Денис Рассыхаев снова продемонстрировал зрителям неиссякаемый запас своей фантазии, достаточный опыт в постановке спектаклей с большим количеством персонажей, глубокой проработкой темы и познаниями в особенностях прозы Васильева. В результате получилась постановка в жанре мелодрамы, полной драматизма, с проблесками юмора и лиризма.
Исполнительница роли Гали Четвертак Александра Рочева рассказала «Республике» о своей работе.
– Это сложный материал, и на протяжении репетиционного периода возникали разные мысли: сначала пыталась искать поглубже и в итоге закопалась в своем же бреду; затем начались навязчивые мысли – страх неправдоподобия и несоответствия тому страшному времени, что пережили наши прадеды, – отметила актриса. – В голову приходили и суеверные мысли, повесть Васильева все-таки – большая трагедия. Но рядом всегда наш режиссер, мастер, наставник Денис Александрович, который правил мысли нужными словами, своим настроем. Я попыталась отбросить все лишнее и скакать от того, что мне знакомо: дружба, желание помочь, вера в лучшее, мечты. И, думаю, это помогает. Что касается роли, то нужно искать точки соприкосновения. Я живу с мамой, и когда мы делали спектакль, она была в отъезде аж три недели, и мои подружки были рядом, они стали моей опорой. Мне надо, чтобы рядом кто-то был. Это тоже шло в эмоциональную копилку. Ведь Галя одинока и в девочках находит друзей и семью.
Актриса Светлана Малькова сыграла в этом спектакле сразу четыре разные роли (в двух разных составах): хозяйку деревенского дома, помкомвзвода Кирьянову, маму Федота Васкова и маму Жени Комельковой.
– Мне бесконечно нравятся все эти образы, но особенно Кирьянова, потому что это женщина-воин, которая еще после Финской войны забыла напрочь, что такое женское существование, с грустью она слушает рассказы девочек, которые успели полюбить, а одна даже успела родить, – рассказала Светлана Малькова. – Неизвестно, сможет ли она после войны найти свое женское счастье, и не забыла ли она о том, что такое быть женщиной. Еще замечательный образ хозяйки дома. Она мне очень нравится, потому что это женщина-душа, которая создает уют для Васкова. Это хозяйка с большой буквы. Я люблю этот спектакль, потому что в повести много высказано уважения нашим воинам-женщинам. Женщин не должно быть на войне, но уж так получилось, что этим красивым хрупким девушкам пришлось на своих плечах тянуть военную, мужскую, долю, и винтовки, которые у нас в спектакле, настоящие. Я не знаю, сколько они килограммов весят, но плечо оттягивают.
В спектакле показана и знаменитая сцена в бане, и гибель в трясине болота Лизы Бричкиной, и бои с диверсантами. Три с половиной часа театрального действия прошли на одном дыхании.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "История пяти лебедушек"