Пятничный удар

Почему телефонные мошенники активизируются к концу недели

Ежедневно жителям Коми звонят мошенники, которые так или иначе пытаются украсть деньги. Фактически каждый день хоть один человек в республике попадается на удочку. Примерно раз в неделю аферисты срывают в Коми крупный куш – их добычей становится сумма, превышающая миллион рублей. О том, как не стать жертвой мошенников, уже не в первый раз рассказывали правоохранители в Общественной приемной главы Коми.

Кто расстроен, кто навеселе

Хотя сначала прокурор Сыктывкара Павел Якимов рассказал, напротив, о том, кто и как становится жертвой аферистов. Только в Сыктывкаре и Эжвинском районе столицы счет пострадавших идет на тысячи. За 8 месяцев 2023 года в столице Коми и Эжвинском районе зарегистрировано 1357 преступлений – мошенничеств и краж с банковского счета (так иногда квалифицируются действия виртуальных злоумышленников). За аналогичный период прошлого года подобных преступлений было зарегистрировано аж на 55 процентов меньше. То есть наблюдается значительный рост.

И это при том, что информация об уловках мошенников широко распространяется в СМИ, полицейские раздают памятки, дежурят у банкоматов, чтобы вовремя остановить доверчивых граждан, готовых перевести все свои накопления аферистам.

По мнению Павла Якимова, граждане почему-то не воспринимают информацию, которую пытаются донести до них в целях профилактики мошенничества, либо относятся к ней легкомысленно – со мной, мол, такого не случится. Но в один не самый прекрасный день, когда человек расстроен, обеспокоен чем-то или, наоборот, излишне навеселе, на его телефон поступает звонок. По статистике, аферисты активизируются в пятницу, перед выходными, и перед праздничными днями. Это и понятно: в последний рабочий день недели кто-то спешно пытается доделать все, что не успел за пять дней, а потому все его думы о служебных проблемах, кто-то уже начал отмечать приближение долгожданного отдыха, а потому весел и открыт для общения. То есть люди меньше всего думают о мошенниках и угрозе потерять свои деньги. Но тут звонит телефон…

По команде «майора»

Собеседник представляется сотрудником банка или «майором ГУВД Москвы». Говорит уверенно, жестко, командным тоном. Дальше начинается всем знакомый диалог (если и есть в Коми люди, которые не беседовали с мошенниками, то их очень немного). Чаще всего злоумышленник сообщает гражданину, что на его имя кто-то пытается взять кредит или с его счета пытаются похитить деньги. Поэтому все свои деньги, а лучше еще и взятые в кредит, надо перечислить на безопасный счет, который укажет собеседник.

Люди реагируют на россказни мошенников по-разному: одни сразу прерывают разговор, другие высказывают все, что думают, об аферистах, их деятельности и возможной дальнейшей судьбе. Тут чаще «бросают трубку» мошенники, понявшие, что их уловка не сработала. Но находятся граждане, которые почему-то верят мошеннику и под его контролем, с телефонной трубкой в руках идут переводить деньги. О чем думают люди, готовые перевести все свои сбережения фактически «в никуда», сказать сложно. Позже, в полиции, они рассказывают, что слышали о таких способах мошенничества, но во время разговора забыли о них напрочь, да и вообще мало что соображали, вот «будто затмение нашло».

Кстати, хорошо еще, если потерпевшие довольно быстро понимают, что стали жертвой преступления. Выкачав все деньги из очередной жертвы, «майор» или «банкир» на прощание приказывают: «Ждите, вам позвонят сотрудники полиции». И потерпевший законопослушно ждет звонка, даже не подозревая, что его уже обобрали, и в полицию надо звонить ему самому как можно скорее. Через некоторое время гражданин рассказывает о своем злоключении родственникам, соседям, знакомым. Те и объясняют ему, что он стал жертвой преступления.

По словам начальника отделения по раскрытию преступлений в информационно-коммуникационной сфере отдела уголовного розыска УМВД России по Сыктывкару Андрея Кокшарова, бывает, потерпевшие добросовестно ждут звонка от «сотрудников полиции» и неделю, и месяц, одна гражданка обратилась с заявлением лишь через полгода после общения с «майором ГУВД».

Раскрыть мошенничество в сфере высоких технологий и так-то непросто. Как пояснил Андрей Кокшаров, деньги, попавшие в зону досягаемости мошенников, мгновенно дробятся на мелкие суммы, которые разлетаются по разным счетам. Так что найти их следы через полгода – очень непростая и вряд ли выполнимая задача.

Вернутся ли деньги?

Когда человек понимает, что его обобрали мошенники, главный вопрос для него: удастся ли вернуть деньги? Прогнозы право-
охранителей пессимистичны. Количество привлеченных к уголовной ответственности телефонных мошенников в России очень невелико. Андрей Кокшаров объяснил это тем, что злоумышленники хорошо заметают следы, используя для маскировки своего местонахождения самые современные технологии. Если случаи возмещения ущерба и были, то они единичны.

Павел Якимов рассказал о том, что в целях возмещения ущерба потерпевшие вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться с иском к лицам, через чьи банковские счета были осуществлены транзакции похищенных денежных средств. То есть к владельцу счета, на который потерпевший переводил деньги. Такой прецедент в Коми уже был.

По информации прокуратуры Коми, в августе 2020 года 70-летнему жителю Печоры поступил телефонный звонок от лица, который представился сотрудником кредитной организации и сообщил о совершении в отношении печорца мошеннических действий. Звонивший указал, что для предотвращения хищения денег мужчине необходимо перевести денежные средства на иной банковский счет. Поддавшись на уговоры, потерпевший перевел на предложенный злоумышленником банковский счет 850 тысяч рублей. В ходе расследования уголовного дела лиц, совершивших преступление и получивших деньги, установить не удалось, в связи с чем производство по делу было приостановлено.

Но следствие установило личность владельца банковского счета, на который житель Печоры перевел свои сбережения. Им оказался 22-летний житель Республики Татарстан. Потерпевший направил в суд исковое заявление о взыскании с жителя Татарстана суммы неосновательного обогащения в размере 850 тысяч рублей, а также процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование своих требований истец указал, что в действительности никаких договорных отношений между потерпевшим и владельцем банковской карты не имелось, в связи с чем средства подлежат возврату.

При рассмотрении гражданского дела ответчик настаивал на том, что оформленными на свое имя банковскими картами он лично не пользовался, поскольку за вознаграждение передал их знакомому. По его словам, об использовании карт для реализации преступных схем он не знал.

Приведенные ответчиком доводы Зеленодольский городской суд Республики Татарстан счел неубедительными и принял решение об удовлетворении исковых требований жителя Печоры в полном объеме. В настоящее время в судах рассматриваются еще два подобных исковых заявления, предъявленных жителями Республики Коми.

С подобным иском в суд может обратиться прокурор в случае, если потерпевший по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сделать этого сам.

Павел Якимов заверил, что прокуратура Сыктывкара готова и помочь подготовить исковое заявление, и при наличии оснований обратиться в суд в интересах потерпевшего.

Вот только участники прямой линии усомнились в том, что у гражданина, который в целях наживы оформляет на себя и продает банковские счета, найдутся деньги или имущество, чтобы возместить ущерб потерпевшему.

Хорошо забытое старое

Недавно мошенники вновь принялись использовать уже подзабытую схему «Родственник в беде», пик популярности которой был, кажется, лет пятнадцать назад. Тогда пожилым людям (в основном женщинам) на домашние, еще проводные, телефоны звонили мошенники, сообщали, что их близкий человек совершил ДТП. Деньги, по словам звонившего, требовались или на взятку правоохранителям, чтобы избежать уголовного преследования, или чтобы откупиться от пострадавших в аварии. Иногда мошенник даже притворялся сыном или внуком собеседницы. Да и сам разговор зачастую начинался с жалобного полукрика-полустона в трубке: «Мама, я попал в ДТП!» Не всякая мать взрослого сына сохранит самообладание в такой ситуации. И пожилая женщина доставала все свои накопления, порой шла в банк, чтобы снять деньги и спасти сыночка от тюрьмы. Отдавала средства курьеру, а тот перечислял их мошенникам.

В прошлом СМИ часто рассказывали об этой схеме, пожилые люди усвоили, что главное в такой ситуации – перезвонить родственнику, якобы попавшему в ДТП, и спросить у него, что происходит. Поэтому мошенники стали использовать эту схему значительно реже.

За несколько лет потенциальные жертвы подзабыли схему «Родственник в беде», и теперь она снова действует. Даже деньги потерпевшие по старинке передают с курьером. Одного из пособников мошенников на днях задержали в Усинске.

По информации пресс-службы МВД по РК, в отдел полиции Усинска поступили сразу два сообщения о мошенничестве. Заявления пожилых женщин были идентичны. На домашний телефон звонил неизвестный, который сообщал, что их близкие якобы попали в ДТП и им срочно нужна помощь. Пенсионерки в надежде помочь своим родным передавали по указанию собеседника все имеющиеся деньги молодому парню, который приходил по месту их жительства, исполняя роль курьера.

В ходе оперативно-разыскных мероприятий оперативники установили и задержали злоумышленника. Им оказался ранее не судимый 18-летний житель Рязани, на момент совершения преступления гостивший у родственников.

Задержанный признался в содеянном и рассказал стражам порядка, что нашел легкий способ заработка в одной из групп в мессенджере. Обговорив все условия «работы», он приступал к выполнению поручений кураторов и забирал деньги у горожанок. Парень оставлял себе в качестве вознаграждения небольшой процент, остальную часть переводил неизвестным лицам на неустановленные счета. Общая сумма ущерба потерпевшим составила порядка миллиона рублей. В отношении задержанного возбуждены уголовные дела.

По словам Павла Якимова, есть случаи, когда функции курьера берутся выполнять несовершеннолетние. Подростков привлекает легкий, как им кажется, заработок, поскольку «работодатели» обещают им анонимность и безнаказанность.

Но, как подчеркнули представители МВД по РК, сотрудники полиции обладают достаточными возможностями и данными, чтобы выявить, пресечь противоправную деятельность и привлечь курьеров мошенников к уголовной ответственности.

Например, в Ухте завершено расследование уголовного дела двух курьеров, обвиняемых в мошенничестве, совершенном в отношении пожилых граждан. Расследовали его сотрудники следственного отдела по Ухте СУ СК России по Коми. Фигуранты дела – юноши 17 и 18 лет.

По информации СУ СК России по Коми, в июле этого года молодые люди, действуя в составе организованной группы с другими неустановленными лицами, путем обмана похитили у трех ухтинок в возрасте 79-83 лет денежные средства на общую сумму 340 тысяч рублей. В разговоре с этими женщинами мошенники разыграли схему «Родственник в беде». Оказывая психологическое давление, преступники не давали пожилым людям времени связаться с родственниками и осмыслить происходящее.

В роли курьеров выступили вышеупомянутые юноши. Они пришли по адресам, указанным потерпевшими, и забрали их накопления. После этого курьеры зачислили деньги на подконтрольные организаторам абонентские номера, к которым привязаны банковские счета, оставив себе в качестве вознаграждения процент от перечисленной суммы. В ходе следствия обвиняемые признали вину в содеянном и активно способствовали раскрытию и расследованию преступлений. Сейчас уголовное дело направлено в суд. Материал в отношении иных неустановленных лиц, участвовавших в совершении преступления, выделен и направлен по подведомственности в полицию для принятия решения.

Людмила ВЛАСОВА

Фото bryansknovosti.ru

Оставьте первый комментарий для "Пятничный удар"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.