Свой бизнес: от мечты до реальности

День торгового работника отмечается в России каждую четвертую субботу июля. Китайская мудрость гласит: «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин». Мы спросили о том, так ли это, у владелицы трех магазинов женской одежды в Сыктывкаре Татьяны и ее незаменимой помощницы Елены. История становления их бизнеса интересна и во многом поучительна.

Первым опытом в торговле для Татьяны стала студенческая практика в магазине одежды, которая произвела на нее неизгладимое впечатление. Девушке нравилось работать с людьми и помогать им с выбором нарядов. Уже тогда Татьяна решила для себя, что непременно будет работать по специальности. Но после окончания техникума советской торговли она долгое время безуспешно пыталась найти работу по профилю.

Идея заняться собственным бизнесом пришла ей в начале 2000-х годов. Помимо самого факта трудоустройства и желания хорошо зарабатывать, молодую женщину очень привлекала возможность начать хорошо и стильно одеваться самой – яркие, красивые вещи немассового производства тогда в Сыктывкаре найти было очень сложно. А поездки в Москву и работа, связанная с закупкой товара, могла бы решить эту проблему раз и навсегда.

Чтобы воплотить мечту в реальность, Татьяна уговорила мужа продать их семейный гараж для грузовых автомобилей, который стоял без дела. И, взяв с собой деньги от продажи, которые пришлось прятать в мешочке под одеждой (банковскими картами тогда никто не пользовался), вместительные сумки и тележку, одна отправилась на поезде в Москву.

– Было страшно. Внутри все тряслось от неизвестности, – вспоминает она. – Думала о разном: а вдруг на меня нападут и отберут деньги, а вдруг еще что-нибудь. Время тогда было очень непростое.

За товаром поехала на Черкизовский рынок – тогда самый большой в стране. Выбирая вещи для своей торговой точки, Татьяна ориентировалась на свой вкус, к тому времени она уже имела представление о предпочтениях покупателей, о ценах и фасонах предстоящего сезона. В первых двух баулах, привезенных ею из Москвы, были трикотаж, джемпера, джинсы, платья – самые ходовые базовые вещи любого гардероба.

– Сомнения были даже после того, как я села в поезд. Мысли крутились вокруг того, как я доеду, как потом буду все это продавать. Полная неопределенность, непонимание и бесконечные вопросы, на которые не было ответов, – вспоминает рассказчица.

В Сыктывкаре Татьяна арендовала небольшой отдел в торговом здании на улице Карла Маркса. Дело пошло с первых дней, что очень вдохновило хозяйку бизнеса. Первое время она работала продавцом сама: с утра до вечера и без выходных.

– Сначала приходили знакомые, потом знакомые знакомых и так далее. Самая хорошая реклама – это сарафанное радио. Денег на рекламу, как и на то, чтобы нанять продавца, у нас не было, – говорит Татьяна. – Но я поняла, что сделала все верно, когда услышала отзывы людей. Покупатели отмечали приемлемые цены, интересные фасоны и соответствие цены и качества. Стоимость мы не завышали, всегда делали скидки и тем самым привлекали клиентов.

Через месяц Татьяна поехала за товаром вновь. В этот раз уже более уверенно – с пониманием того, что конкретно надо брать, что люди спрашивают, какие фасоны востребованы, как они сидят, какие размеры в ходу.

А дальше поездки следовали одна за другой. Раз от раза количество сумок росло вместе с оборотом товара, и справляться с багажом было все труднее и труднее. Иногда, как вспоминает Татьяна, она не могла даже сдвинуть баулы с места, настолько внушительных размеров они были. В такие моменты вновь приходилось обращаться к услугам грузчиков.

– Транспортных компаний тогда не было, с рынка никто ничего не отправлял, все люди, которые работали там, таскали все на себе. Иной раз смотришь, а сумки едут как будто сами по себе, человека за ними даже не видно, – пояснила она.

Первое время, пока не было возможности нанять продавца, Татьяне с магазином помогала сестра, она оставалась за главную, когда та уезжала за товаром. Сама хозяйка точки крутилась как белка в колесе – месяц работы без выходных, три дня поиска товара в Москве. И так по кругу. При этом все заработанные деньги шли в оборот.

– Хотелось раскрутиться, чтобы обо мне узнало больше людей, создать из них базу постоянных клиентов. И, если изначально мы ориентировались на вещи из недорогого сегмента, то потом стало понятно, что есть покупатели, готовые приобретать более качественную и дорогую одежду, – рассказывает Татьяна. – Мы учли этот момент и стали привозить товар разных ценовых категорий.

Когда позволили обстоятельства, в магазин наняли продавца. Сегодня Татьяна считает ее одним из самых близких для себя людей, девушка прекрасно влилась в коллектив и работает в нем уже семнадцать лет. А затем один за другим открылись еще два магазина в Сыктывкаре. К этому времени работа Татьяны была связана уже не с самой торговлей, а с управлением сетью и закупкой товара.

Одна из самых непростых задач в бизнесе, как признается Татьяна, – это подбор команды. Особенно если речь идет о такой позиции, как продавец. Огромная часть успеха торговой точки зависит именно от качества его работы: от его честности, пунктуальности, умения разбираться в модных тенденциях и выстраивать диалог с клиентами. По словам бизнес-леди, она не раз сталкивалась с обманом, но так и не перестала доверять людям.

– В самом начале я строила отношения в коллективе исключительно на доверии, никаких ревизий и проверок. Пока не стала сама замечать неприятные моменты: к примеру, пропажу вещей, денег из кассы, отсутствие отметок о продаже товара в специальной тетради. С такими людьми мы расставались без огорчений. Больше расстраивались они сами, лишаясь возможности получения легких денег, – рассказывает она.

Татьяна признается, в такие моменты было очень обидно – когда доверяешь человеку и относишься к нему, как к близкому, это сродни предательству. Подобные ситуации заставили ее пересмотреть свое отношение не только к людям, но и к бизнес-процессам. В магазинах стали проводиться ревизии, появился учет товарооборота. Ну а с цифровизацией процессов и появлением компьютеров все стало намного проще: теперь проверить работу магазина и свести дебет с кредитом можно в любой момент.

Впрочем, хороших людей Татьяне на ее пути встречалось все-таки больше, так считает она сама. С большинством тех, кого предпринимательница впустила в свой бизнес, у нее сложились крепкие партнерские отношения: будь то рядовые продавцы или поставленные ею директора. По мнению Татьяны, в коллективе должен преобладать здоровый микроклимат, он благоприятно влияет не только на эмоциональное состояние людей, но и на результат бизнеса. Поэтому женщина всегда старается прислушаться к мнению коллег, развивает корпоративную культуру и организует неформальные встречи с сотрудниками за свой счет.

У магазинов Татьяны много постоянных клиентов, некоторые из них живут в других городах республики, и, приезжая в Сыктывкар в командировку из Печоры или Воркуты, они заглядывают сюда, чтобы подобрать себе новые образы.

– Люди приходят и на товар, и на человека, как говорят: на хорошего продавца и пчелы слетаются. К примеру, Елена, которая руководит одним из магазинов и работает в нем продавцом, обладает врожденным чувством вкуса, у нее получается собирать такие классные, интересные комплекты одежды, что покупатели специально приходят за покупками к ней и расстраиваются, когда ее нет, – рассказывает Татьяна.

История бизнеса Елены оказалась не такой успешной, как у Татьяны. Двенадцать лет назад она открыла в центре города свой собственный магазин модной женской одежды. За товаром Елена не ездила, вещи она заказывала в российских и белорусских фирмах. Доставку от них осуществляли уже транспортные компании. Как оказалось, и в России, и в Белоруссии немало хороших дизайнеров, готовых предлагать потребителю довольно интересные и качественные модели.

Через шесть лет бизнес пришлось закрыть. Решение было непростым, но неизбежным. Елена связывает свои неудачи с неправильно выбранным местом для магазина и неправильным ведением бизнеса. Полученную прибыль бизнесвумен не вкладывала в развитие своего дела, а тратила на путешествия по миру. Имея бухгалтерское образование, она была уверена, что сможет грамотно все рассчитать. Но, увы, получилось иначе. Бизнес вскоре стал нерентабельным и распался.

– Я поняла, что в магазин нужно много вкладывать и постоянно. Сезоны меняются быстро, модные тенденции тоже. Чтобы поддерживать интерес людей, нужны постоянные вливания, – говорит она. – У меня был другой подход, потом появились кредиты, и, соответственно, в какой-то момент все рухнуло.

Года за два до закрытия бизнеса Елена познакомилась с Татьяной. Подруг связывал отнюдь не бизнес, а общие взгляды на жизнь и приятное общение. Так случилось, что в тот момент, когда Елена закрывала свой магазин, Татьяна открывала третью точку. Ее она и предложила подруге в качестве рабочего места, и Елена согласилась.

Елена отмечает: многие покупатели, которые были ее постоянными клиентами в собственном магазине, теперь приходят сюда. И она безмерно этому рада, потому что не представляет свою жизнь без любимого дела.

Торговля – процесс творческий. Как говорят подруги, выбранное занятие приносит им немало удовольствия. Общение с людьми, возможность помогать им красиво одеваться, становиться более счастливыми дарит радость не только клиентам. По словам Елены, тяжело работать, когда покупателей в магазине немного. Тогда время тянется долго, настроения нет. А когда дело спорится – все вокруг оживает, появляется эйфория, и усталость исчезает сама собой.

Конечно, не всегда бывает все так, как хочется: не к каждому покупателю можно подобрать заветный ключик. Случается и так, что продавец тратит на посетителя массу времени, даже за пределами своего рабочего дня, а результат нулевой. Но это не повод для уныния.

И Татьяна, и Елена уверены, что правильно выбрали сферу деятельности. Именно здесь они смогли реализовать себя, как личности, воплотить в жизнь мечты и самостоятельно обеспечить себя любимой работой.

Екатерина ЖВАНЬКО

Фото Купавы ВОЛКОВОЙ

Оставьте первый комментарий для "Свой бизнес: от мечты до реальности"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.