Мажор и лирика спорта

Лыжи, хоккей, футбол, фигурное катание, гимнастика, карате, велоспорт, плавание, бег, шахматы и многие другие виды спорта представлены на открывшейся в Национальной галерее Коми масштабной выставке «Спорт. Лирика и мажор».

Экспозиция, на которой собрано 96 произведений искусства и исторических предметов (таких как клюшка или старая газетная страница), посвящена столетию российского министерства спорта. На открытие выставки пришли спортсмены. На лестнице в здании посетителей встречали девушки-гимнастки, а на входе в зал играли мышцами культуристы. Затем, уже среди картин, гимнастки показали свое мастерство.

Спортом в нашей стране занимаются любительски и профессионально. Коми – один из регионов, где есть высокие достижения не только в зимних видах спорта. История развития физкультурного и спортивного движения в республике ярко запечатлена в творчестве выдающихся мастеров изобразительного искусства Рема Ермолина, Владимира Рохина, Владислава Мамченко, Александра Безумова, Станислава Торлопова, Анатолия Копотина и других.

Среди первых посетителей были министр физической культуры и спорта Коми Наталья Карина, директор спортцентра инвалидов Наталья Боярова, первый заместитель министра культуры, туризма и архивного дела Константин Баранов и другие официальные лица.

– Коми край подарил стране множество великих спортсменов, – напомнила Наталья Карина. – Их имена навсегда вписаны в историю нашей страны и известны за ее пределами. Мы – свидетели достижений наших олимпийцев: Раисы Сметаниной, Николая Бажукова, Василия Рочева и многих других. Сегодня спортсмены республики занимают пьедесталы страны, демонстрируя силу и красоту. Уверена, что вместе с вами мы прочувствуем все это и прикоснемся к истории спортивных достижений.

Гостей выставки приветствовала директор Национальной галереи Ирина Чернова, а первую экскурсию провела куратор выставки и заведующая отделом музейно-исследовательской работы Ольга Орлова. Как она рассказала «Республике», самым старым экспонатом на выставке можно назвать картину «Девушка с лошадью». Полотно написано в начале прошлого века, автор ее неизвестен (но сейчас ведется работа, чтобы узнать его имя), а попало произведение искусства в Усть-Сысольск благодаря Даниилу Яновичу. Именно он в 1926-1928 годах привез в Усть-Сысольск первые художественные коллекции искусства XVIII – начала XX века – полотна Айвазовского, Саврасова, Тропинина – всего порядка двухсот произведений русского и западноевропейского искусства XVII-XX веков. Другой дореволюционный экспонат на выставке – это деревянные шахматы, вырезанные в начале XX века в городе Тотьме Вологодской губернии. Шахматная доска под резными фигурками более современная.

Коми считается родиной лыж. Фрагмент сосновой лыжи был найден археологом Григорием Буровым в 1964 году на Висском торфянике в Княжпогостском районе. Считается, что это не обычная лыжа, а ритуальная, а возраст ее около восьми тысяч лет. Это на несколько тысячелетий древнее египетских пирамид и Великой Китайской стены. Поэтому неудивительно, что самой распространенной темой на выставке стал лыжный спорт. А по количеству представленных в экспозиции портретов лидируют олимпийские чемпионы-лыжники Раиса Сметанина и Николай Бажуков (рядом с его живописным портретом размещен скульптурный). Больше всех лыжников – порядка двухсот – можно насчитать на цветной литографии Виктора Вильнера «Лыжное воскресенье». В 1979 году Владимир Рохин создал из нержавеющей стали скульптуру «Лыжница». Моделью для скульптора стала Раиса Сметанина.

Не уступает лыжам и хоккей. Помимо картин на выставке демонстрируется клюшка «Строитель. Сыктывкар», на которой в 1981 году автографы поставили игроки нашей легендарной команды. В том году в Сыктывкаре прошел международный турнир по хоккею с мячом, на выставке о нем также напоминает коллекция посвященных ему значков.

Еще в античный период люди осознали, что физическая активность необходима, а спорт – это не только полезно, но и красиво. Тема спорта, появившаяся в русском искусстве в середине XIX века и ставшая особенно популярной в 1920-1930-е годы, нашла отражение в живописи и графике, в произведениях скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в портрете и картинах. Лыжники и конькобежцы, бегуны и метатели копья, дискоболы, борцы, баскетболисты, легкоатлеты, теннисисты, боксеры и футболисты вдохновляли и продолжают вдохновлять художников совершенными телами, напряженной пластикой своих движений, сильным духом и готовностью бороться и побеждать. В советский период в творчестве художников спорт стал излюбленной темой.

«Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства, – писал советский художник-живописец, монументалист, график, скульптор Александр Дейнека. – Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен… Спорт вмещает в себя все оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен».

Доминантой выставки является живописная работа Анатолия Мельникова «Священный огонь», посвященная Олимпийским играм 1980 года.

Одному из самых выдающихся «летописцев» советской действительности – Дейнеке посвящена работа Юрия Григорьева, выполненная в стиле известного живописца.

– Работа проникнута духом прошедших времен, отсылает к произведениям Дейнеки, близким по стилистике: та же графическая четкость, ритмическая строгость композиционного построения, лаконизм художественного языка, – подчеркнула Ольга Орлова. – В спортивной теме художников всегда привлекала возможность художественными средствами выразить классическое понимание красоты человеческого тела. Неизменным компонентом таких картин являлись солнце, воздух и вода, придавая особую красочность их живописному строю, особую мажорность образам. Сам Дейнека играл в футбол и занимался боксом. А в перерывах между занятиями садился на трибуны и делал небольшие наброски спортсменов в движении.

Художники Коми АССР также не были далеки от спорта. На рисунке Рема Ермолина изображены его коллеги – скульптор Владислав Мамченко и архитектор Вениамин Эдельгаус за игрой в шахматы. А на карандашном наброске «Велоэпопея» неизвестного автора изображены наши художники – участники прошедшего в 1970-х годах велопробега Сыктывкар – Киров (на рисунке удалось опознать только Владимира Рохина). Скульптор Виктор Безумов занимался карате – на выставке есть его работа, посвященная этому виду спорта.

Целый раздел выставки посвящен одному из невоплощенных проектов первого коми архитектора Александра Холопова – Дворцу спорта в Усть-Сысольске. После революции в 1918-м Александр Холопов переехал в Усть-Сысольск, прожил здесь до 1925 года. Он был первым профессиональным архитектором в Коми крае. Многие его проекты опережали время и в тот тяжелый период не могли быть реализованы. Только на бумаге остались такие проекты для зырянской столицы, как Дворец спорта, Дом искусств, Народный дом, деревянная церковь на пятьсот человек. Дворец спорта по замыслу архитектора должен был возвышаться на высоком берегу Сысолы и стать украшением набережной. На эскизе есть дата его завершения – 12 июня 1919 года. Среди самых популярных видов спорта, получивших развитие на рубеже 1910-1920-х годов в Усть-Сысольске, были футбол, стрельба, лыжные гонки, легкая атлетика, гимнастика и баскетбол. Зимой 1918-1919 была организована лыжная станция, а летом 1919 года прошли первые неофициальные футбольные матчи. 1 марта 1920 года при городском отделе всеобщего военного обучения был создан военно-спортивный клуб «Заря».

– Дворец спорта Александра Холопова был рассчитан на занятия разными видами спорта, – рассказала куратор выставки. – Планировался большой спортивный зал, павильоны с круглыми аренами, крытые галереи с легкоатлетическими дорожками. Близость реки подразумевала возможность использования в зимнее время катка. Внешний вид здания должен был резко отличаться от общей застройки города. В сущности, в первом усть-сысольском проекте Холопов воплотил столичные идеи строительства «дворцов для народа», обратившись к классическим традициям.

Отдельным блоком представлены рисунки на тему спорта, которые были опубликованы на страницах коми республиканского журнала сатиры и юмора «Чушканзi» («Оса»). В числе прочих видов спорта здесь можно увидеть и «бюрократический футбол», в котором чиновники «отфутболивают» посетителя.

Спорту посвящена и страница из газеты «Komi Komsomol» от 11 марта 1934 года. В этот период коми письменность была переведена на латиницу, поэтому газета выглядит как иностранная. На коми языке в ней призывают участвовать в сдаче нормативов ГТО и «Ворошиловского стрелка».

Картина Михаила Безносова «Всеобуч в Сыктывкаре» (1943 год) напоминает о системе обязательной военной подготовки граждан, которая существовала в советское время. Согласно декрету ВЦИК, с целью создания подготовленного мобилизационного резерва для Красной армии каждый трудящийся в возрасте от 18 до 40 лет должен был пройти курс военного обучения без отрыва от производства.

Далекой Чукотке посвящена серия офортов Владимира Кошелева. На одном из них чукча метает аркан – чаатав. Пожалуй, одна из самых известных работ на выставке – это автолитография Алексея Пахомова «С прогулки» из серии «Наша детвора» (1958 год). Водным видам спорта посвящена большая деревянная скульптура Алексея Попова «Отдыхающий пловец». Она попала в коллекцию галереи с выставки «Физкультура и спорт в изобразительном искусстве» (1966), предположительно, является парной к другой работе автора – «Купающаяся» (1956 год, дерево).

– Это настоящий шедевр коллекции, – подчеркнула Ольга Орлова. – Фигура, выполненная из самшита, лоснится шелковистой поверхностью, словно прогретая солнцем кожа.

На выставке представлены картины и скульптуры из фондов галереи. Также произведения предоставили министерство физической культуры и спорта, Национальный музей Коми, художники и коллекционеры.

Выставка будет работать до 13 августа.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Мажор и лирика спорта"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.