Такое разное дерево

Выставка «Такое разное дерево» открылась 3 июля в Центре народного творчества и повышения квалификации (Сыктывкар, ул. Советская, дом 28). Экспозиция показывает многогранность и уникальность самого доступного в нашей республике материала – дерева. На выставке представлено более сотни изделий ручной работы. Это предметы декора и быта, музыкальные инструменты, детские игрушки, эксклюзивные украшения, настенные панно.
В год тридцатилетия регионального «Союза мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов» газета «Республика» продолжает знакомить читателей с нашими мастерами и их творчеством.

Новая выставка объединила работы трех мастеров Сыктывдинского Дома народных ремесел «Зарань». Это художник росписи по дереву (традиционной и авторской) Диана Бачевич, мастер художественной обработки бересты Александра Поздеева и резчик по дереву Алексей Гаврилов. Молодые мастера уже известны в республике как участники и лауреаты выставочных, фестивальных и других арт-проектов.

Выставка работает под эгидой объявленного в России Года педагога и наставника. Поэтому на ней также представлены изделия учеников Дианы Бачевич, Александры Поздеевой и Алексея Гаврилова. У Алексея Гаврилова, к примеру, учатся и молодые люди шестнадцати лет, и представители золотого возраста до 75 лет.

Наиболее ранний вид обработки древесины – резьба. В прошлом главным украшением жилых и хозяйственных построек были резные охлупни и уключины. Они очень часто имели вид конской головы. Приспособления для ткачества, прялки, рубели, трепала, шкатулки украшались нарезной и трехгранно-выемчатой резьбой. Был распространен солярный мотив – один из древнейших в искусстве коми – круги, розетки, кресты внутри круга в различных вариациях.

Плетение из корня, лозы и дранки тоже имеет давние традиции. Для него использовали древесную дранку, ивовые и черемуховые ветки, корни сосны, ели и можжевельника. Все это заготавливали осенью, а плели долгими зимними вечерами. Лучшим материалом считался сосновый корень, так как он отличается значительной длиной, гладкостью и красивым цветом, поэтому большинство изделий плелось из него. Ивовые прутья применялись редко. Только для крупных и грубых изделий – больших корзин, чемоданов, тарантасов.

Из расщепленных и целых корней изготавливались различные кухонные изделия: хлебницы, шкатулки, воронки, корзинки для сбора грибов и ягод, бельевые корзины. Коми мастера широко использовали ветки черемухи, а также нерасщепленные корни сосны и можжевельника, в то время как другие народы предпочитали расщепленные корни. Широкое распространение имели изделия из сосновой дранки. Из нее плелись в основном хозяйственные корзины различных размеров и женские шкатулки.

Как рассказал «Республике» Алексей Гаврилов, в колледже культуры имени Вениамина Чисталева он учился по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Здесь Александр Выборов научил молодого мастера работе с деревом.

– Делаю изделия из капа, сувеля, коми музыкальные инструменты, посуду, игрушки, изделия декора и иногда мебель, – перечислил Алексей Гаврилов. – Произвожу токарные, столярные, скульптурные работы. В Сыктывдинском Доме народных ремесел «Зарань» преподаю резьбу по дереву детям и взрослым и скульптуру студентам СГУ имени Питирима Сорокина. В наши дни работы мастеров очень востребованы, как традиционные, так и новые современные изделия.

Большую роль в быту коми играла береста, из которой мастерили различные емкости. Из березового капа – нароста на стволе – также делают ковши, черпаки, ложки, солонки, братины. В строительстве бересту используют для защиты от влаги на крыше, прокладывая между слоями кровельных досок, под окнами для отвода воды от стены, между нижним венцом сруба и фундаментом. Из берестяных лент плетут заплечные ранцы – пестеры, солонки, лопаточники, другие изделия. Из больших цельных пластов бересты делают различные широкие емкости – чуман и шердын. В больших чуманах хранили зерно, различную мелкую утварь и даже мыли детей. Шердын – лоток с пологими бортами, сшитый из двух пластов бересты, – использовался для просеивания муки, провеивания зерна и ягод. Из бересты плели туеса – сосуды со съемной крышкой. Легкий и прочный туес использовался для хранения молока, простокваши или кваса. Его стенки изготавливались из нескольких цельных слоев бересты, донце и крышка – из дерева. В рыболовстве тоже использовалась береста. Из скрученной берестяной ленты делали поплавки, а основу грузила – камень – оплетали берестой. На выставке можно увидеть даже берестяной козырек для защиты лица от солнечных лучей.

– У меня всегда была тяга к рисованию, поэтому я поступила в Эжвинскую художественную школу, – рассказала «Республике» Александра Поздеева. – После ее окончания выбор высшего учебного заведения был очевиден – Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, отделение «Народное художественное творчество». Такой дисциплины, как «береста», в университете не было, тем не менее я уже пятнадцать лет работаю заведующей сектором художественной обработки бересты в Доме народных ремесел «Зарань». После окончания университета меня позвал сюда мой преподаватель и дипломный руководитель Валерий Торлопов. Я стараюсь придерживаться традиций нашего края в изготовлении изделий. Но без авторского отношения к творчеству тоже никак. В основном занимаюсь именно плетением из бересты. Изделия пользуются спросом достаточно хорошо. И это радует. Но потребности у людей разные, кому-то нужно эксклюзивное изделие, а кому-то достаточно просто сувенира. Иногда ко мне обращаются с просьбой сделать что-нибудь на заказ. Бывает, что заказчик представляет себе только общий образ изделия. И когда он видит готовый заказ, полностью удовлетворяющий его желание, получаешь огромное удовольствие от своего труда.

Художественная роспись по дереву была издавна распространена в Коми крае. Существует несколько традиционных видов коми росписи: мезенская, верхневычегодская и нижневычегодская. Широко использовали круг – символ солнца и оберег от напастей. Круги различных цветов и размеров рисовались на дверях, фронтонах домов, кроватях, столах, бытовой утвари и детских колыбелях. Крупным центром самобытной росписи было село Керчомъя на Верхней Вычегде. Считается, что именно верхневычегодская роспись повлияла на становление художника-абстракциониста Василия Кандинского, который в 1889 году приезжал в экспедицию в Коми край. Основной целью его поездки являлся сбор этнографического материала по культуре коми-зырян. В частности, некоторые традиционные расписные узоры на прялках и других предметах деревенского быта вполне могли повлиять на цветовоспроизведение и образы в работах будущего абстракциониста.

– Не могу сказать на сегодня, что уже являюсь опытным мастером, но результаты своей работы вижу, – рассказала «Республике» Диана Бачевич. – Это и придает сил работать дальше, больше. Любое ремесло требует много терпения, сосредоточенности, сил. Думаю, любовь к росписи зародилась еще при обучении в колледже культуры благодаря педагогу Валентине Журиной. Работаю, как правило, с природными материалами. Это либо покупные заготовки из дерева, либо заготовки, сделанные Алексеем Гавриловым, чьи работы также представлены на выставке. Как-то получилось так, что изделия по большей части ориентированы на детей. Думаю, что есть две основные причины. Во-первых, я люблю детей. Во-вторых, мы много работаем с ними. Мне интересен их мир, их фразы, их взгляды. Очень хочется свои навыки и знания передать дальше. Я рада тому, что с каждым годом все больше людей разных возрастов интересуются ремеслами. Считаю, что главная задача мастера – это грамотно и уверенно делать свое дело, делиться своими знаниями и навыками.

Коми культура и быт изначально и неразрывно связаны с лесом, где люди обустраивали себе территорию для жизни. Мастера хорошо знали свойства различных древесных пород, умело использовали их при создании обиходных вещей и сооружений. Из ели и сосны они строили дом и хозяйственные постройки, из березы гнули полозья, делали лыжи и различные повозки, из осины выдалбливали лодки, посуду и утварь, вырезали игрушки. Из еловых стволов с естественно загнутыми корневищами делали охлупни и уключины для кровель, сани и волокуши, скамейки и льномялки, рамы ткацкого стана и прялки. Самые разнообразные вещи создавали из березового капа, бересты, еловых и сосновых корней.

Порадоваться за участников вернисажа на его открытие пришли представители Союза мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Республики Коми и, конечно, коллеги из Сыктывдинского Дома народных ремесел «Зарань». Поддержать земляков и подарить гостям выставки творческие номера приехали юные артисты детского фольклорного ансамбля «Лапоточки» из Сыктывдинского района.

Выставка работает по будням и открыта для посещения с 9 до 17 часов. Ведется запись на бесплатные экскурсии. В рамках выставки мастера проводят мастер-классы: 7 июля прошел мастер-класс по росписи сервировочной доски от Дианы Бачевич; 14 июля в 10:00 запланировано плетение солонки из бересты от Александры Поздеевой; 28 июля в 10:00 – изготовление фруктовницы из деревянных реек от Алексея Гаврилова. Участие в мастер-классах бесплатное, продолжительность каждого около двух часов.

Группа мастеров союза представила Республику Коми на IX Международном фестивале народных промыслов и ремесел «Город ремесел». Они привезли домой из Вологды сразу шесть дипломов. В фестивале участвовали ремесленников из Белоруссии, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Грузии, Эстонии, а также из 41 региона России.

Мастера из нашей республики представили свои работы в номинациях «Художественная обработка дерева, плетение из традиционных материалов, столярное и токарное дело» и «Роспись по дереву и бересте». Призеры в номинации «Художественная обработка дерева, плетение из традиционных материалов, столярное и токарное дело»: 1 место – Наталия Мелешева (набор коробов), село Пажга, 2 место – Ольга Томилова (короб), Сыктывкар, 3 место – Светлана Агеева (набор блюд), Сыктывкар, специальный приз – Евгения Шучалина (набор декоративных тарелок), Сыктывкар. Номинация «Роспись по дереву и бересте» – категория «Традиция»: 1 место – Олег Махов (ковш), Сыктывкар. Категория «Авторские работы» – 2 место – Олег Махов (шкатулка), Сыктывкар.

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Такое разное дерево"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.