В поисках «чудова бога»

Зачем Василий Кандинский ездил к «вратам смерти»

Имя художника-абстракциониста Василия Кандинского сегодня хорошо известно во всем мире. В советское время его творчество никак не связывали с народной коми культурой, но в последние годы все больше говорят и пишут о том, что одним из источников вдохновения для его необычного творчества было путешествие в Коми край. Сейчас путь-дорога художника от Усть-Сысольска до «центра зырянского края» Усть-Кулома через северную тайгу стала новым маршрутом внутреннего туризма в республике. Путешествие по следам Кандинского совершили и журналисты республики в рамках празднования 105-летия Коми печати.

Как же будущий художник оказался в далеком уголке Российской империи? Сюда Василий Кандинский – тогда еще студент-юрист Московского университета – приехал в 1889 году. Основной целью его поездки являлся сбор этнографического материала по культуре коми-зырян. По пути он вел дневник и на одной его странице написал, что в Усть-Куломе «Бог чудов найден!». Что он имел в виду, так и осталось неясным. Рукопись дневника с этими записями сейчас хранится в парижском музее современного искусства – Центре Жоржа Помпиду.

Самой дальней географической точкой в зырянской глубинке для него стали верхневычегодские села Усть-Кулом и Керчомъя. В некоторых путеводителях позапрошлого века Усть-Кулом называют «вратами смерти» – это один из вариантов перевода коми названия села на русский язык.

В отделе этнографии Национального музея Коми собрана коллекция старинных коми прялок, и, глядя на них, можно понять, что некоторые традиционные расписные узоры на прялках и других предметах деревенского быта вполне могли повлиять на цветовоспроизведение и образы в работах будущего абстракциониста. Особенно это заметно на примере рисунка мирового древа на привезенной из верхневычегодского села Парч старинной дверце в голбец или на прялке из села Керчомъя.

Спустя годы после юношеской поездки Василий Кандинский в статье «Ступени. Текст художника», анализируя свой путь становления как художника, отметил, что «особенно сильными впечатлениями моего студенческого времени, также определенно сказавшимися в течение многих лет, были: Рембрант в петербургском Эрмитаже и поездка моя в Вологодскую губернию, куда я был командирован Московским обществом естествознания, антропологии и этнографии».

То же самое будущий основатель абстракционизма подчеркивал в переписке со своим другом, известным русским этнографом Николаем Харузиным. «Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить, – писал Кандинский. – Ярко помню, как я остановился на пороге перед этим неожиданным зрелищем. Стол, лавка, огромная печь, шкафы, поставцы – все это было расписано пестрыми размашистыми орнаментами. По стенам лубки… Когда я вошел в горницы, живопись обступила меня, и я вошел в нее. С тех пор это чувство жило во мне бессознательно. Несколько лет занимало меня искание средства для введения зрителя в картину так, чтобы он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся».

«Охваченный чувством, что еду на какую-то другую планету, – описывает свой маршрут Кандинский, – проехал я сначала по железной дороге до Вологды, потом несколько дней по спокойной, самоуглубленной Сухоне на пароходе до Усть-Сысольска. Дальнейший же путь пришлось совершить в тарантасе через бесконечные леса, между пестрых холмов, через болота, пески…»

Поездка Кандинского по Коми краю проходила в начале лета и была совсем непродолжительной. Всего неделю он пробыл в этих местах – с 19 по 26 июня 1889 года. И за этот короткий срок местные жители буквально «влюбили» в себя будущего художника.

«Я положительно влюблен в зырян, – подчеркнул он в своем дневнике. – Зыряне – премилый народ».

В Усть-Сысольске Кандинский встречался и беседовал с известным автором охотничьих рассказов, краеведом и этнографом Флегонтом Арсеньевым, уездным врачом Михаилом Туром и другими. А еще во время визита в единственный коми город Российской империи московский студент умудрился купить настоящую колбасу. «Ночью напихался колбасой и лег на свое музыкальное ложе», – пишет он.

В марте 2017 года коми культура была впервые представлена в Милане. Там в музее культур «Mudec» прошла выставка «Кандинский как рыцарь: Путешествие в абстракцию», посвященная его поездке в 1889 году по Вологодской губернии, в которую входила часть Коми края. Некоторые материалы для экспозиции были предоставлены из фондов Национального музея Коми. Это аутентичные записи фольклора и фотографии коми-зырян.

Во время путешествия на север Кандинский читал первое отдельное издание полного русского перевода текста «Калевалы», вышедшее в 1888 году. В Усть-Куломе студент купил ружье за три рубля. Зачем оно ему понадобилось, тоже непонятно. Может, это было интересное старинное оружие, а может, он купил его на случай встречи с хищниками. В Усть-Куломе Кандинский, по его словам, «ел утку и рыбу, раздирая их руками».

В дальних селах студент-этнограф, подобно гайдаевскому Шурику, записывал старинные песни, загадки и все пытался выяснить, как на коми языке будет слово «жена». В своем путевом дневнике Кандинский некоторые рисунки подписывал коми словами и названиями. Например, под зарисовкой бани было указано, что это «пывсян», а под овином написано, что это «рыныш». Судя по всему, студента интересовали коми слова, и он отмечал в дневнике, что на коми языке морт – это человек, а войтыр – люди.

Ездил Кандинский верхом и на тарантайке в Богородск, Подъельск, а на лодке плавал в некий Шой-яг. В этом селении, которое отсутствует на современных картах, по его словам, жили «совершенные дикари», которые смотрели на приезжего как на нечто чудесное и никогда не виданное. Кто посмелее, те трогали очки гостя, а робкие издали тыкали пальцами и быстро тараторили. Современные исследователи так и не смогли определить, что за поселение автор дневника назвал Шой-ягом.

Отметил молодой путешественник и то, что в северном крае комары будут покрупнее московских, и даже летом здесь холодно и выпадает снег. Извозчик-зырянин всю дорогу заботливо укрывал Василия, чтобы тот не замерз в пути. Не лишними были и купленные тулуп и меховая шапка-ушанка.

Василий Кандинский – основоположник и теоретик абстрактного искусства, работы которого отличаются строгими формами и механистичными композициями. Не имея прямых последователей, творчество Кандинского тем не менее оказало огромное влияние на развитие искусства XX века. Прабабушка Кандинского была родом манси. Кандинский окончил юридический факультет МГУ, начал преподавать в университете и занялся наукой, а также обзавелся семьей. Однако к тридцати годам главное дело жизни – живопись – возобладало над научной деятельностью. В 1896 году он переехал в Германию и обучался там у лучших живописцев. Далее, в 1900 году, он поступил в Мюнхенскую академию живописи.

Итогом поездки Кандинского стала его статья «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям)». В этой работе он упоминал языческих богов Чурилу, Войпела, Йомалу, лешака-морта, полудницу и предвестника смерти – орта. Также студент написал рецензию на книгу Георгия Лыткина «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык». А вот записи коми песен, которые он делал во время поездки, бесследно исчезли.

Но главный итог экспедиции на север – это то, что будущий правовед стал художником и одним из основателей нового направления в искусстве – абстракционизма.

Северные дома и предметы зырянского быта вызывали у Кандинского удивление и восхищение. Он пишет: «Мне впервые удалось увидеть народное искусство в естественной среде и на собственной его почве. В этих-то необыкновенных избах я и повстречался впервые с тем чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ… Никогда не забуду большие, покрытые резьбой деревянные дома. В этих чудесных домах я пережил то, чего до сих пор не испытывал».

Картины Кандинского и Ван Гога являются самыми дорогими на мировых аукционах. Когда люди читают дневниковые записи Кандинского о путешествии, они узнают о нашем северном крае, у них возникает желание приехать сюда. В будущем такой маршрут может стать перспективным туристическим продуктом. Он позволяет увидеть тот путь, который прошел Кандинский, соприкоснуться с культурой, с которой встретился будущий художник. Можно также создать в селе Керчомъя арт-резиденцию для художников и учащихся школ искусств. Летом в Керчомъе проходит традиционный праздник лодок «Пыжа гаж». Его участники устраивают «гулянье на лодках» по озеру Вад.

В 2017 году Национальный музей Коми презентовал фильм «Путешествие Кандинского к «вратам смерти». В основу фильма легли путевые заметки, сделанные во время поездки Василия Кандинского. В картине на основе дневниковых записей Кандинского воссоздается весь преодоленный им путь от Вологды до «центра зырянского края» Усть-Кулома. Идея фильма возникла во время работы над книгой «Путешествие Василия Кандинского к зырянам в 1889 году». Альбом был издан в 2013 году и получил хорошую оценку специалистов. Оператором выступил Дмитрий Дик, а монтажом занимался Алексей Коноплев. Работа с перерывами продолжалась три года. Было важно показать те места, здания, улицы, которые видел Кандинский. В результате собрали богатый материал на сорок минут, но решили сделать картину более легкой и сократили ее до восемнадцати минут. В фильме обыгрывается картина Кандинского 1913 года «Пейзаж» из собрания Государственного Эрмитажа. Задействованы и предметы из фондов и экспозиций музея. Например, редкое дореволюционное издание финского эпоса «Калевала». Через архивные фотографии и проведенные съемки в фильме представлены места, которые упоминаются в дневнике Кандинского. Это гостиница «Золотой якорь» и Дом губернатора в Вологде, тюрьма в Тотьме, гостиница в Великом Устюге, дорога, по которой он ехал. В фильме показаны города и села, где Кандинский побывал: Кадников, Сольвычегодск, Усть-Сысольск, Усть-Кулом, Керчомъя, Подъельск и Лальск.

Артур АРТЕЕВ

Оставьте первый комментарий для "В поисках «чудова бога»"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.