В Национальном музее Коми показывают дореволюционные детские портреты
Гамаши, пелеринки, фартучки, матроски… Увидеть то, что носили российские дети в начале прошло века, можно на открывшейся в Национальном музее Коми выставке фотографий «Детская мода. 100 лет назад» из собрания Мультимедиа Арт Музея (Москва).
География работ, представленных на выставке, очень широка – от Могилёва до Владивостока, от Архангельска до Баку. В основном это кабинетные портреты, которые в свое время любящие родители ставили на письменный стол или этажерку. В оригинале это небольшие фотоснимки, но для того, чтобы можно было разглядеть детали нарядов, копии снимков для экспозиции увеличили.
Авторы снимков – рядовые российские фотографы, малоизвестные, неизвестные и забытые владельцы или работники бесчисленных фотоателье, разбросанных по всей Российской Империи. Их работы не претендовали на высокое искусство, но пережили свое время и стали свидетельством культуры ушедшей эпохи. Так же и дети, запечатленные на снимках, в большинстве своем неизвестны.
Первую экскурсию провела специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Мультимедиа Арт Музея Москвы Юлия Бейгун. Она познакомила гостей с коллекцией представленных фотографий и рассказала о специфике детской моды дореволюционной России.
– Какая привычная для нас деталь одежды отсутствует на снимках? – поинтересовалась она у посетителей музея.
Оказалось, что это обычная застежка-молния. Хотя ее изобрели и запатентовали еще в середине XIX века, но только в 1913 году была разработана технология ее производства, и только к 1923 году она получила широкое распространение.
Наряды более чем столетней давности – это крестильные рубашечки, гимназическая форма, простая и удобная для работы одежда крестьянских детей, одинаковые ситцевые платьица приютских сирот, кружева и бантики девочек, одетых для детского бала, изящные столичные наряды и диковинные карнавальные костюмы, порожденные буйной фантазией провинциального портного.
Любимая вещь детского костюма начала прошлого века – это матроска. Мода на нее появилась во время русско-японской войны, прославленных подвигов «Варяга» и «Корейца». Ее носили мальчики от младенцев до подростков, девочки из хороших семей, столичные жители и провинциалы. На снимках можно увидеть почти точные копии настоящей морской формы и одеяния, лишь отдаленно напоминающие образец.
На детскую одежду оказывает влияние и взрослый стиль модерн – его страсть к стилизации здесь оборачивается своеобразным костюмированием: вот дети в национальных костюмах, которые сейчас могли бы считаться маскарадными, – русских, кавказских, венгерских. В них вряд ли ходили по улицам ежедневно, но и шились они не только для походов к фотографу. Одежда для девочек всегда больше похожа на взрослую. Изящные шляпки, пена кружев и оборок, замысловатые расцветки тканей – все это стиль модерн.
Практически забыта сегодня пелерина. Это элемент женской и мужской одежды, преимущественно в виде безрукавной накидки или съемного, большого, закрывающего плечи воротника. В XVI веке она вошла в моду в высших слоях Испании. Новый всплеск интереса к пелерине пришелся на XIX век, когда в мужской и женской одежде получила распространение крылатка. Пелерины шили из тканей, кружев и меха.
Московскую выставку дополнили фотоснимки из коллекции Национального музея Коми, отражающие детскую моду Усть-Сысольска, Тотьмы и поселка Нювчим начала XX века.
Выставка будет работать до 21 мая.
Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "В ожидании птички…"