В середине марта команда спортсменов-конников из Коми завоевала шесть медалей в дисциплине «конкур» на открытом Кубке Республики Марий Эл. Соревнования проходили на базе конноспортивного комплекса «Чудо-кони» в Йошкар-Оле. Тренируются конники на базе автономной некоммерческой организации «Грация спорта» в сыктывкарском конном клубе «Престиж». Руководитель клуба Екатерина Ковальцова сама является действующей спортсменкой, и одну из медалей в копилку команде принесло именно ее выступление. Екатерина рассказала «Республике» о любви к этому красивому виду спорта и желании вывести его на новый уровень в родном регионе.
– Редко можно услышать о громких победах наших конников. С чем это связано?
– Спортсмены занимаются с детских лет и потом упираются в определенный потолок. Многие остаются на уровне любителей. Я достигла первого спортивного разряда, и выше этого разряда у нас в республике никто нормативы не выполнял, то есть у нас нет ни мастеров, ни кандидатов в мастера спорта. Сейчас нет даже перворазрядников, никто не подтвердил. Чтобы подтверждать звания и выполнять нормативы, нужно участвовать в стартах серьезного уровня. Это влечет за собой большие финансовые затраты. Например, сейчас в Йошкар-Оле у нас три спортсмена квалифицировались к участию во всероссийских стартах в Москве, но поехать вряд ли смогут, потому что очень дорого.
– Это ведь в целом дорогой вид спорта?
– Да, но это не должно становиться проблемой для тех, кто хочет заниматься и мечтает добиться спортивных высот. Я работаю в паре с тренером Людмилой Екишевой. Нашей организации всего год, тем не менее уже есть успехи в грантовых конкурсах. Это дает возможность развивать материально-техническую базу, поэтому планируем участвовать во всех возможных конкурсах. Придумываем проекты, оформляем заявки. Сейчас мы на грантовые деньги оборудовали детскую раздевалку шкафчиками, закупили седла и полностью переоборудовали плац: заменили траву на песок. Реализуем грант главы, в июле должны будем по нему отчитаться. Проект называется «Стань грацией спорта». В рамках этого проекта занимаются дети из малоимущих и многодетных семей. Чтобы они могли бесплатно заниматься, мы оборудовали базу, закупили для лошадей амуницию, три раза в неделю тренер с ними работает. Они тренируются с осени, а в мае мы будем проводить для них итоговые соревнования, закупили комплект препятствий. По этому же проекту с мастер-классом к нам приедет Марина Калинова. Это брянская наездница долгое время была членом сборной страны. Я у нее какое-то время тренировалась, многому научилась.
– Как обычно люди начинают заниматься конным спортом?
– По-разному: кто-то приезжает изначально просто на конную прогулку, ему это начинает нравиться. У детей это очень быстро происходит. Ребенку стоит сесть на лошадь, и он зачастую мгновенно решает бросить все другие виды спорта, погружается целиком в конный спорт. Мы, например, с сестрой решили попробовать и поехали в конноспортивную школу. До этого я вообще не знала, что есть такой вид спорта, а занималась гимнастикой, причем показывала хорошие результаты. Оказалось, что надо ехать до конюшни на двух автобусах, добираться три часа. Маме сказала: «Буду заниматься». Естественно, родители были против, отговаривали, убеждали, что, мол, есть же результаты в гимнастике. Но мы с сестрой проявили настойчивость, сказали, что ездить будем сами и возить нас не надо. Родители сначала отнеслись скептически, но потом во всем поддерживали. Сначала они думали, что мы покатаемся и потеряем интерес к конному спорту. Но когда дело дошло до всероссийских соревнований и покупки своей лошади, то они все поняли и до сих пор поддерживают.
– До определенного времени ребята занимаются на лошади, которую предоставляет спортивная школа, а потом нужно приобретать свою?
– После достижения семнадцати лет спортсмены в Коми больше не могут заниматься в детской спортивной школе бесплатно. Выпускаясь из школы, каждый уходит в свободное плавание. Я бесплатно занималась до семнадцати лет, после этого нужно было приобрести лошадь, чтобы продолжать развиваться. Первую лошадь купила двенадцать лет назад. Накопила самостоятельно, работая без выходных с утра до вечера, параллельно тренируясь чуть ли не по ночам.
В спортивной карьере у меня был восьмилетний перерыв, во время которого я занималась строительством конюшни и получала высшее образование. Был выбор: либо выступать здесь и сейчас, либо сделать так, чтобы у меня была какая-то база, где я смогу регулярно тренироваться и выступать. Расставила приоритеты в пользу будущего. Сейчас есть база, мы ее обустраиваем. Раньше мои лошади стояли то в одной конюшне, то в другой. Условия содержания меня не устраивали, и я решила, что построить что-то свое будет лучше всего. Периодически к нам стали привозить деток с ограниченными возможностями здоровья, с аутизмом, ДЦП. Сначала приезжали только мои знакомые с детьми. На тот момент денег я не брала, понимала, что у людей и так серьезные проблемы. Но, когда мы стали замечать, что иппотерапия действительно работает, решили целенаправленно развивать адаптивную верховую езду. Потом постепенно у нас начали заниматься спортсмены, которые хотят развиваться.
– Вы сказали, что в республике нет мастеров и кандидатов в мастера спорта. У вас есть цель воспитать спортсменов такого уровня?
– Да. Хочу, чтобы у нас был хотя бы один мастер спорта на всю республику, чтобы хоть кто-то дошел до этого уровня. Для этого нам надо ездить на старты с маршрутами высокой сложности. В основном в республике спортсмены занимаются конкуром, это преодоление препятствий. Есть маршруты с высотой препятствий 50-60 сантиметров, есть 150. Вот чтобы выполнить норматив на первый разряд, то надо без ошибок проехать маршрут из 12 препятствий и сделать 14 прыжков, там высота 130 сантиметров. Соответственно, кандидатский норматив будет 140 сантиметров, а мастерский – 150. На мартовских стартах в Йошкар-Оле победителем самого сложного маршрута с высотой препятствий до 120 сантиметров стала Мария Щекотько на лошади по кличке Мальберт. Я там выступила впервые после восьмилетнего перерыва и завоевала серебро.
– А лошадей вы своих на эти соревнования возили?
– Взяли в аренду. Поездки на старты обходятся дорого во многом еще и потому, что с собой надо везти лошадь либо же брать ее в аренду непосредственно в том городе, где проходят соревнования. В конном спорте результат по большей части зависит именно от уровня подготовки наездника, поэтому вариант с арендой широко распространен. Конечно, от уровня подготовки лошади зависит многое, и если животное не готово взять высоту, на которую ты заявляешься, то результата не будет. В идеале должна быть хорошо сложившаяся спортивная пара: всадник/лошадь. К каждой лошади нужен свой подход, так как у каждой свой характер, и всадник должен уметь подобрать эти «ключи». На высоком международном уровне, например, бывает, что один всадник берет олимпийское золото на одной лошади, а другой на этой же лошади уже не может повторить его успех. То есть просто не складывается спортивная пара. Подобрать правильно пару – это задача тренера. Физическая готовность всадника также играет большую роль. В конном спорте у наездников задействуются все группы мышц. Чтобы управлять сильным от природы животным, должны быть сильные руки. У нас, даже у девочек, руки накачанные, так как довольно тяжело остановить лошадь, если она куда-то скачет.
– Насколько принципиален пол животного на соревнованиях?
– Это не принципиально, но считается, что идеальная лошадь для соревнований – это мерин, то есть кастрированный жеребец. У жеребцов есть свои особенности, потому что они довольно «горячие ребята», и не все могут их удержать, найти подход. Нам повезло, у нас в конюшне очень адекватный жеребец, он никогда ничего не вытворит, единственное, что может, – это ткнуть носиком, чтобы угощение поскорее дали. Обычно жеребцы бывают агрессивные, могут, например, лягнуть.
– До какого возраста можно заниматься этим видом спорта?
– Есть спортсмены, которые выступают на международном уровне и после 50 лет. Если говорить о животных, то лошади живут в среднем до 30-35 лет, к соревнованиям их допускают до 20 лет, после этого возраста животное уже считается возрастным.
– То есть вы сами можете стать мастером спорта. Есть желание?
– Если мне не удастся, то кто-то из моих спортсменов точно выполнит норматив. Мы идем к этому целенаправленно. Как перспективную спортсменку меня не раз приглашали в Санкт-Петербург и Москву. Многие спрашивали: «Зачем ты остаешься в Коми?» Мне было обидно это слышать, думала: «Почему нельзя создать такие же условия здесь?» У нас спортсмены, оканчивая школу, уезжают в столицы, потому что для продолжения карьеры там есть уровень, базы и тренеры. Уверена, что и в нашей республике можно тоже выйти на хороший уровень. Во многих регионах это смогли же сделать, например, в Перми активно развивается это направление, там есть серьезные спортсмены. Они поднялись буквально за несколько лет до всероссийского уровня, проводят там крупные турниры. В той же Йошкар-Оле все развивается, у них база уже международного уровня. У нас загвоздка, конечно, в климатических условиях. Зимой мы прыгаем по снегу, летом по песочку и травке, а осенью и весной ничего не делаем, ждем, пока у нас появится грунт, поэтому нужен крытый манеж. Надеюсь, что когда-нибудь удастся найти средства на строительство манежа. Так проще будет и привлекать спонсоров.
Ярослав СЕВРУК
Фото из личного архива Екатерины Ковальцовой
Молодец,Катя!Желаем тебе Исполнение всех планов!Удачи и процветания ГРАЦИИ СПОРТА «ПРЕСТИЖ»!