Способы защиты детей от насилия в семье и школе обсудили в Общественной приемной главы РК. Свое мнение об этой проблеме высказали представители общественных и образовательных организаций, надзорных органов, медицинские работники города.
Как сообщил старший инспектор ОПДН УМВД России по Сыктывкару Александр Львов, за 12 месяцев прошлого года в Сыктывкаре в отношении детей было совершено 132 преступления. За два месяца наступившего – 24. Речь идет о преступлениях насильственного характера против половой неприкосновенности, причинении побоев, грабежах и разбоях (когда насилие применялось, чтобы отнять имущество).
О случаях сексуального насилия с использованием сети интернет и о том, кто чаще всего становится его жертвами, рассказала заведующая отделением социально-психологической помощи сыктывкарского Центра социальной помощи семье и детям Александра Наумова. По словам специалиста, за последний год количество таких фактов стало значительно больше. Если в 2021 году через службу особого сопровождения, которая оказывает помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, проходили 23 несовершеннолетних, то в 2022 году их число увеличилось почти вдвое – до 40 человек. При этом чаще всего жертвами преступников становятся девочки в возрасте 12-15 лет.
Старший помощник прокурора Сыктывкара Екатерина Голубева проанализировала статистику поступления в стационар детей, в отношении которых были совершены преступления. Отдельно рассматривались последствия противоправных действий в школе. По словам Екатерины Голубевой, если в одних учебных заведениях Сыктывкара за год фиксируются один-два криминальных инцидента, то в других школах – уйма: это и драки, и конфликты во время уроков. При этом школьные разборки не назовешь детскими проказами: правоохранители отмечают, что некоторые случаи имеют тяжкие последствия. С руководством проблемных школ будет проведена дополнительная работа, уточнила Екатерина Голубева.
Александр Львов дополнил, что дети дерутся в школах практически каждый день. Есть ученики, которые буквально терроризируют весь класс, но этому очень сложно противостоять в связи с особенностями законодательства.
Самый распространенный сюжет школьного конфликта: ребенок во время урока достает телефон и начинает играть, учитель делает замечание, чем вызывает агрессию ученика, который выражает свое неудовольствие разными способами – вплоть до бросания стульев в педагога. Учитель вызывает охранника, нарушителя успокаивают в присутствии психолога. Но иногда даже полицию приходится вызывать.
Вопреки распространенному заблуждению агрессивное поведение детей далеко не всегда связано со слабой работой педагогов и специалистов по профилактике. Враждебность и озлобленность нередко являются маркерами того, что агрессивный ребенок сам подвергается насилию, и чаще всего оно исходит от его близких родственников.
Директор ЦСПСиД Сыктывкара Галина Цуман объяснила, что, несмотря на объемную профилактическую работу, которая сегодня ведется на разных уровнях, некоторые родители недопонимают, что жесткое обращение с детьми, в том числе безобидные на первый взгляд шлепки, очень строго караются законом.
Подтвердила актуальность проблемы и заместитель главного врача по профилактической и реабилитационной работе Сыктывкарской детской поликлиники №3 Светлана Антонова. Она рассказала, что проводится огромная работа для профилактики домашнего насилия, но ситуации «из ряда вон» периодически случаются. Например, сейчас на контроле медиков молодая мама, которая отказывается докармливать младенца смесью, не имея при этом достаточного количества своего молока.
– Ребенок теряет в весе, его просто-напросто не кормят. Мы, как врачи, считаем, что действия мамы в отношении малыша – это жестокое обращение. У нее послеродовая энцефалопатия: кормлю грудью, несмотря на то, что нет молока. В больницу она не ложится, ребенка не отдает, кормить не хочет. Вот хоть что с ней делай – замкнутый круг! Ходим каждый день, уговариваем, просим. Если потеря веса будет нарастать, будем привлекать силовые структуры. Такое уже было в нашей практике, – рассказала Светлана Антонова.
Печально, но многие взрослые, не реализовавшиеся в жизни, пытаются доказать свою состоятельность и самоутвердиться за счет детей. Они игнорируют замечания медиков и соцработников, заявляя, что сами будут принимать решения за своего ребенка. Даже тогда, когда малыш остро нуждается в помощи. Такой эгоизм взрослых может стоить здоровья маленькому беспомощному человеку. Так было в случае с одним из юных сыктывкарцев: он стал инвалидом по вине родителей. Врачи обнаружили у ребенка проблемы со здоровьем, ему требовалось лечение. Но родители не прислушивались к рекомендациям медиков, утверждали, что «таскать дите по больницам» им некогда, да и незачем: и так вырастет. Время было упущено, болезнь прогрессировала, теперь у ребенка инвалидность.
Еще одной группой риска, по словам Светланы Антоновой, являются семьи сирот, которые они создают после выпуска из стен детских домов. Нередко эти молодые пары не имеют представления о реальной жизни и не знают, что делать с родившимся чадом, потому что сами еще не выросли.
– У нас эти семьи самые проблемные, больше всего случаев жестокого обращения именно в них. Когда в таких семьях появляются детки, мы всегда берем их на внутренний контроль. Это и более частое посещение специалистов по соцработе и участкового. Иногда доходит до того, что собираем по миру и вещи, и питание, и коляски, чтобы как-то помочь и поддержать их, – говорит она.
Как прозвучало на прямой линии, в городе ведется большая профилактическая работа по предупреждению преступлений в отношении несовершеннолетних. С детьми и их родителями работают медики, психологи, педагоги, сотрудники правопорядка. Во всех 37 школах и организациях дополнительного образования созданы и работают службы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки. В трудный момент каждый желающий может обратиться за помощью к профессионалам. Но наиболее эффективная работа, по мнению участников мероприятия, могла бы сложиться при участии общественности – проходить мимо детских слез нельзя.
Екатерина ЖВАНЬКО
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "Насилие в школе и дома"