В конце марта в Сыктывкаре прошел чемпионат республики по настольному теннису среди незрячих спортсменов. Коми региональная организация Всероссийского общества слепых (Коми РО ВОС) уже давно развивает этот вид спорта на базе своих местных организаций. В регионе есть сборная команда, регулярно появляются и новые талантливые теннисисты. Специалист-реабилитолог Коми РО ВОС Елена Попова рассказала о грантовой поддержке при организации соревнований, дальнейших планах по развитию этого направления и актуальных проблемах общества слепых.
– Во время игры в теннис незрячие ориентируются по звуку?
– Исключительно по звуку. Мастерство проявляется у них в том, чтобы подать мяч бесшумно, так, чтобы он отскочил от борта на своей территории и попал сразу в лузу противника. Во время игры все в равных условиях, глаза у играющих закрыты специальной защитой. Защита ни в коем случае не должна просвечивать, перед соревнованиями мы это проверяем. Также проверяем ракетки, защиту для рук, она должна быть не толще сантиметра. На начальном этапе тоже играла в теннис, и защита у меня была достаточно тонкая. В итоге после игры кольцо месяц не могла снять, так сильно был поврежден сустав. Если игроки играют агрессивно, то могут и шарик сломать, а шарик стоит 1500 рублей.
– Степени инвалидности у игроков разные, поэтому нужны специальные очки?
– Да, это создает равные условия. Тотально слепым в этом плане проще, они привыкли к условиям слепоты, а те, кто хоть немного видят, невольно подглядывают, очки им мешают, и это влияет на результат. Опытные игроки, конечно, уже адаптированы.
– Как давно развивается это направление и насколько затратно приобретать те же столы для игры?
– Специализированные столы для настольного тенниса впервые у региональной организации Всероссийского общества слепых появились в 2013 году. Столы приобретаем и проводим соревнования в основном на грантовые средства. В прошлом году выиграли грант главы Коми по проекту «Настольный теннис (Спорт слепых)», предоставленный региональным министерством экономического развития и промышленности. Благодаря грантовым средствам установили дополнительные столы в Воркуте и Сыктывкаре. Соревнования в столице Коми проходили уже на двух столах, поэтому все прошло гораздо быстрее. Я сама работала в качестве главного судьи. Все чемпионаты республиканского уровня проводятся в Сыктывкаре, так как тут находится региональная организация и сюда все съезжаются. Участвуют спортсмены разного возраста – от 24 до 64 лет. По настольному теннису есть и сборная Коми. В сборную команду входят Руслан Гюльмагомедов, Сергей Палкин, Ольга Семяшкина и Лиана Мироненко. Также недавно в состав вошли Александр Балахонов, Виктория Маслова, Алексей Гусев и Варвара Колегова.
– А где еще в Коми развивается это направление?
– Еще по одному столу есть в Печоре и Ухте. В прошлом году мы писали проект, чтобы столы появились в Усть-Вымском и Усть-Куломском районах, но выиграть грант не получилось. Надежду не оставляем, потому что там эти столы будут очень востребованы. В этом году обучили семь судей на семинаре, выдали сертификаты и надеемся, что это будет началом нашего нового проекта. Судьи есть, а столов нет, нужны средства. Один стол стоит двести тысяч рублей. Кажется, что в изготовлении он прост, но изготовлением мало кто занимается. До недавнего времени столы изготавливались только в Челябинске, не так давно их стали делать еще в Москве.
– Насколько полезен теннис для незрячих людей?
– Занятия настольным теннисом максимально положительно влияют на них. Игра раскрывает людей. Казалось бы, скромный и молчаливый человек, который никуда не ходит без сопровождения, вдруг встает за стол, начинает мастерски делать подачи, играет увлеченно и с азартом. Занятия улучшают и настроение, и физическое состояние. Люди могут работать самостоятельно над физической нагрузкой, сноровкой и подачами. Тут не требуется дополнительная помощь еще одного человека, как обычно нужно незрячим. Люди стараются быть независимыми, они чувствуют себя на равных со зрячими.
– Чтобы человек мог приобщаться к настольному теннису, ему ведь надо добраться до вас. Насколько это сложно для незрячих людей?
– В 2020 году мы переехали на улицу Савина. В здании по новому адресу у нас все оборудовано под работу специалистов. Преподается азбука Брайля, ориентировка и мобильность, компьютерная грамотность, кружковая работа хорошо развита. Помимо тенниса в организации можно еще многим заниматься. Например, у нас есть беговая дорожка. Просто так бегать незрячим очень сложно, а на беговой дорожке они могут это делать. Есть мячи различные, домино. Приусадебное хозяйство есть, планируем его еще развивать. Художественная самодеятельность, домоводство. Люди приносят свои рецепты домашние и угощают друг друга вкусностями.
Проблема с доставкой людей у нас есть. Незрячие зачастую вообще не выходят на улицу. Бывает, что человек не может найти сопровождающего, на такси у него нет денег, а на автобусе он ездить не умеет или боится. У нас есть специалисты, и мы работаем над тем, чтобы обучать людей, мотивировать их выйти из домов. Потому что им необходимо общение. Настаиваем на том, чтобы они к нам чаще заходили, общались. Незрячий человек ориентируется в основном на слух и при помощи трости. Бордюрного камня по улице Савина нет, тротуарное полотно не подготовлено, там лужи, ямы, грязь – сухая, жидкая, замерзшая. Нередко наши пешеходы выходят на проезжую часть. Это опасно. В рабочем порядке мы переписываемся с горадминистрацией. Администрация отвечает, что конкретно в 2023 году средства изыскать нет возможности, поэтому не будут оборудованы остановочные комплексы, не будет приведено в порядок тротуарное полотно. Надеемся, что хоть в следующем году получится.
Несмотря на все сложности, решаем проблему доступности. Прорабатываем всю логистику, обсуждаем, как человек будет к нам добираться: при помощи сопровождения, самостоятельно, на автобусе или на такси. Все это мы проговариваем и решаем все вопросы.
Игра в теннис – это вершина, а вокруг еще много проблем. Мы вышли с заявкой в фонд президентских грантов, чтобы попытаться получить автобус по соответствующему проекту. Так мы сможем, допустим, с утра всех собирать, привозить, а вечером развозить по домам. В течение дня мы бы централизованно обучали людей самостоятельности, и со временем они бы сами начали к нам приходить.
– Какие еще у региональной организации планы и цели в этом году?
– В этом году мы отмечаем 95-летие. Летом мы обычно снижаем активность, начинается дачный сезон, а незрячие люди с удовольствием занимаются огородничеством, из своих овощей и ягод делают отличные заготовки. В июне будем знать, поддержал ли нас фонд президентских грантов с заявкой на автобус. Также в июне станет известно, поддержали ли нашу заявку на грант главы по празднованию юбилея. Юбилейные мероприятия будут приурочены ко Дню белой трости, который проходит 15 октября. Сам юбилей будет 28 декабря, но основные мероприятия пройдут с 15 октября до 13 ноября, когда отмечается Всемирный день слепых. В планах соревнования по тифлотроеборью: люди будут соревноваться в навыках ориентировки, компьютерной грамотности и работы со смартфонами, чтению и письму по Брайлю. Также будет капустник, на который каждая местная организация, а у нас их пять по республике, привезет свой концертный номер.
Ярослав СЕВРУК
Фото автора и предоставлено Еленой Поповой
Оставьте первый комментарий для "Елена Попова: «Настольный теннис дарит незрячим чувство независимости»"