Четыре способа обмана

В Общественной приемной главы Коми прошла прямая линия на тему «Психология мошенничества: почему люди попадаются на уловки незнакомцев?». О видах преступных схем и о том, как не попасть в неприятную ситуацию, жителям региона рассказали начальник УМВД России по городу Сыктывкару Ильдар Хуснутдинов, руководитель отдела уголовного розыска столичной полиции Денис Синельник и представитель общественного совета при УМВД по Сыктывкару, психолог Юлия Першина.

Внимание, только внимание

О видах преступлений в сфере информационных технологий известно многим, но, к сожалению, граждане по-прежнему попадаются на уловки мошенников, лишаются больших сумм, а все потому, что уверены – с ними такого просто не может произойти. По статистике, за 12 месяцев 2022 года только в Сыктывкаре было совершено более 1635 таких преступлений, общий ущерб от которых составил 194 миллиона рублей. А за два первых месяца 2023 года было совершено 336 преступлений, из-за которых сыктывкарцы лишились 57 миллионов рублей. Цифры соотносимы со статистикой и по другим городам и районам республики, в них сложилась аналогичная си-
туация.

– Суммы ущерба по разным видам мошенничеств, которые проходят в сфере информационных технологий, могут составлять от пяти тысяч рублей до трех-шести миллионов. При этом большая часть утраченных средств – деньги, взятые в кредит. Попадаются на уловки преступников как молодые, так и пожилые граждане, – отметил Ильдар Хуснутдинов.

О способах и приемах обмана, а также о самых типичных ошибках граждан при общении с мошенниками рассказал Денис Синельник. По его словам, на территории Коми наибольшее распространение получили четыре вида противоправных действий.

Первый зачастую начинается со звонка от представителей банка, госуслуг, полиции, МФЦ, контакты которых в мессенджерах могут подсвечиваться логотипами официальных ведомств. При этом нарушители закона используют подменные номера, комбинация цифр которых похожа на ту, которая распространена в регионе.

Зачастую, втираясь в доверие, звонящие называют персональные данные потенциальной жертвы: серию и номер паспорта, дату рождения, место жительства, чем могут окончательно убедить в своих словах. Еще более убедительно выглядят фальшивые фотографии статусных документов или удостоверений «специалистов» банка или правоохранительных органов, предъявляемые преступниками в качестве доказательств. После того как человек уверился, что с ним на проводе официально уполномоченное лицо, мошенники начинают убеждать, что они хотят предотвратить преступление, которое в данный момент пытаются совершить в отношении этого гражданина третьи лица. При этом жертве запрещают советоваться с родственниками и звонить куда-либо.

Следующий вид мошенничеств связан с покупками в интернете – на самых разных сайтах, в соцсетях, в приложениях. Схема обмана сводится к тому, что во время общения мошенник всячески пытается увести жертву для продолжения беседы в мессенджер (Вайбер, Вотсап, Телеграм). После чего предлагает совершить оплату через известные онлайн-сервисы доставки, отправляя при этом ссылки, схожие с настоящими ссылками сайта. Но, как говорят специалисты, если внимательно посмотреть на присланный мошенниками адрес сайта, подделку легко распознать.

Названия настоящих сайтов, как правило, состоят из одного слова – имени, за которым следует точка и наименование домена. Между тремя этими частями не может быть никаких дополнительных символов и слов. Если они есть, будьте уверены – вас пытаются обмануть.

Игра без правил

Третий вид мошенничества – инвестиции и игра на биржах. Контекстная реклама в интернете нередко предлагает легкий заработок путем инвестирования или игры на бирже. И желающих использовать такие возможности немало. При этом отличить мошеннические сайты от настоящих бывает крайне сложно. Нередко фальшивки имеют названия, похожие на порталы крупных компаний страны и даже государственных органов. Один из маркеров подделки – доменный адрес. Характерным для России является домен «ru». Если перед вами ресурс с другим доменом, а в названии – имя известной российской нефтяной или газодобывающей компании, не стоит рисковать своими средствами.

Еще один вид мошенничества получил свою популярность несколько лет назад. На телефон пожилого человека звонят доброжелатели, которые сообщают о том, что его родственник попал в ДТП. И предлагают решить вопрос с отказом в возбуждении уголовного дела за определенную сумму денег, которую можно отдать курьеру либо даже перевести онлайн.

– По итогу все дистанционные мошенничества сводятся к одному из двух вариантов. Либо человек называет какие-либо смс-коды, либо самостоятельно переводит денежные средства злоумышленникам. Поэтому, прежде чем вводить куда-то присланный вам на телефон код-подтверждение, обязательно прочтите, для чего он нужен. И ни в коем случае не сообщайте информацию о своих банковских картах и пароли к ним, – резюмировал Денис Синельник.

Паспорт в обмен на скидку

Нередко люди задаются вопросом, откуда у преступников персональные данные потенциальных жертв, часто обвиняя в «сливах» сотрудников банков и госучреждений.

– Все очень просто, – говорит Ильдар Хуснутдинов, – чтобы получить персональные данные человека, в частности его имя и отчество, достаточно попытаться перевести деньги по номеру телефона, и система тут же выдаст вам имя и отчество получателя. А вообще, вы только подумайте, столько у вас карт скидок, карт, где есть какие-то накопительные бонусы. Вы никогда не задумывались об этом, когда получали эту карту и радовались десяти процентам скидки на следующий букет цветов. А перед этим вы оставили там паспортные данные, и где они хранятся, никто не знает. Их никто не контролирует.

Главная причина – стресс

Важно помнить: сотрудники финансовых компаний и внутренних органов никогда не звонят, чтобы сообщить, что в отношении гражданина совершается преступление и ему необходимо что-то делать.

– Сотрудники полиции не проводят дистанционно никаких экспериментов в рамках оперативно-разыскной деятельности, просто потому что сделать это дистанционно невозможно. А финансовые структуры при совершении подозрительных сделок просто-напросто блокируют операцию по переводу денежных средств. И тоже никому при этом не звонят, – пояснил Ильдар Хуснутдинов.

Лучший выход в ситуации, когда идет подозрительный телефонный разговор, – успокоиться, отключиться и отложить телефон в сторону. Снимать, переводить деньги, сообщать коды категорически нельзя. Если в голове остались сомнения и страх – обратитесь за консультацией в органы внутренних дел по месту жительства, к юристу или в банк, там вы получите четкую инструкцию, что нужно делать дальше.

Психолог Юлия Першина объяснила, почему люди верят в россказни мошенников и выполняют их требования, хотя информация об их схемах широко распространена. Когда человек слышит такие истории и предупреждения о возможных посягательствах на свое имущество и деньги, ему кажется, что его это не касается: он же еще не попадал в такую ситуацию, и с ним не может случиться то же самое. Тем не менее в группе риска может находиться каждый, ведь главный инструмент мошенников – психология.

Первое, что влияет на уровень доверчивости, – эмоциональное состояние человека. Если он находится в эмоциональном стрессе, истощен или переутомлен, овладеть его вниманием, временем и финансами не представляется сложным.

Стоит запомнить, что в ситуации, когда человек испытывает нежелание продолжать разговор или неприятные эмоции, он имеет полное право без объяснения причин прервать диалог: выйти из помещения или положить трубку. В ситуациях, когда им пытаются манипулировать, важное значение приобретает умение говорить «нет». А вообще, чтобы не попасться в лапы мошенников, нужно стремиться, несмотря на стрессы, оставаться в ресурсном, стрессоустойчивом состоянии.

Мария БАТАЛИНА

Фото автора

Оставьте первый комментарий для "Четыре способа обмана"

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.