Сыктывкарский молочный завод ищет новые рынки сбыта
На Сыктывкарском молочном заводе прошла рабочая встреча руководства предприятия с представителями органов власти во главе с первым заместителем председателя правительства Коми Эльмирой Ахмеевой. Переработчики молока рассказали о производстве, проблемах, связанных с получением сырья, сбытом готовой продукции.
Для начала генеральный директор предприятия Евгений Григорай провел гостей по цехам, где выпускается продукция под брендом «Белая поляна», показал пункт, куда прибывает молоко-сырье с 19 сельхозпредприятий Коми, цистерны, где оно хранится, а также химическую лабораторию, где сырье проходит проверку. Здесь работает современное цифровое оборудование, которое не только быстро и точно проводит проверку сырья, но и автоматически заносит все данные в компьютер. Так что при необходимости можно посмотреть, к примеру, как меняются показатели жирности молока у того или иного поставщика в течение времени. Для делегации провели дегустацию того, что сходит с конвейеров предприятия (а здесь выпускается более сорока видов молочной продукции). Позже прошло небольшое совещание.
Не все производственные линии на момент визита работали. Например, временно стояла та, где делают масло, и это, к сожалению, следствие тенденций, общих для всей страны. Евгений Григорай объяснил, что в целом в России, по наблюдениям экспертов, производство товарного молока в 2022 году стабильно росло, по предварительным оценкам – 3,7 процента к уровню 2021 года, но в то же время потребление молочной продукции сместилось в сторону более доступных категорий под влиянием снижения доходов населения, роста цен, повышенных темпов инфляции.
– Наиболее выраженной стала тенденция замещения в рационе отдельных дорогостоящих категорий, в том числе йогуртов, сметаны, творога более доступным простым питьевым молоком. Соответственно, производство сдвинулось в сторону более глубокой переработки сухого обезжиренного молока, сухого цельного молока, сухой сыворотки, масла. Что говорит о сложностях с реализацией прочей продукции, – пояснил Евгений Григорай. – Уменьшилось производство традиционных кисломолочных продуктов – сметаны, творога.
То есть сейчас производители, видя, что условные йогурты стали менее популярны, начали делать ставку на превращение молока-сырья в продукцию, которая может более-менее долго храниться на складах, пока ситуация на рынке не изменится. Как итог – резкий рост товарных запасов по определенным наименованиям продукции. Сыктывкарский молзавод сухие молочные продукты не делает, но масла уже изготовили изрядно, по словам гендиректора предприятия, прирост по сливочному маслу составил 70 тонн. По творогу – 63 тонны. Евгений Григорай отметил, что негативным фактором стал и рост конкуренции на рынке. Да, импорт молочной продукции в Россию снизился, но дело в том, что есть еще ведь и экспорт, а он упал еще больше.
Так что, по всей видимости, в скором времени ряд производителей «молочки» начнет снижать отпускные цены, прибыльность предприятий от этого упадет, но бесконечно «затаривать» в ожидании лучших времен склады тоже невозможно.
Эльмира Ахмеева напомнила о поручении главы Коми, связанном с развитием молзавода, в том числе с увеличением его загруженности до 90 тонн переработки сырого молока в сутки.
Однако, как стало ясно, достигнуть такого роста в короткие сроки будет непросто. Хотя с технической точки зрения предприятие хоть сейчас готово перерабатывать по 82 тонны молока в смену с сохранением структуры выпускаемой продукции. А перерабатывает по 56 тонн.
В 2022 году молзавод переработал 17 700 тонн сырья, это на восемь процентов меньше, чем в 2021 году. Причина снижения – отсутствие поставок из Архангельской области, которые были раньше. В ходе обсуждения проблемы стало ясно, что в принципе, с учетом расширения производства на различных молочных фермах республики, в обозримом будущем можно рассчитывать на некоторый прирост. Планы молзавода на 2023-2024-й строились именно с ориентацией на перспективы у молокопроизводителей. По словам Евгения Григорая, в 2023 году планируется принять молока-сырья и, соответственно, продать молочной продукции на 23 процента больше, чем в 2022 году. Ожидаемый рост на 2024-й – еще плюс шесть процентов.
Но если с сырьем ситуация более-менее понятная – будет больше молока, будет расти его приемка на завод, то ситуация с продажами, учитывая повсеместное «затаривание» и снижение покупательского спроса на ряд товаров, не так однозначна. Отчасти повышение спроса намерены стимулировать за счет выпуска новинок. Кроме того, преобразится часть старых видов продукции – поменяется упаковка, даже сроки хранения (технологии не стоят на месте).
Также Евгений Григорай озвучил некоторые проблемы с реализацией, рассказал, в чем могли бы помочь органы власти.
Во-первых, это госзакупки. Поставлять продукцию в бюджетные учреждения для производителей вообще дело довольно выгодное, это в чем-то гораздо лучше, чем работать с торговыми сетями. Но сейчас структура продаж молзавода такова: торговые сети – 68 процентов, прочая розничная торговля – 21 процент, собственные магазины – два процента, бюджетные учреждения – девять процентов. В 2022 году выходили на аукционы. И если бы получили все лоты, на которые претендовали, вышло бы больше 300 миллионов рублей. Но удалось выиграть 81 миллион. Гендиректор предприятия озвучил причину: в большей части закупочных процедур просто не смогли принять участия. По его словам, часть бюджетных учреждений выставляет техническое задание под конкретного производителя, не из Коми. Другие выставляют требования к номенклатуре, не производимой предприятиями в Коми либо производимой в другой упаковке, в диапазоне жирности, отличном от того, что производится у нас, хотя в общих требованиях к рациону питания возможна градация, устраивающая большинство местных производителей и переработчиков молока. Еще одна причина – формирование смешанных лотов, куда кроме молочной продукции включаются растительное масло, яйца, сахар, молоко сгущенное и сухое. Такие запросы характерны для Ухты, Сосногорска, самых северных городов Коми.
Евгений Григорай считает, что контролирующим закупочную деятельность органам нужно провести работу с организациями, ответственными за закупки на всех уровнях. Конкурсные процедуры должны формироваться так, чтобы в них наравне со всеми могли принимать участие республиканские переработчики молока. Кроме того, у завода есть некоторые ограничения по участию в конкурсах. Как представитель малого и среднего бизнеса предприятие подходит по всем параметрам, кроме доли государственного участия. Хорошо бы власти региона как-то посодействовали в обходе этого ограничения. На это руководителю предприятия пояснили, что бюджетникам, которые объявляют конкурсы, тоже не так просто, они тоже жестко ограничены законом. И вообще нормы установлены федеральным законом, поэтому обходить их на уровне региона, увы, нельзя. Единственное, в чем могут быть неправы заказчики, так это в требованиях к номенклатуре, которых не существует. Поэтому здесь действительно имеет смысл жаловаться в контролирующие органы.
– Я понимаю, что это закон, и организации его обойти никак не могут. Но надо найти какой-то механизм, потому что мы реально отстранены от торгов. И участвуют в них посредники, которые в основном предлагают продукцию кировскую и вологодскую, – вздохнул Евгений Григорай.
Еще одна проблема, мешающая расширить рынки сбыта продукции молзавода как в бюджетные учреждения, так и через магазины, – логистическая. Несмотря на то что Сыктывкар – столица региона, основной логистический железнодорожный узел – Микунь. И ситуация с отправкой молока на север республики (в первую очередь в Инту и Воркуту, куда автодороги нет) сложилась непростая. Евгений Григорай сообщил, что сейчас вагон, на котором может уехать продукция молзавода в направлении полярного круга, ходит только раз в неделю. Киров как более развитый транспортный узел, наоборот, спокойно напрямую снабжает север Коми своей «молочкой». А местному производителю получается и неудобно, и дороговато. Особенно если идет речь о поставках в бюджетные учреждения не «пакетом», а по раздробленным лотам.
– Доставка из Кировской области в Воркуту будет дешевле доставки из Сыктывкара не менее чем на 40 процентов, а это 5,5 рубля на один килограмм продукции, – пояснил руководитель предприятия.
Этот вопрос тоже как-то надо решать. Евгений Григорай предположил, что помогли бы, например, субсидии на доставку продукции на расстояние, превышающее 300 километров от пункта переработки.
– Разве у нас сейчас нет субсидий на доставку в районы Крайнего Севера? – удивилась Эльмира Ахмеева.
Руководитель минсельхоза Коми Надежда Усова пояснила, что субсидии эти распространяются лишь на труднодоступные населенные пункты. Условно говоря, если молзавод будет возить продукцию в Усинск, «дорожной» господдержки не будет. А вот если из Усинска, например, в Мутный Материк, то тогда можно рассчитывать на субсидию. Но тут-то речь идет о том, что сначала «молочку» надо до города довезти.
Что касается самой логистики, то вопрос с железнодорожными перевозками, по мнению Эльмиры Ахмеевой, вполне решаем.
– Я не вижу проблем, чтобы организовать поставки продукции до Усинска, Воркуты, Инты. Но к нам ни разу никто не обращался с таким вопросом. Подготовьте информацию, какие объемы вы бы хотели отправлять, с какой регулярностью, напишем заявку, – пояснила зампред правительства Коми. – Можно на первое время и субсидию какую-нибудь для раскрутки ввести, пока антикризисные меры действуют.
По словам Эльмиры Ахмеевой, правительство Коми сейчас договорилось с РЖД о запуске еще одного ежедневного скорого поезда Москва – Воркута, и можно использовать эту возможность для попутной отправки продукции, произведенной на юге республики в северные города.
Также на встрече обсуждались вопросы доходности предприятия, цен на закупку молока-сырья. Евгений Григорай сообщил, что закупочные цены повышаются каждый год, а в 2021 году их рост даже превысил рост цен на реализуемую готовую продукцию. Из-за чего предприятие фактически осталось без прибыли. Только во второй половине 2022 года удалось сократить этот разрыв и сформировать паритет цен. На сегодня средняя закупочная цена на сырье без НДС составляет 30 рублей 51 копейку.
Анна ПОТЕХИНА
Фото автора
Оставьте первый комментарий для "«Белая поляна» стремится на север"