Одно из самых престижных учебных заведений Коми, кузница научных кадров, которая входит в число 20 лучших учебных заведений СЗФО, – Физико-математический лицей-интернат включен в федеральный рейтинг образовательного центра «Сириус». О том, чем живет сегодня это учебное заведение, о достижениях его обитателей и планах на будущее мы попросили рассказать директора Наталью Шутову.
– Наталья Модестовна, расскажите подробнее о рейтинге образовательного центра «Сириус», что это за показатель и какую оценку он несет?
– В январе этого года образовательный центр «Сириус» опубликовал рейтинг российских школ, в который вошли 200 учебных заведений, чьи ученики показывают лучшие результаты в области математики и естественных наук. Для нас это было приятной новостью, поскольку именно про этот рейтинг мы раньше ничего не знали. В его основе – результаты участия учащихся в олимпиадах и конкурсах по математике, информатике, физике, астрономии, химии, биологии.
Лицей-интернат и раньше входил в рейтинги образовательных организаций: в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», «Топ-500 лучших школ России» Министерства образования Российской Федерации. С 2018 года мы входим в «Топ-300 школ по поступаемости в ведущие вузы» рейтингового агентства «RAEX». Вхождение в подобные рейтинги всегда почетно, так как они считаются независимой оценкой деятельности всего учреждения.
– Что же представляет собой лицей сегодня?
– Лицей сегодня это учителя-профессионалы, талантливые лицеисты, заинтересованные родители, замечательные выпускники и особая лицейская атмосфера.
Как и много лет назад, у нас два профиля обучения: физико-математический (технологический профиль), его мы ведем с 7 по 11 класс, и естественно-научный (10-11 классы). Первый подразумевает углубленное изучение математики, физики и информатики, а второй – химии, биологии и математики. Всего в данный момент у нас обучаются 11 классов, это порядка 240 детей.
В седьмой класс мы набираем сыктывкарских школьников, они проживают дома. А в восьмые и десятые – уже со всех городов и районов республики. У иногородних есть возможность жить в интернате лицея, который располагается прямо в учебном корпусе, это очень удобно. Соотношение городских и приезжих ребят составляет примерно 50 на 50.
– Сколько времени вы возглавляете Физико-математический лицей? Какими качествами должен обладать директор?
– Директором я стала в сентябре 2010 года, 12 лет назад, а начинала в 2002 году – заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Поэтому с лицеем связана большая часть моей трудовой деятельности.
В первую очередь, на мой взгляд, директор должен относиться к своему коллективу с большим уважением, пониманием, уметь вдохновлять. Тогда результат совместной деятельности будет высоким. В учебном процессе очень многое зависит от личности учителя, его настроя. Если он действительно любит свою профессию и пришел в школу не просто так, то и ребята будут успешны. Если же в самом учителе огонька нет, то и «зажечь» ребенка у него не получится.
Директор должен сам преподавать хотя бы несколько часов в неделю, чтобы понимать, как себя чувствуют другие педагоги, что происходит с детьми, какие у родителей чаяния и переживания. Тогда у него будет возможность оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства.
– Как вы вдохновляете коллектив на плодотворную работу?
– Мне очень повезло в том, что работавшие до меня руководители – а это Дора Самуиловна Полукшт и Владимир Витальевич Шарков – приложили много усилий для формирования сильного коллектива педагогов и традиций лицея. Именно они задали ту высокую планку, которую все последующие годы мы стараемся поддерживать.
Первый коллектив учителей формировался из педагогов среднего возраста, лет 40. Все они пришли из разных школ, уже имели серьезный опыт работы и высокие результаты. Это были люди, которые стремились создать что-то новое, интересное. И у них получилось.
Последние несколько лет у нас идет смена коллектива, и моя задача сегодня дать возможность новым педагогам прочувствовать лицейскую атмосферу, чтобы им было здесь комфортно и интересно работать. В этом мне, безусловно, очень помогают дети. Именно они, умные и талантливые, мотивируют педагогов к профессиональному росту.
Когда-то давно я прочитала, что в японских школах пишут не «Добро пожаловать!», как мы привыкли, а «Старайся изо всех сил». Эту фразу я часто повторяю и детям, и коллегам. Потому что если стараешься изо всех сил, то у тебя все получается.
– Насколько трудно стать лицеистом? Какие требования предъявляются к поступающим?
– Традиционно самый большой конкурс при поступлении у нас в седьмой класс, он составляет порядка шести-семи человек на место. В последние годы замечаем снижение активности школьников, поступающих в восьмой и десятый классы, сегодня конкурс по ним составляет порядка двух человек на место.
Для поступления в лицей нужно иметь хорошую базу, позволяющую углубленно изучать выбранные предметы. На нашем сайте размещены материалы для подготовки к поступлению в лицей. Они доступны всем. Также всегда можно позвонить и проконсультироваться с нашими специалистами о том, как лучше организовать подготовку.
– У вас есть специальные курсы для поступающих, расскажите подробнее.
– Да. Есть несколько вариантов подготовки. Начиная со второго класса мы ведем кружки развивающего обучения по математике. На занятиях ребята решают интересные логические задачки, разного рода кроссворды, математические игры, которые формируют и поддерживают интерес к предмету. А с шестого класса готовим ребят именно к поступлению. Происходит это через углубленное изучение математики и восполнение пробелов в знаниях. Занятия проводятся на базе лицея по субботам и воскресеньям и длятся полтора часа. Среди наших учащихся есть и те, кто ходит на занятия со второго по шестой класс не столько для поступления, сколько для поддержания интереса к учебе.
Для семиклассников мы выстроили систему дистанционного обучения по физике и математике. Ребята, заканчивающие такой курс, поступают к нам в 8 класс. В этом году то же самое мы попробовали сделать для поступающих в 10 класс по естественно-научному направлению (химия, биология, математика). Для школьников такое онлайн-обучение абсолютно бесплатно.
– Что, по-вашему, важнее – дисциплина или знания?
– Я думаю, что знаний не будет без разумной дисциплины. Причем дисциплины не только на уроке, но и вообще в жизни. Поэтому, если ребенок с детства приучен рационально относиться к своему времени и умеет разумно распределить свои силы, он будет более успешен. Дисциплина, умение все делать вовремя и четко – очень хорошее качество, и оно должно прививаться всем школьникам с самого детства.
Иногда к нам приходят дети, которые серьезно занимаются спортом или, к примеру, в художественной школе. И родители задаются вопросом, сможет ли их сын или дочь совмещать учебу в лицее с этим увлечением. И если раньше я была убеждена, что это действительно сложно, то сейчас вижу, что дети, которые были сильно заняты до лицея в каких-то других видах деятельности, умеют ценить минуты и им гораздо легче организовать свой учебный график, чем тем, кто никуда не ходил.
– А если говорить о дисциплине на уроке?
– В этом ключе дисциплина дисциплине рознь. Абсолютная тишина на уроке может быть признаком какого-то неблагополучия, например, дети боятся отвечать, высказывать свое мнение. И наоборот, созидательный шум, когда ребята работают в группах, что-то обсуждают, полезен для дела. В этот момент у них вырабатываются новые навыки, тренируются личностные качества.
– Какие книги или фильмы вы бы посоветовали почитать и посмотреть своим коллегам и ученикам?
– Мы довольно часто обсуждаем с коллегами и детьми книги и фильмы, те или иные исторические факты, задевшие нас за живое. Поскольку я работаю в естественно-научных классах, и в основном эти лицеисты поступают на медицинские специальности, то чаще всего советую им книги, написанные врачами. В них описывается то, с какими сложностями, сомнениями приходится сталкиваться медикам в своей профессии, каково знать, что от твоих знаний и действий зависит жизнь человека. Все это важно при выборе профессии. Еще я считаю важным обсуждать фильмы, перед героями которых стоит нравственный выбор.
– А досуговая деятельность у ваших учащихся есть?
– Конечно! В течение всего учебного года у нас идут спортивные мероприятия, чемпионаты по футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису. Мы открыли спортивный клуб, создали театральную студию. На базе лицея активно развивается волонтерское движение, вожатство. Наши учащиеся могут посещать различные кружки, заниматься общественной деятельностью, принимать участие в социальных акциях. В числе ежегодных мероприятий танцевальный марафон, сбор актива, социально-образовательный проект «Физматика».
– Что бы вы сказали школьнику, который сомневается, стоит ли ему поступать в Физико-математический лицей?
– На баннере нашего лицея написано: «Лицей дарит мечту». Это означает, что именно здесь школьнику выпадает шанс погрузиться в увлекательный мир предметов, которые ему интересны, вместе с мудрым наставником, выбрать профессию близкую ему по духу, подружиться с ребятами, которые станут настоящими друзьями на всю жизнь. Лицей формирует отношение к жизни, которое позволяет в дальнейшем проявить себя в абсолютно разных сферах.
– Какой процент поступаемости ваших выпускников в вузы и где они чаще всего продолжают свое обучение?
– Сто процентов наших выпускников поступают в вузы. Чаще всего они выбирают учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга: МГУ, СПбГУ, МФТИ, РУДН, РХТУ имени Д.И. Менделеева, МИФИ, Национальный университет информационных технологий, механики и оптики, становятся студентами санкт-петербургских медицинских вузов и Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Мы сотрудничаем с Высшей школой экономики, с медицинским университетом имени Н.И. Пирогова и с Московским физико-техническим университетом.
Если брать не центральные вузы, то наши выпускники стали чаще поступать в вузы Калининграда, Казани, Архангельска, Ярославля и в местные вузы. Ежегодно лицей получает из высших учебных заведений благодарственные письма за высокий уровень подготовки абитуриентов. Есть учебные заведения, которые сами приглашают наших выпускников, отмечая их умение трудиться и качественную базу знаний.
– Вы отслеживаете дальнейшую судьбу ребят?
– Да, мы с интересом следим за их дальнейшей жизнью. Мы знаем, что, заканчивая бакалавриат, многие продолжают обучение в магистратуре, аспирантуре, защищают кандидатские диссертации.
Среди наших выпускников много успешных людей, работающих в крупных российских и международных компаниях. Есть выпускники, которые создают и развивают свое дело. В Республике Коми наши дети работают в производственной и банковской сфере, надзорных органах, медицине.
Наши выпускники реализуются не только профессионально. Когда-то давно ученики лицея Владислав Соломко, Дмитрий Артеев и Илья Бебех начинали играть в команде КВН «Имени меня». После окончания обучения они не оставили свое увлечение и в этом году стали победителями игры в высшей лиге.
А еще у нас есть одна добрая традиция. Когда наши бывшие лицеисты приезжают в родной город, то частенько заглядывают к нам. Здесь они проводят уроки, классные часы, во время которых рассказывают о том, где они учатся или работают, делятся своим успешным опытом. Благодаря помощи выпускников в течение последних семи лет проводятся зимние и летние школы по подготовке лицеистов к олимпиадам.
– Каким вы видите лицей через много-много лет?
– Я очень надеюсь, что лицей будет развиваться и дальше. Планов и идей у нас очень много. И я надеюсь, что все они будут воплощены в жизнь.
Беседовала Екатерина ЖВАНЬКО
Фото из архива Физико-математического лицея-интерната
Оставьте первый комментарий для "Наталья Шутова: «Лицей дарит мечту»"