Седьмого января на республиканском лыжном комплексе имени Раисы Сметаниной в селе Выльгорт Сыктывдинского района прошли соревнования по ездовому спорту «Легенда Севера». В дисциплине «упряжка, четыре собаки» на трехкилометровой дистанции победу одержал Сергей Старинец из Ухты. Заниматься гонками на собачьих упряжках Сергей начал вместе с супругой Юлией, а познакомились они благодаря любви к удивительным ездовым собакам породы хаски. О необычном увлечении каюр рассказал в интервью «Республике».
– Как и многим, в детстве родители завести собаку мне не разрешали. Уже в осознанном возрасте решил сам завести. И желание было, и появились финансовые возможности. Увидев этих голубоглазых пушистых собачек породы хаски, захотел взять, стал выбирать, присматривать. Изначально планировал запрягать в нарты, так как знал, что собака ездовая и это в ее природе. Купил, подросла, стал заниматься. Я – на велосипеде, собака – рядом бежит.
Во время прогулок познакомился с будущей супругой, у нее тоже был хаски. Со временем у нас сформировалась своя компания, где все имели таких же собак. Приобрел нарту, и мы вчетвером запрягали своих собак, пробовали кататься. Потом уже каждый купил себе по нарте и завел по второй-третьей собаке. Сейчас у нас с супругой 12 собак.
– Первый питомец всегда оставляет особый след?
– Да, конечно, его, к сожалению, уже нет в живых. Звали его Дакар. В памяти он всегда, с него все начиналось – тренировки, необходимые навыки и знания, выезды на первые соревнования.
– В Выльгорте была довольно серьезная конкуренция, второе место занял кировчанин. Насколько важен для вас был этот старт?
– Конкуренция, да, неплохая. В нашем классе было самое большое количество участников. Обычно больше всего народу в упряжках с двумя собаками, а тут в четверках набрали пять человек. Для нас это домашняя гонка и хорошая возможность посоревноваться. Было интересно проверить силы на новой трассе. Трасса понравилась: рельефная, с обилием спусков и подъемов.
– До начала гонки успели провести тренировочный забег?
– Никаких тренировок не было: приехали и сразу вышли на старт. Условия для всех равные, и при этом отличная организация – на трассе все было размечено, и куда-то не туда свернуть было нереально.
– Как проходили соревнования?
– Выезжали с интервалом. В своем классе я стартовал первым, поэтому обгонять и догонять никого не пришлось. Бывает, что теряешь время на обгонах, а на этих гонках надо было только ровно и уверенно пройти трассу, не волноваться, соответствовать уровню своих собак, грамотно их направлять. Из-за сильного ветра дистанцию сократили с пяти до трех километров, для нас это небольшая дистанция. Трасса очень интересная, широкая. В общем, нам понравилось. Хотелось бы, чтобы гонка стала ежегодной.
– Как зовут боевых товарищей, вместе с которыми вы завоевали золото?
– Бьора, Буран, Айс и Мэл.
– То есть в упряжке могут быть разнополые собаки? Это не принципиальный момент?
– У кого как. У меня получилось так, что кобели на подхвате, а сука более трудолюбива и она вожак упряжки.
– По сколько им лет?
– В этом году исполнится шесть лет. Брали их трех-, четырехмесячными. Это так называемые спорт-хаски. Есть выставочные хаски, они более пушистые и менее крупные, а у меня спортивные, длиннолапые, и в общем отличаются от обычных.
– Какие старты вам больше нравятся – летние или зимние?
– Зимние. Летом собаки все-таки больше отдыхают. Породе хаски летом жарко бегать, нужно строго следить за температурой, чтобы собака не перегрелась, а зимой ограничений почти нет, и ярких эмоций мы больше получаем от зимних гонок.
– В ходе гонки требуется как-то подбадривать собак, давать команды?
– Собаки уже опытные, поэтому специально подгонять их не надо. Команды даешь – вправо и влево, обгон. Они знают свое дело, главное – подготовить их, зарядить энергией и грамотно настроить перед стартом. Важно, чтобы и снаряжение было хорошо подготовлено. Дальше собаки сами все сделают так, как надо, лидер упряжки их ведет. Я тоже помогаю им на подъемах.
– На каких ваших стартах был максимальный уровень конкуренции?
– Обычно самая большая конкуренция в Кирове. Участвуют спортсмены из Москвы, Санкт-Петербурга. На соревнованиях такого уровня мы входили в тройку: брали второе и третье места. Ездим туда ежегодно. Чтобы выйти на более серьезный уровень, надо ездить чаще на различные российские состязания, ведь есть еще и основная работа, помимо ездового спорта. К счастью, возрастных ограничений нет, так что, возможно, в будущем будем чаще ездить.
– В нашей республике есть на кого равняться: ухтинская спортсменка Юлия Телюк входит в основной состав сборной России по ездовому спорту.
– Да, мы начинали тренироваться как раз с ней. Первую собаку завели, и понеслось: сначала сами, потом с друзьями. В том числе с Юлей собирали одну упряжку из ее и моих собак, катались по очереди. Потом она взяла нарты, и мы продолжали вместе тренироваться. Это был 2014 год. Тогда мы приезжали на первые соревнования в Сыктывкар.
– Юлия Телюк со временем перешла от хаски к метисам. А вы планируете брать собак других пород?
– Нет, хаски у нас живут в вольерах, а метисы менее хладоустойчивы, и так в наших северных условиях жить не смогут. Придется их в дом брать, а супруга у меня аллергик, не все собаки ей подходят, тогда как у хаски шерсть гипоаллергенная.
– Что нужно, чтобы выйти на уровень сборной России?
– Нужно больше времени. Надо постоянно тренироваться и иметь возможность выезжать на старты не только в Сыктывкар и Киров, но и в отдаленные регионы. Что касается собак, добиться хороших результатов можно на тех, что у нас сейчас.
– В Сыктывкар вы приезжали с четырьмя собаками. Как происходит их перевозка?
– Для этого есть прицеп со специальными будками, у каждой собаки отдельное помещение, сено подстелено, чтобы было тепло и мягко. Собаки едут с комфортом, им нравится. Мы уже не первый год занимаемся ездовым спортом, поэтому прицеп у нас давно, а когда только начинали, то посадить двух собак в салон автомобиля тоже не составляло большого труда.
Со временем, когда и у меня была своя упряжка, и у супруги, в одной машине умещаться всем стало проблематично. Приобрели прицеп, изготовили самостоятельно будки. Доехать до Сыктывкара из Печоры не очень затратно, поэтому всегда с удовольствием приезжаем, чтобы и посоревноваться, и с такими же, как мы, друзьями-собачниками повидаться.
– Вы довольно долго занимаетесь ездовым спортом. За это время первые собачки, наверное, успели состариться и не соревнуются?
– Собаки бегают, пока им позволяет здоровье. Самые старшие наши собаки уже на заслуженном отдыхе. Не все бегают на соревнованиях, но в упряжке тренируются все.
– Как часто проходят тренировки?
– В идеале необходимо тренироваться четыре раза в неделю. Но мы выходим по возможности – два-три раза в неделю и в зависимости от погоды – в сильные морозы не бегаем.
– Вы тренируетесь исключительно на своей «накатанной» четверке?
– Да, готовлю их к сезону. Специализируемся мы с супругой именно на четверках.
– Что для вас ездовой спорт?
– Это даже не просто хобби, а наша жизнь. Без собак уже непривычно, и жизнь не та. У нас появилось много друзей и единомышленников в других регионах. Со многими близко дружим и постоянно поддерживаем связь, встречаемся на соревнованиях.
– Где вы тренируетесь?
– Живем в частном секторе. Со двора выходим, и сразу же трасса для тренировок. Там снегоходами все накатано, условия прекрасные.
– То есть тем, кто хочет начать заниматься ездовым спортом, желательно иметь частный дом?
– Если у вас одна-две собаки, то можно держать их и в квартире. Мы тоже раньше жили в квартире и никакого дискомфорта не испытывали. За город выехать и потренироваться с ними тоже не составляло проблемы.
– Что можете посоветовать тем, кто, как вы, когда-то планирует завести первую собаку и заняться ездовым спортом? С какими проблемами может столкнуться хозяин?
– Главное – желание. Если у человека есть желание регулярно ездить на тренировки, гулять с собакой, то можно достичь высоких результатов. Но надо понимать, что в этом спорте есть достаточно серьезная финансовая составляющая. Снаряжение стоит недешево, а для занятий нужны нарты и лыжи для зимы, для лета велосипеды (для занятий ездовым спортом требуются специализированные велосипеды – авт.), шлейки и много чего еще.
– Санкции сильно повлияли на цены?
– Есть российские производители, и цены на те же нарты сильно не изменились. У зарубежных, конечно, цена другая, да и, наверное, привезти их сейчас будет проблематично. От сорока тысяч рублей стоят нарты отечественного производства. Если сильно не «ушатывать», то прослужат они долго.
– У спортивных собак питание, наверное, какое-то особенное?
– Отличается не столько само питание, сколько процесс кормления. После тренировки или соревновательного старта, также и до тренировки собаку нужно вовремя выпоить и накормить, обеспечить прием восстанавливающих витаминов, грамотно дозировать прием витаминов и пищи. Важно держать собак в хорошей физической форме, чтобы они были и не худые, и не толстые. Это все тоже во многом зависит от рациона. Кормление у наших хаски смешанное: и сухой корм, и, например, субпродукты варим.
– Вы уже, наверное, хорошо изучили психологию собак?
– Да, все понимаем по поведению. Улавливаем настроение. Если ты на взводе, то собакам это тоже передается, это даже видно на тренировках – они начинают вести себя более эмоционально. У каждой собаки, как и у человека, свой характер. Есть конфликтные, есть более дружелюбные. Но когда они бегут в упряжке, то нет никаких конфликтов, обо всем забывают. Собак мы выращиваем со щенков, вся упряжка у меня из собак примерно одного возраста, все хорошо подобраны друг под друга.
– Было ли в вашей практике такое, что нужно было отказаться от собаки, потому что она вносила негатив в общую группу?
– Такого не было. Все зависит от воспитания. У собаки может быть сложный характер, но грамотной дрессурой все можно скорректировать. ↓
Ярослав СЕВРУК
Фото из личного архива героя публикации и пресс-службы РЛК имени Раисы Сметаниной
Оставьте первый комментарий для "Каюр Сергей Старинец: «Ездовой спорт – это драйв и эмоции»"